Порядок проектирования, реконструкции и технического переоснащения швейных предприятий сервиса

Создание нового предприятия осуществляется на новых площадях и предполагает организацию производства с целью удовлетворения потребностей населения в предлагаемых услугах.

Реконструкция действующего предприятия предполагает реорганизацию производства и переустройство его подразделений с целью повышения эффективности производства, улучшения качества услуг и конструкторско-технологической подготовки производства, внедрения нового ассортимента, прогрессивных форм обслуживания и организации труда и т. п. Независимо от цели реконструкции в проекте предлагается целый комплекс мероприятий по совершенствованию всех сторон работы предприятия: технической, производственной, организационной, экономической и др. Но в зависимости от конкретной цели реконструкции действующего предприятия анализ его деятельности дополнительно углубляется и детализируется в соответствии с этой задачей.

К техническому переоснащению предприятия относится комплекс мероприятий по повышению технико-экономического уровня отдельных производств, цехов и участков на основе внедрения передовой техники и технологии, механизации и автоматизации производства, модернизации или замены устаревшего и физически изношенного оборудования новым, совершенствования организации основного производства, как правило, без расширения производственных площадей. Целью технического переоснащения предприятия является: интенсификация производства; увеличение производственных мощностей, выпуска продукции и улучшение ее качества при обеспечении роста производительности труда, снижения себестоимости продукции, экономии материальных и энергетических ресурсов; улучшение других технико-экономических показателей работы предприятия в целом.

Любой проект начинают с предпроектных исследований и обоснования его целесообразности.

Предпроектные исследования предполагают анализ организационно-технического состояния действующего предприятия (при реконструкции и техническом переоснащении); анализ рынка товаров и услуг; сегментирование рынка; выявление способов достижения поставленной цели.

Анализ организационно-технического состояния действующего предприятия осуществляют с целью выявления резервов производства и путей решения основной задачи реконструкции и технического переоснащения действующего предприятия.

При реконструкции и техническом переоснащении предприятия необходимо проанализировать его производственную мощность с целью выявления необходимости в увеличении производственных площадей, либо резервов использования действующих мощностей предприятия [15, с. 17].

Например, при задаче повышения качества услуг дают оценку уровня категорийности услуг и обслуживания; детально анализируют состояние качества услуг по всем показателям; проводят анализ состояния качества технологических процессов; оценивают показатели, влияющие на качество услуг и связанные с уровнем квалификации рабочих, технологии, техники и рядом показателей уровня организации труда и производства, и т. п.

При задаче повышения уровня технологии и техники производства наибольшую значимость имеют данные по уровню концентрации и специализации производства, степени охвата рабочих бригадным методом и показатели фактической выработки рабочего. Детально анализируют состояние процессов по всем факторам уровня техники и технологии. Акцентируют внимание на фактическом использовании оборудования, чтобы наметить пути повышения его использования.

При задаче расширения и проектирования новых видов услуг и форм обслуживания детально анализируют имеющиеся на предприятии, вскрывают причины слабого развития той или иной услуги или формы обслуживания, зависимость этих причин от производства; анализируют внутренние условия и возможности предприятия для внедрения новых видов услуг и форм обслуживания и т. п.

Детальный анализ состояния технологических процессов оказания услуг по тем или иным показателям позволяет выявить все резервы производства и наметить конкретные пути решения основной задачи реконструкции или технического переоснащения действующего предприятия

Анализ рынка товаров и услуг позволяет установить соотношение спроса и предложения услуг. Его осуществляют с целью определения специализации проектируемого предприятия (что производить?). Анализ и характеристика конкурентов-производителей (выявление ряда слабых сторон их производства и продукции) поможет определить и максимально использовать конкурентные преимущества проектируемого предприятия.

Цель сегментирования рынка– выявить наиболее важные для каждой группы потребителей потребности в услугах и сориентировать политику предприятия на удовлетворение спроса какой-либо группы (для кого производить?).

Процесс сегментации рынка начинается с выделения существующих и потенциальных покупателей и их потребностей. Одновременно определяются факторы, влияющие на их покупательское поведение. Далее определяются критерии сегментации и, согласно этим критериям, проводится сегментация рынка. Критерии сегментации должны быть такими, чтобы они дифференцировали клиентов по покупательскому поведению.

Для каждого сегмента разрабатывается своя соответствующая маркетинговая программа для достижения поставленных целей.

Сопоставление в рамках конкуренции емкости рынка, возможности его сегментации, выгод, предлагаемых потребителю конкурентами и внедряемым проектом, должно дать ответ на вопрос о перспективности проекта в завоевании достаточного рыночного сегмента.

Далее осуществляется выбор стратегии предприятия, разработка планов развития производства, расчет цехов и участков предприятия, оценка затрат ресурсов и финансовых результатов проекта.

Стратегия предприятия может быть направлена на существующие услуги и рынки (при реконструкции). Эту стратегию называют методом экономии издержек или «улучшай то, что уже делаешь».

Стратегия может быть направлена на развитие рынка. Эта стратегия эффективна, если предприятие стремится расширить свой рынок, например, за счет освоения новых сегментов рынка.

Стратегия может быть определена на внедрение новых услуг для сложившихся и давно освоенных рынков. Эта стратегия применяется тогда, когда предприятие завоевало большую популярность у потребителей. В этом случае предприятие реализует новые услуги своим постоянным клиентам.

Стратегия диверсификации применяется с целью избежать чрезмерной зависимости предприятия от определенного перечня услуг, а также в том случае, если предприятие желает покинуть рынки, находящиеся в состоянии застоя. Однако реализация стратегии диверсификации предполагает разработку новых продуктов (услуг) и новых рынков, поэтому она является наиболее рискованной, так как никогда нет полной уверенности, что новые рынки готовы принять новую продукцию и она будет пользоваться спросом у потребителей.

Опыт выработки стратегий различными предприятиями показывает, что они редко останавливают свой выбор на каком-то одном варианте. Чаще всего общая стратегия представляет собой ту или иную комбинацию, а последовательность их реализации определяется значимостью и ожидаемыми результатами каждой [10, с. 32].

Планирование производственной деятельности предприятия из взаимосвязанных разделов – планов: производства и реализации продукции; технического развития и экономической эффективности производства; материально-технического снабжения; по труду и заработной плате; по себестоимости, прибыли и рентабельности; по ценам; социального развития коллектива предприятия; экологических мероприятий по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов; оперативно-производственного; финансового [6, с. 196].

В процессе организационного планирования определяется правовой статус предприятия, формируется производственный состав и разрабатывается концепция управления предприятием. Анализируется существующая структура предприятия (при реконструкции) или структура аналогичных предприятий. Моделируется процесс выполнения основных функций системы управления, устанавливаются функции основных и вспомогательных подразделений и четкие взаимосвязи между ними, определяется структура управления.

План производства продукции (услуг) является основой для расчета всех остальных разделов плана предприятия. Производственная программа предприятия определяет ассортимент услуг и изделий, объемы выпуска (суточный выпуск изделий по ассортименту и видам услуг Мсут , шт.), трудоемкость и ценностные показатели, которые должны быть достигнуты предприятием. Производственный план формируется на основе плана реализации услуг и производственных мощностей предприятия. Конкретно объем оказания услуг (сколько производить?) планируется с потенциальными условиями и возможностями предприятия: целями долгосрочной стратегии, состоянием и мощностями производственного потенциала, наличием профессиональных кадров, размером инвестиций в освоение, расширение или модернизацию производства и т. п.

На следующей стадии проектирования в соответствии с производственной программой осуществляют расчет всех производственных цехов и участков. Методика проектирования технологического процесса оказания услуг, начиная от подготовки материалов к раскрою и заканчивая процессом изготовления изделий, и расчет всех производственных цехов и участков предприятия рассмотрены в следующих разделах настоящего пособия.

План технического развития и экономической эффективности производства занимает центральное место в плане предприятия, так как в этот план включается комплекс мероприятий, определяющих техническое и организационное совершенствование предприятия, улучшение качества продукции, комплексное развитие всех подразделений предприятия, особенно тех, которые могут сдерживать развитие производства и ограничивать использование фондов и производственной мощности.

В число основных мероприятий, которые должны включаться в план совершенствования ассортимента и улучшения качества услуг и продукции, следует включать: освоение и увеличение удельного веса новых видов услуг и изделий в общем объеме производства; повышение общего технического уровня рабочих и инженерно-технических работников; расширение профессиональной подготовки кадров; использование всех возможностей для повышения заинтересованности рабочих и специалистов в улучшении качества услуг и продукции и т. п.

От успешной разработки и реализации плана внедрения прогрессивной технологии, механизации и автоматизации производства зависят увеличение объема производства, высокое качество услуг и продукции, рост производительности труда, экономия материальных затрат, снижение себестоимости продукции и рост прибыли.

В плане материально-технического снабжения определяются необходимое количество материально-технических ресурсов для нормального, бесперебойного ведения технологического процесса оказания услуг и способы удовлетворения потребностей предприятия в этих ресурсах.

В плане по труду и заработной плате должны быть предусмотрены: повышение производительности труда; рост заработной платы; стимулирование участников производственного процесса в улучшении результатов работы предприятия; удовлетворение потребности в кадрах необходимой квалификации; повышение квалификации работников предприятия; определение оптимального соотношения численности персонала, занятого в основном производстве, в обслуживании и управлении.

Задачами планирования заработной платы на предприятии являются: определение общего фонда заработной платы; осуществление оплаты труда работающих в соответствии с количеством и качеством выполняемых работ; повышение заинтересованности каждого работающего в улучшении результатов своего труда и работы предприятия в целом.

План по себестоимости, прибыли и рентабельности состоит из следующих разделов: калькулирование и снижение себестоимости услуг и продукции за счет основных технико-экономических факторов; смета затрат на производство; расчет прибыли; расчет рентабельности производства.

Важное место среди различных рычагов экономического механизма хозяйственной политики предприятия принадлежит ценам и ценообразованию, в которых отражаются все стороны его экономической деятельности. Существует три основных способа формирования цен: цена определяется как сумма издержек производства и средней прибыли; цена определяется на основе изучения спроса и предложения; цена определяется в зависимости от конкуренции на рынке. При установлении окончательной цены предприятие должно учесть еще и такие факторы как: психология ценовосприятия потребителями; желательный ценовой образ фирмы; реакция других участников рынка на предлагаемые цены; государственная политика цен. Но в любом случае подход предприятия к проблеме ценообразования зависит от этапов жизненного цикла услуги и соотношения спроса и предложения.

Планирование социального развития коллектива представляет собой систему мероприятий, направленных на всестороннее и гармоничное развитие всех членов коллектива на основе прогрессивных изменений структуры, условий жизни трудового коллектива, наиболее полное удовлетворение материальных и духовных потребностей членов коллектива.

Все мероприятия сопровождаются расчетами их экономической эффективности.

Порядок проектирования предприятия определяется внешними и внутренними факторами. Исследования рынка и конкурентов-производителей позволяют говорить о перспективности проекта. Расчет общих инвестиционных затрат определяют финансовую и экономическую рентабельность проекта.

Контрольные вопросы

1. Что предполагает создание нового предприятия?

2. Какие цели реконструкции предприятия могут быть реализованы в проекте?

3. Охарактеризуйте основные стадии проектирования, реконструкции и технического переоснащения швейных предприятий сервиса.

4. Каково содержание предпроектных исследований при создании и реконструкции предприятия?

5. Что такое «сегментирование рынка»?

6. Для чего разрабатывается маркетинговая программа предприятия?

7. Какие существуют методические подходы к планированию общей стратегии предприятия?

8. Перечислите задачи и этапы планирования деятельности предприятий в условиях рыночной экономики.

9. Что является исходной информацией для разработки плана производства продукции (услуг)?

10.Какими показателями подтверждается целесообразность проекта?

Наши рекомендации