Целеполагание в организационных системах
В ходе исследований в области синтеза автоматизированных систем поддержки информационно-аналитической деятельности П.Ю. Конотоповым была синтезирована модель, программная реализация которой позволяет создать технологический инструментарий для систем, управляемых потоком событий.
Перейдем к рассмотрению процессов индивидуального, группового целеполагания и, как следствие, образования коалиций. Чтобы не отпугнуть читателя, при описании основных идей, заложенных в основу построения моделей такого рода, мы не будем злоупотреблять математическими выражениями.
В случае индивидуального целеполагания процесс может быть представлен в виде следующей совокупности этапов: возникновение дискомфорта, осознание потребности, установление источника дискомфорта, формулирование и анализ цели (синтез цели), анализ ресурсов и разработка линии целенаправленного поведения (синтез стратегии). Завершается эта цепочка воплощением замысла (этапом объективации цели).
Когда же речь идет о процессе группового или коалиционного целеполагания, то следует выделить ряд отличий в составе базисных процессов, образующих его основу. При исследовании закономерностей группового (коалиционного) целеполагания, последовательность, характерную для индивидуального целеполагания, можно рассматривать в качестве базовой. В случае индивидуального целеполагания коммуникативная функция скрыта (она реализуется в сознании индивида, когда он «уведомляет» себя о появлении цели и строит ее логическое обоснование или опровержение). Но в случае группового целеполагания коммуникационное обеспечение процесса становится крайне важным. В организационных системах «серединного пути» цели могут быть синтезированы как на высшем уровне иерархии, так и на подчиненных уровнях. Соответственно, цели в организационной системе (обладающей на момент синтеза цели выраженной иерархической структурой) от момента их возникновения до момента воплощения, проходят несколько этапов:
- синтез цели;
- социализация цели;
- объективация цели.
В случае коалиционного целеполагания появляется еще один этап — этап социализации целей. Социализация цели — это процесс доведения цели до потенциально заинтересованных в ее достижении субъектов деятельности имеющий целью их вовлечение в процесс объективации цели.
Большинство работ, посвященных анализу закономерностей синтеза целей, указывают на то, что причиной возникновения новой цели является изменение состояния субъекта целеполагания (СЦ). Обычно моменту синтеза цели предшествует возникновение некоторой ситуации, в частности — материальных предпосылок для синтеза целей. Но в социальных и организационных системах наличие материальных предпосылок требуется не всегда. Это вызвано тем, что социализация цели может быть осуществлена с применением специальных психологических технологий, в результате чего иные субъекты деятельности могут воспринять цель без рассмотрения аргументов и анализа наличия материальных предпосылок к ее возникновению. То есть, этап социализации цели другим субъектом деятельности вполне может подменить этап возникновения материальных предпосылок, причем это не всегда возможно проследить. Возникновение материальных предпосылок может быть мнимым, поскольку любое изменение фиксируется сознанием относительно некоторой модели — эта особенность процессов синтеза и социализации цели лежит в основе всех видов информационных операций деструктивной направленности.
Таким образом, причиной возникновения или модификации целевой установки могут служить:
- изменения, происшедшие в реальном мире, отразившиеся на состоянии субъекта целеполагания;
- изменения, происшедшие в модели мира субъекта целеполагания.
Несмотря на то, что изменения, приведшие к синтезу или модификации цели, могут быть как материальными, так и информационными, целевые установки субъектов целеполагания, сказывающиеся на характеристиках преобразующей деятельности, как правило, формулируются в отношении ресурсов (снижение или повышение расхода ресурсов, наращивание или возобновление ресурсов и т. д.). В этом-то и сокрыта причина высочайшей эффективности информационного оружия — с малыми материальными затратами (нередко, вообще используя только мнимые стимулы) можно добиться добровольного и добросовестного (!) претворения в жизнь чуждой реальным интересам оппонента цели (вплоть до безвозмездной передачи ресурсов в пользование другим субъектам). В период с 1987 по 1993 гг. данная технология неоднократно массово применялась на территории СССР иностранными спецслужбами и консультантами крупнейших финансово-промышленных и банковских групп Запада.
Зарождение цели и ее первичная социализация всегда происходят в рамках одного элемента, относящегося к некоторой страте системы, дальнейшая же ее социализация и объективация могут происходить и на других стратах, с расходованием ассоциированных ресурсов других элементов (в том числе — и ресурсов элементов, пребывающих в антагонистических отношениях с элементом, синтезировавшим цель).
На раннем — донаучном — этапе развития общественного сознания, целевые установки социума чаще всего формулировались в виде религиозных догм, закреплявших существующие или предлагавших альтернативные системы распределения ресурсов. На этом этапе широко практиковались манипулятивные методы социализации целей и побуждения субъектов целеполагания к синтезу целей за счет коррекции их модели мира. По мере развития науки вес материальных факторов в синтезе целей неуклонно возрастал и достиг максимума в первой половине ХХ века. В сочетании с ростом уровня технологического обеспечения производства это привело к снижению темпов торгового оборота продукции (особенно долговечной). В ряде стран снижение темпов товарооборота привело к спаду производства (волна кризисов перепроизводства). С целью противодействия кризисам перепроизводства в практику управления экономикой были введены методы стимулирования темпов товарооборота с применением психологических методик, влияющих на процесс синтеза целей за счет модификации модели мира субъекта. Сейчас тенденция к применению таких методик распространилась также на сферы политики и военного дела. Методы управления синтезом целей за счет модификации модели мира СЦ детально анализируются в теории информационных войн.
Таким образом, предпосылки, побуждающие субъекта целеполагания к синтезу целей, могут иметь материальное выражение в системе субъекта и воздействовать на органы чувств субъекта прямо или косвенно (посредством специализированного инструментария), либо могут быть инициированы извне системы субъекта целеполагания, благодаря информационному воздействию на его модель мира (например с применением современных психотехнологий типа нейролингвистического программирования). Такое, инициирующее процесс синтеза целей, воздействие можно рассматривать как один из вариантов социализации целей — вариант неявной социализации целей.
В процессе индивидуального целеполагания, на этапе социализации и объективации целей, их содержание может претерпевать различные изменения. К их числу факторов, вызывающих изменение содержания целей, могут быть отнесены:
- изменение ситуации в реальном мире:
- изменение интенсивности воздействия материальных факторов;
- изменение состава или объемов материальных ресурсов;
- изменение пространственных характеристик деятельности;
- изменение сроков реализации целей;
- изменение модели мира субъекта в результате приобретения нового знания:
- изменение модели собственной системы;
- изменение модели потребления ресурсов;
- изменение модели противодействующих сил;
- изменение эмоционального состояния субъекта целеполагания.
Трансформация целей может приводить и к реорганизации системы или смене субъекта целеполагания. Подобные изменения имеют место при осознании СЦ недостаточности сил, средств или ресурсов для объективации цели. В результате безрезультатного поиска стратегий максимально полного удовлетворения имеющихся у него потребностей, СЦ может перейти к корпоративной стратегии, приводящей к синтезу корпоративной цели корпоративным субъектом целеполагания. При этом происходящие структурные и количественные изменения порождают новые отношения между ранее самостоятельными СЦ, в том числе, и антагонистические отношения в сфере потребления ресурсов. К числу ранее имевшихся целей добавляются цели, связанные с управлением корпоративными ресурсами, порождающие антагонистические отношения внутри вновь созданной системы.
При наличии антагонизма в целях элементов, принадлежащих одному уровню, происходит частичная или полная взаимная компенсация их целей. Существуют различные схемы согласования антагонистических целей. Выбор конкретной схемы определяется, прежде всего, исходным соотношением ресурсов участников коалиции, и степенью их заинтересованности в решении проблемы. На этапе синтеза целей результаты анализа ресурсов, необходимых для их достижения, не всегда являются адекватными; как следствие, компенсация антагонистических целей может происходить на разных этапах: а) на этапе социализации (провозглашения) целей; б) на этапе объективации (материального воплощения) целей. При этом компенсация целей может протекать с различными затратами ресурсов:
- с полным расходованием ресурсов (разрушение системы, полная компенсация целей);
- с предельно допустимым для поддержания гомеостаза расходованием ресурсов (сохранение системы, полный или временный отказ от воплощения целей);
- с приемлемым уровнем расходования ресурсов (сохранение системы, реализация исходных или приемлемо трансформированных целей);
- без расходования ресурсов (сохранение системы, отказ от воплощения целей).
Передаче на более высокие уровни иерархии подлежат лишь цели, сохранившие свою значимость в ходе согласования интересов на нижних уровнях организационной иерархии (частично скомпенсированные). При наличии антагонизма в целях элементов, принадлежащих различным уровням иерархии, также происходит частичная или полная взаимная компенсация их целей. Однако в зависимости от идеологии, реализованной в системе, существуют различные стратегии целеобразования и компенсации целей.
Мы говорим здесь об иерархии, поскольку именно в ней наиболее сложно протекает процесс социализации целей. Сами посудите: канал связи с вышележащим уровнем иерархии только один, только через него цель может быть доведена и до смежных сегментов данного уровня, и до сегментов вышележащих уровней... Наглядное представление этого процесса показано на рис. 3.2.
Рисунок 3.2 — Схема социализации целей в жесткой иерархической системе.
К тому же информационная иерархия формируется довольно просто: элемент-источник информации, помещенный в среде ему подобных (до начала акта коммуникации принадлежавших к тому же уровню), автоматически получает статус узла иерархически упорядоченной сети, элементы, ретранслирующие сообщение (в нашем случае — цель), в свою очередь становятся узлами и так далее... В случае, когда существует организационная иерархия этот процесс происходит на фоне ограничений, обусловленных конфигурацией ее информационной инфраструктуры. Для описания таких феноменов пользуются различными приемами: от использования уравнений, описывающих распределение энергии в пространстве, до теории клеточных автоматов и иных методов математического описания процессов распространения энергии либо существования популяций.
Рассмотрим, каким образом в иерархической системе происходит формирование и компенсация целей.
Если интерпретировать процесс объективации целей как осуществляемый субъектом преобразующей деятельности (силами) процесс направления энергии, высвобождаемой посредством инструментария (средствами) из наличествующего ресурса на преобразование состояния материальных объектов. В этом случае цель можно определить не только как ожидаемый результат деятельности, но и как вектор, задающий направление приложения энергии.
Процесс синтеза целей основывается только и не столько на реальных оценках наличествующих ресурсов, сколько на модели мира субъекта преобразующей деятельности — результаты анализа запасов ресурсов на этапе синтеза цели в меньшей степени влияют на содержание цели. Обычно анализ ресурсов становится предметом мыслительной деятельности на втором этапе целеполагания — при формулировании стратегии достижения цели. На первом этапе осуществляется синтез целей, а на втором — анализ их достижимости. При этом на основе декомпозиции цели выделяются задачи, в том числе, связанные с пополнением ресурсов их преобразованием (конвертацией). Этапы синтеза цели и ее декомпозиции по направлениям потребления ресурсов могут быть организованы в цикл и выполняться до тех пор, пока цель, по мнению СЦ, не приобретет статус достижимой.
Для решения этой задачи необходимо оценить область определения целей, потенциально достижимых на некотором заданном уровне иерархии системы — субъекта ИАР.
К числу свойств, подлежащих учету при реализации функции целеполагания субъектом преобразующей деятельности, следует относить следующие:
- структура системы;
- параметры элементов системы (характеристика потребляемых ресурсов, скорость их потребления и пополнения, инерционные свойства, эффективность расходования);
- характеристика отношений между элементами системы;
- продолжительность существования системы в заданном состоянии.
Подразумевается, что субъект преобразующей деятельности, размещенный на некотором уровне иерархии организационной системы, использует для воплощения своих целей ассоциированный ресурс, представляющий собой совокупность специализированных средств потребления/преобразования ресурса и ресурс более низкого уровня организации. При таком представлении в качестве ресурса могут выступать производительные силы со средствами производства, средства производства, сырьевые и иные виды ресурсов. В качестве ресурса низшего уровня организации может рассматриваться и продукция иных систем, реализующих собственные функции целеполагания.
Реализация функции целеполагания тесно связана с моделью мира субъекта целеполагания (того элемента системы, который формулирует цели с использованием языковых средств). При этом тезаурус СЦ (системы СЦ) может быть однозначно отображен на модель мира, на основе которой формулируются и анализируются цели.