Классификатор дефектов рельс
Структура кодирования дефектов рельсов
Классификация дефектов рельсов предназначена для распознавания дефектов, выявления причинной их обусловленности, анализа уровня функциональной стойкости рабочего ресурса и надежности рельсов, а также для статистического учета дефектов и оценки состояния железнодорожного пути (табл. 4).
Все дефекты рельсов в классификации кодированы трехзначным числом с использованием следующей структуры кодового обозначения:
первая цифра определяет вид дефекта и место его проявления по элементам поперечного сечения рельса (головка (ГР), шейка (ШР), подошва (ПР));
вторая цифра определяет разновидность дефекта с учетом основной причины ее появления и развития;
третья цифра указывает на место расположения дефекта на рельсе (и отделяется от первых двух цифр точкой).
Вид дефекта и место его проявления (первый знак в коде) обозначаются цифрой:
1 - отслоение и выкрашивание металла на поверхности катания головки рельса;
2 - поперечные трещины в головке рельса и изломы;
3 - продольные горизонтальные (с буквой Г) и вертикальные (с буквой В) трещины в головке рельса;
4 - пластические деформации (смятие); вертикальный, боковой и неравномерный износ головки рельса (длинные волны и рифли);
5 - дефекты и повреждения шейки рельса;
6 - дефекты и повреждения подошвы рельса;
7 - изломы рельса по всему сечению (исключая изломы, учитываемые в структуре кода под цифрой 2);
8 - изгибы рельса в вертикальной и горизонтальной плоскости;
9 - прочие дефекты и повреждения рельса.
Разновидность дефектов рельсов, определяемая основной причиной его появления и развития (второй знак), обозначается цифрой:
0 - дефекты, связанные с нарушением технологии производства рельсов;
1 - дефекты, зависящие от металлургического качества рельсовой стали и недостаточной контактно-усталостной прочности рельсового металла;
2 - дефекты, связанные с некачественной обработкой торцов рельса;
3 - дефекты, связанные с нарушениями правил текущего содержания железнодорожного пути, а также нарушением технологии обработки болтовых отверстий рельсов;
4 - дефекты, связанные с аномальным воздействием подвижного состава на рельс;
5 - дефекты, полученные в результате механических воздействий на рельс;
6 - дефекты в зоне сварных стыков, связанные с нарушением технологии сварки рельсов;
7 - дефекты, связанные с недостатками технологии закалки рельсов;
8 - дефекты, связанные с нарушениями технологии наплавки рельсов, при варке рельсовых соединителей;
9 - дефекты, вызванные коррозией металла и другими причинами.
Если дефекты рельса проявляются вследствие нескольких причин, то разновидности учитывается основная (определяющая) причина появления и развития дефекта.
Цифровое обозначение места расположения дефекта (третья цифра в коде) принято следующим:
1 - на конце рельса, на расстоянии до 0,75 м от торца (в стыке);
2 - вне конца (по длине рельса), на остальной части рельса (вне стыка);
3 - в зоне контактной стыковой сварки рельсов, на расстоянии до 0,1 м симметрично от оси сварного шва (включая место установки прижимных губок сварочной машины).
Отсутствие третьей цифры в коде классификатора означает, что дефект может быть в любом месте по длине рельса.
Классификатор дефектов рельс
Наименование дефекта и основная причина его появления | Расположение дефекта на рельсе | Код и схематическое расположение дефекта |
Деформации головки рельса (ГР) | ||
1. Отслоения и выкрашивания металла в ГР | ||
Отслоение и выкрашивание металла на поверхности катания ГР из-за недостатков технологии изготовления рельса – волосовины, закаты, плены и т.п. | На конце (в стыке), вне конца (вне стыка) | 10. 1-2 |
Выкрашивание металла на боковой рабочей выкружке ГР из-за недостаточной контактно-усталостной прочности металла | На конце (в стыке), вне конца (вне стыка) | 11. 1-2 |
Впадина, смятие, выкрашивание металла на поверхности катания ГР из-за пробоксовки рельсов колесами локомотива при торможении | В любом месте | |
Отслоение и выкрашивание металла на поверхности катания в закаленном слое ГР (при отсутствии наплавки) | На конце (в стыке), вне конца (вне стыка) | 17. 1-2 |
Выкрашивание наплавленного слоя на поверхности катания ГР | В любом месте |
Наименование дефекта и основная причина его появления | Расположение дефекта на рельсе | Код и схематическое расположение дефекта |
Деформации головки рельса (ГР) | ||
2. Поперечные трещины в ГР (изломы) | ||
Поперечные трещины в ГР в виде светлых или темных пятен (и изломы, из-за них), вызванные внутренними пороками (флокенами, газовыми пузырями и др.) | На конце (в стыке), вне конца (вне стыка) | 20. 1-2 |
Поперечные трещины в ГР в виде светлых или темных пятен (и изломы из-за них) вследствие недостаточной контактно-усталостной прочности металла | На конце (в стыке), вне конца (вне стыка) | 21. 1-2 |
Поперечные трещины в ГР (и изломы из-за них) вследствие боксования, юза, прохода колес с ползунами или выбоинами | В любом месте | |
Поперечные трещины в ГР (и изломы из-за них) вследствие ударов по рельсу (инструментом, рельсом о рельс) и других механических повреждений | В любом месте | |
Поперечные трещины в ГР из-за нарушения технологии сварки рельсов | В сварном стыке | 26.3 |
Закалочные трещины в закаленном слое металла ГР | На конце (в стыке), вне конца (вне стыка) |
Наименование дефекта и основная причина его появления | Расположение дефекта на рельсе | Код и схематическое расположение дефекта |
Деформации головки рельса (ГР) | ||
3. Продольные трещины в ГР | ||
Вертикальное расслоение ГР, вертикальные продольные трещины из-за остатков усадочной раковины | В торце (в стыке), вне конца (вне стыка) | 30В. 1-2 |
Горизонтальное расслоение ГР, горизонтальные продольные трещины из-за наличия скоплений неметаллических включений | В торце (в стыке), вне конца (вне стыка) | 30Г. 1-2 |
Трещины в ГР в месте приварки рельсовых соединителей | На конце (в стыке) | 38. 1 |
4. Пластические деформации в ГР | ||
Волнообразная деформация ГР (длинные волны) | По всей длине | |
Смятие и вертикальный износ ГР из-за недостаточной прочности металла | На конце (в стыке), вне конца (вне стыка) | 41. 1-2 |
Смятие головки внутреннего рельса в кривой из-за перегруза | В любом месте |
Наименование дефекта и основная причина его появления | Расположение дефекта на рельсе | Код и схематическое расположение дефекта |
Деформации головки рельса (ГР) | ||
Боковой износ ГР сверх допустимых норм | По всей длине | |
Смятие ГР в зоне сварного стыка из-за неравномерности механических свойств металла | В месте стыковой сварки | 46.3 |
Смятие ГР в виде седловины в зоне болтового стыка | На конце (в стыке) | 47.1 |
Короткие (3—12—25 см) волнообразные неровности на ГР — рифли | По всей длине | |
5. Дефекты и повреждения шейки рельса (ШР) | ||
Расслоение ШР вследствие нарушения технологии изготовления рельсов | На конце (в стыке), вне конца (вне стыка) | 50. 1-2 |
Наименование дефекта и основная причина его появления | Расположение дефекта на рельсе | Код и схематическое расположение дефекта |
Продольные трещины (и выколы из-за них) в местах перехода головки в ШР | На конце (в стыке), вне конца (вне стыка) | 52. 1-2 |
Трещины в ШР от болтовых и других отверстий в рельсе | На конце (в стыке), вне конца (вне стыка) | 53. 1-2 |
Трещины в ШР от маркировочных знаков, ударов по шейке и других механических повреждений (и выколы из-за них) | В любом месте | |
Трещины в ШР в зоне сварного стыка вследствие дефектов сварки и обработки сварного шва | В сварном стыке | 56.3 |
Коррозия шейки рельса | В любом месте | |
6. Дефекты и повреждения подошвы рельса (ПР) | ||
Волосовины в подошве, трещины, выколы части ПР и изломы из-за этих дефектов | На конце (в стыке), вне конца (вне стыка) | 60. 1-2 |
Волосовины в подошве без видимых дефектов и изломы из-за некачественной обработки ПР | На конце (в стыке), вне конца (вне стыка) | 62. 1-2 |
Наименование дефекта и основная причина его появления | Расположение дефекта на рельсе | Код и схематическое расположение дефекта |
Трещины и выколы ПР из-за ударов и других механических повреждении | В любом месте | |
Трещины в ПР из-за нарушений технологии сварки рельсов | В зоне стыковой сварки | 66. 3 |
Коррозия ПР и коррозийно-усталостные трещины | В любом месте | |
7. Изломы рельсов | ||
Поперечные изломы рельсов из-за шлаковых включении и других дефектов микроструктуры | На конце (в стыке), вне конца (вне стыка) | 70. 1-2 |
Поперечные изломы рельсов вследствие прохода колес с большими ползунами или выбоинами (боксования, юза) | В любом месте |
Наименование дефекта и основная причина его появления | Расположение дефекта на рельсе | Код и схематическое расположение дефекта |
Поперечные изломы рельсов (без видимых пороков) вследствие образования коррозионно-усталостных трещин в ПР и ШР | В любом месте | |
8. Изгибы рельсов | ||
Изгибы рельсов при выгрузке с подвижного состава, ударах по рельсу и т. п. | В любом месте | |
Нарушение прямолинеиности рельсов, допущенное при сварке | В месте стыковой сварки | 86. 3 |
9. Прочие дефекты и повреждения | ||
Другие, кроме перечисленных выше, дефекты и повреждения рельсов могут быть оценены по ближайшему типоразмеру дефекта | На конце (в стыке) вне конца (вне стыка) | 99. 1-2-3 |
Код дефекта | 10.1-2 | 10.1 на конце рельса (в стыке) 10.2. вне конца (вне стыка) | Вид дефекта |
Отслоение и выкрашивание металла (ГР) | |||
Вид сверху Общий вид | Место проявления на рельсе На поверхности катания головки рельса. Может быть: на конце рельса (в стыке)-10.1 по длине вне конца рельса (вне стыка)-10.2 Признаки дефекта - Волосовины, закаты, плены и т.п. Причины появления - Недостатки, нарушения технологии изготовления (при прокате). Возможное развитие дефекта В процессе эксплуатации: при многократном воздействии подвижного состава и высоких контактных напряжений; при наработке тоннажа возможно отслоение и выкрашивание металла на поверхности катания рельса. Способы выявления Дефектоскопирование рельсов. Внешний визуальный осмотр. Проверка размеров выкрашивания измерительными приборами (линейкой миллиметровой, щупом, штангенциркулем). Меры при обнаружении дефектов и текущем содержании пути Рельсы, лежащие в главных путях, при грузонапряженности >25 млн т-км брутто/км в год, и имеющие дефекты на глубину > 3 мм при длине > 25 мм при грузонапряженности менее 25 млн т-км брутто/км в год, и на всех приемоотправочных путях, имеющие дефекты глубиной > 4мм при длине > 35 мм, относятся к дефектным и подлежат замене в плановом порядке (при глубине выкрашивания > 8 мм - в первоочередном порядке). Необходимо наблюдение за развитием дефекта при очередном контроле состояния рельсов. Необходимо профилактическое шлифование рельсов (согласно периодичности, установленной графиком; первая - после укладки новых рельсов). Следует предъявить рекламацию металлургическому комбинату - изготовителю рельсов (в соответствии с гарантийными обязательствами). | ||
Код дефекта | 11.1-2 | 11.1 на конце рельса (в стыке) 11.2. вне конца (вне стыка) | Вид дефекта |
Отслоение и выкрашивание металла (ГР) | |||
Вид сверху Вид сбоку Общий вид | Место проявления на рельсе На боковой рабочей выкружке головки рельса. Могут быть на конце рельса (в стыке)-11.1; по длине вне конца рельса (вне стыка)-11.2. Чаще всего на рабочей грани наружных нитей в кривых участках пути (R меньше 400-1000 м). Признаки дефекта Местные выкрашивания металла. В начальной стадии темные пятна, внутренние продольные трещины в зоне рабочей выкружки головки рельса с наплывом металла на нее. Причины появления Недостаточное качество рельсовой стали: местные скопления неметаллических включений (ненормированных размеров), вытянутых вдоль направления прокатки, определяющие недостаточную контактно-усталостную прочность металла. Возможное развитие дефекта В процессе эксплуатации возможно возникновение внутренней продольной трещины (ВПТ), развитие которой в виде заметных концентрических полос может привести к отслоению металла - выщербине. Способы выявления Дефектоскопирование рельсов: в начальной стадии ультразвуковым дефектоскопом. Внешний визуальный осмотр. Проверка размеров выкрашивания измерительными приборами (линейкой миллиметровой, щупом, штангенциркулем). Меры при обнаружении дефектов и текущем содержании пути Рельсы, лежащие в главных путях, при грузонапряженности >25 млн т-км брутто/км в год, и имеющие глубину выкрашивания > 3 мм при длине > 25 мм при грузонапряженности менее 25 млн т-км брутто/км в год, и на всех приемо-отправочных путях, имеющие дефекты глубиной > 4мм при длине > 35 мм, являются дефектными и подлежат замене в плановом порядке (при глубине выкрашивания > 8 мм - в первоочередном порядке). Необходимо наблюдение за развитием дефекта при очередных проверках состояния рельсов. Для предотвращения появления дефекта необходимо шлифование рельсов рельсошлифовальным поездом. Следует предъявить рекламацию металлургическому комбинату - изготовителю рельсов. |
Код дефекта | В любом месте по длине рельса | Вид дефекта | |
Впадины (пробоксовка), смятия ГР | |||
Вид сверху Общий вид | Место проявления на рельсе На поверхности головки обеих рельсовых нитей. Могут быть в любом месте по длине рельса. Признаки дефекта Местные (локальные) впадины (седловины) глубиной 1-2 мм, 2-3 и более 3 мм на поверхности головки рельса. Смятие (пробоксовка), выкрашивание металла. Причины появления Воздействие колес подвижного состава (локомотивов) при боксовании (на одном месте), торможении. Возможное развитие дефекта Возможны образование выкрашиваний или возникновение поперечной трещины и излом головки рельса. Способы выявления Дефектоскопирование рельсов. Внешний визуальный осмотр, проверка измерительными приборами (измерение глубины впадин металлическими линейками с глубиномером). Меры при обнаружении дефектов и текущем содержании пути При глубине впадины (седловины) более 1 мм рельсы считаются дефектными и подлежат наплавке (газопорошковой и др.) или плановой замене, в первоочередном порядке при глубине впадины (от пробоксовки) более 3 мм. До наплавки или плановой замены устанавливаются скорости движения поездов по рельсам при глубине впадины: от 1 до 2 мм - не более 120 км/ч; от 2 до 3 мм - не более 70 км/ч; более 3 мм - не более 40 км/ч. Рельсы с поперечными трещинами (от пробоксовок) являются остродефектными и заменяются без промедления. Возможно предъявление рекламации локомотивному депо. |
Код дефекта | 17.1-2 | 17.1 на конце рельса (в стыке) 17.2. вне конца (вне стыка) | Вид дефекта |
Отслоение и выкрашивание металла (ГР) | |||
Вид сверху Общий вид | Место проявления на рельсе На поверхности катания головки рельса. В закаленном слое (при отсутствии наплавки). Может быть на конце рельса (в стыке)-17.1; по длине вне конца рельса (вне стыка)-17.2. Признаки дефекта Отслоение металла, выкрашивание металла длиной до и более 25 мм, глубиной от 3 до 4 мм, от 4 до 6 и более 6 мм на поверхности катания (в закаленном слое) головки рельса. Причины появления Нарушение технологической закалки рельсов с образованием в закалочном слое зоны мартенсита или зоны местного неравномерного перехода по твердости от закаленного к незакаленному слою металла. Возможное развитие дефекта В процессе движения поездов в зонах нарушения технологии закалки рельсов образуются отслоения и выкрашивания металла. Интенсивному проявлению дефекта способствуют искривленность рельсовых концов, растянутые зазоры, некачественная обработка торцов. Способы выявления Дефектоскопирование рельсов. Внешний визуальный осмотр, тактильные приемы. Проверка измерительными приборами, измерение размерных параметров: глубины и длины выкрашивания (линейкой, штангенциркулем). Меры при обнаружении дефектов и текущем содержании пути При выкрашивании глубиной более 3 мм длиной более 25 мм на концах рельсов или при глубине выкрашивания глубиной более 3 мм (на остальной части рельса) рельсы относятся к дефектным и подлежат замене в плановом порядке; в первоочередном порядке - рельсы при глубине выкрашивания более 6 мм. Концы рельсов подлежат наплавке. До плановой замены рельсов, наплавки концов, устанавливаются скорости движения поездов по рельсам, имеющим в стыке выкрашивание глубиной от 3 до 4 мм - не более 100 км/ч; при глубине выкрашивания от 4 до 6 мм - не более 70 км/ч; по рельсам, имеющим (вне стыка) выкрашивание длиной более 25 мм и глубиной от 3 до 4 мм - не более 100 км/ч; длиной более 25 мм и глубиной от 4 до 6 мм - не более 70 км/ч; при глубине выкрашивания более 6 мм - не более 40 км/ч. Следует предъявить рекламацию металлургическому комбинату - изготовителю рельсов. |
Код дефекта | 18.1 | В любом месте по длине рельса | Вид дефекта |
Выкрашивание наплавленного слоя (ГР) | |||
Вид сверху Общий вид | Место проявления на рельсе На поверхности катания головки рельса. Может быть в любом месте по длине рельса. Признаки дефекта Выкрашивание наплавленного слоя длиной более 25 мм и глубиной от 3 до 4 мм; от 4 до 6 и более 6 мм на поверхности катания головки рельса. Причины появления Нарушение технологии наплавки рельсов, приводящие к неравнопрочному соединению между основным металлом рельса и наплавленным. Под воздействием поездной нагрузки наплавленный слой отслаивается и выкрашивается. Возможное развитие дефекта При наличии отслоений и выкрашиваний при движении поездов возможно образование поперечных трещин, идущих от основания наплавки. Рельс с такими трещинами считается остродефектным. Способы выявления Дефектоскопирование рельсов. Внешний визуальный осмотр с измерительными приборами (измерительной линейкой, штангенциркулем) и измерение размерных параметров: длины и глубины выкрашивания наплавленного слоя. Меры при обнаружении дефектов и текущем содержании пути Рельсы, имеющие выкрашивания наплавленного слоя длиной более 25 мм или глубиной более 3 мм, относятся к дефектным и подлежат повторной наплавке (с предварительным удалением ранее наплавленного металла) по типовому технологическому режиму или замене в плановом порядке; в первоочередном - при глубине выкрашивания более 6 мм. До выполнения повторной наплавки или замены рельсов устанавливаются скорости движения поездов по рельсам, имеющим выкрашивание металла глубиной: от 3 до 4 мм - не более 100 км/ч; от 4 до 6 мм - не более 70 км/ч; более 6 мм - не более 40 км/ч. Следует предъявить рекламацию производителю наплавочных работ (в соответствии с гарантийными обязательствами). |