Глава 4. Этика научного сообщества
Говоря об этике науки вообще, хотелось бы сразу отметить, что наук много и для каждой науки характерны свои этические проблемы, которые могут быть не свойственны другим наукам. Ранее уже упоминались биомедицинская этика, разрабатываемая при взаимодействии с биологией, медициной, генетикой; этика бизнеса, связанная, прежде всего с экономикой и экономической деятельностью; политическая этика, развивающаяся во взаимосвязи с политологией и т. д. В то же время некоторые развиваемые виды этики связаны с множеством наук. Примером является экологическая этика, которая весьма актуальна и для естественных наук, и для экономики, и для политики, и для деятельности инженеров. Причиной этого является то, что для реализации требований экологической этики необходимы совместные усилия множества специалистов и вообще всего общества. Экологическая этика требует изменить все стереотипы современной жизни: построить новые экологически приемлемые города; научиться использовать возобновляемые источники энергии; потребительский стиль существования изменить на «экономный»; привести экономику к стационарному состоянию или устойчивому развитию; научиться перерабатывать отходы; воспринимать природу не как «бензоколонку», из которой можно качать, качать и качать, а как «престарелую мать», нуждающуюся в помощи, потому что со «смертью» природы погибнет все человечество. Не случайно европейцы, осознавая важность и широту масштабов экологической проблематики, прививают своим детям интерес к экологическим идеям на всех ступенях образования.
Обращая внимания на эти замечания, мы, однако, можем говорить об этике науки, свойственной всем ученым, независимо от того, какой наукой они занимаются. К таким актуальным для всех наук этическим вопросам относится, как уже было показано, экологическая этика, этика ответственности ученого (инженера), наиболее общие этические принципы ученого, общие этические принципы научного сообщества. Если смотреть на науку как на общественное явление, то одним из этических вопросов будет проблема формирования наукой ценностей общества. Современный человек воспитывается, социализируется, становиться членом общества, изучая разные науки, сначала в школе, затем в вузе. Каких людей формируют современные науки? Правильно ли ведется нравственное воспитание человека современными науками, или науки нравственно нейтральны? Ниже рассмотрим некоторые проблемы этики науки.