Расчет аварийной посадки и начальной остойчивости
Расчет аварийной посадки и остойчивости
Условные обозначения
Δ - объемное водоизмещение неповрежденного судна;
S - площадь исходной ватерлинии;
Vr - теоретический объем затопленного отсека;
V - объем затопленного отсека по исходную ватерлинию с учетом
коэффициента проницаемости;
s - площадь поверхности воды в затопленном отсеке (потерянная
площадь ватерлинии);
S-s - площадь поврежденной ватерлинии;
dd - изменение осадки после затопления отсека;
Xf - абсцисса центра тяжести площади исходной ВЛ;
Xf1 - абсцисса центра тяжести площади поврежденной ВЛ;
Yf1 - ордината центра тяжести площади поврежденной ВЛ;
Xр,Yр, Zр - координаты центра тяжести затопленного отсека;
Xs, Ys - координаты центра тяжести площади потерянной ВЛ;
Xс1, Yс1 - координаты центра величины поврежденного судна;
Ix, Iу- моменты инерции площади ВЛ;
Iy1,Ix1 - моменты инерции потерянной площади ватерлинии.
Общие положения
Определение аварийной посадки и остойчивости судна после затопления одного или нескольких водонепроницаемых отсеков называется расчетом непотопляемости.
При затоплении одиночных отсеков метод расчета непотопляемости зависит от категории отсека.
Затопленные отсеки подразделяются на три основные категории:
Отсек первой категории -полностью затопленный не сообщающийся с забортной водой. Эти отсеки не имеют свободной поверхности.
Отсек второй категории -затопленный частично и не сообщающийся с забортной водой. В них имеются свободные поверхности, отрицательно влияющие на остойчивость судна.
Отсек третьей категории - затопленный частично, сообщающийся с забортной водой и открытый сверху.
В этих отсеках объем поступающей воды в процессе затопления непрерывно увеличивается до установления ватерлинии равновесия. В них также имеются свободные поверхности.
Наиболее опасным с точки зрения аварийной посадки и остойчивости судна после аварии является отсек третьей категории.
Категории затапливаемых отсеков
Способы расчета непотопляемости
Способ приема груза (способ переменного водоизмещения).
Вэтом случае масса воды, поступившей в отсек, рассматривается как принятый груз. При этом изменяются: водоизмещение, координаты центра тяжести и центра величины, поперечная и продольная метацентрические высоты, средняя осадка, углы крена и дифферента. Он применяется при затоплении отсеков первой и второй категорий.
Способ исключения (способ постоянного водоизмещения).
В этом случае объем воды, поступившей в отсек, исключается из основного корпуса судна, так как объем корпуса между начальной и аварийной ватерлиниями равен исключенному объему, исходя из условия равновесия судна. Таким образом объем погруженного корпуса судна остается неизменным, а водоизмещение постоянным. При этом изменяется форма погруженного корпуса, координаты центра величины и координаты центра тяжести (если нагрузка судна в процессе аварии не изменилась и все грузы закреплены).
Этот способ используется при затоплении отсеков третьей категории.
Оба способа расчета непотопляемости независимо от категории затопленных отсеков дают одинаковые характеристики, характеризующие положение судна после затопления отсека: среднюю осадку, углы крена и дифферента, коэффициенты остойчивости
(D+R)h1 =Dh2; (D+R)HI = DH2.
Что же касается других величин, например метацентрических высот, то их значения, найденные двумя разными способами, различны. Метацентрические высоты h1 и H1, определенные способом переменного водоизмещения, меньше метацентрических высот h2 и Н2, найденных способом постоянного водоизмещения.
Расчет аварийной посадки и начальной остойчивости
Расчет выполняется методом постоянного водоизмещения, поскольку затопленный отсек относится к третьей категории. В пояснительной записке необходимо вычертить три сечения корпуса судна с указанием затопленного отсека с указанием всех необходимых размеров.
Расчет выполняется в следующей последовательности:
1. Определяется объем затопленного отсека при исходной осадке с учетом проницаемости:
V = m Vт=0,98*3104=3041,9 м3
где: m - выбирается в зависимости от назначения отсека (грузовой танк, машинное отделение и т.п.)
2. Определяется изменение средней осадки от затопления отсека:
3. Рассчитываются координаты Ц.Т. площади поврежденной ватерлинии:
4. Рассчитываются моменты инерции площадиповрежденной ватерлинии:
где: Ix, Iy,S - снимаются с КЭТЧ по исходной осадке;
ix и iy - рассчитываются для затопленного отсека по площади свободной поверхности воды в отсеке.
Если на КЭТЧ отсутствуют Ix (ix), Iy (iy), то их можно рассчитать по приближенной формуле:
Ix = LB3 /12=1696581 м4; ix = 24933 м4;
Iy = BL3 /12=50057036 м4; iy = 56014 м4.
5.Рассчитываются поперечный и продольный метацентрические радиусы судна после затопления отсека:
r1 = Ix1 /V=15,46;
R1 = Iy1/V=449,6.
6. Рассчитывается изменение поперечного и продольного метацентрического радиусов:
dr = r1 – r =2,75 м;
dR= R1 – R=106,2 м.
где r и R снимаются с КЭТЧ по исходной осадке или рассчитываются по приближенной формуле.
7. Рассчитывается изменение аппликаты центра величины после затопления отсека:
dZ C = - (m/D)(Zr - d - dd/2)=0,18 м
8. Рассчитывается изменение метацентрических высот после затопления отсека:
dh = dZc + dr=2,98 м;
dH = dZc + dR=106,38 м.
9. Рассчитывается изменение угла крена и дифферента:
10.Рассчитываются осадки носом и кормой после затопления отсека: