Компромиссы, общие понятия
Выход из конфликта может быть также достигнут принятием компромиссных решений. Компромисс может быть достигнут тремя путями:
• достижением взаимных уступок (консенсуса),
• подавлением потребностей и интересов одной из сторон,
• предварительным учетом приоритетов потребностей и интересов личности, общества (коллектива).
Достижение взаимных уступок обеспечивается профессиональным использованием социально-психологических методов управления. Как показывает практика, этот путь редко дает положительные результаты, хотя большинство призывают именно к этому пути достижения компромисса. Подавление потребностей ч интересов одной из сторон достигается благодаря профессиональному использованию организационно-распорядительных методов управления при авторитарном стиле управления. Это хороший путь, практически быстро приводящий к компромиссу.
Эти два метода достижения компромисса могут дать хорошие результаты в процессе управленческой деятельности. Так, в США компромиссы преимущественно достигаются на стадии организации выполнения решения, а в Японии на стадии подготовки решения о компромиссах думают заранее, предварительно проектируя приоритеты удовлетворения потребностей и интересов личности, коллектива и общества.
Предварительный учет приоритетов потребностей и интересов личности, коллектива и общества — это управление по упреждению (упреждение появления конфликта).
Достижение компромиссов по упреждению — современный профессиональный подход к организации. Эти приоритеты можно ранжировать в порядке убывания значимости:
• основные потребности человека (в пище, жилье, одежде, здоровье и отдыхе);
• основные потребности общества (в труде, прибавочном продукте, управлении);
• социальные потребности человека (в творческом труде, самовыражении и самопроявлении, любви, семье, информации);
• социальные потребности общества (в стабильности, вере, саморазвитии, безопасности);
• интересы человека (материальные, социальные, эстетические);
• интересы общества (в милосердии, развитии культуры, современном производстве).
Первые два приоритета должны выполняться в полной мере, а остальные по мере возможности.
В рамках каждого приоритета должно проводиться ранжирование потребностей и интересов, т. е. каждой потребности и каждому интересу дается весовой коэффициент. Для его определения используются результаты референдумов, опросов, письма и жалобы, обращения граждан.
Задача руководителя или консультанта по управлению найти вариант, при котором обеспечивается максимум в удовлетворении потребностей и интересов человека и общества.