Протокол управления передачей/межсетевой протокол
Протокол управления передачей/межсетевой протокол (Transmission Control Protocol/Internet Protocol, TCP/IP) - пара взаимосвязанных протоколов транспортного уровня и сетевого уровня.
Агентство DARPA в начале семидесятых годов разработало сеть ARPANET , в основу которой была положена пара протоколов TCP /IP . Затем, эти протоколы были приняты в качестве стандарта в коммуникационных сетях Министерства обороны США. Глобальная сетевая среда, определяемая TCP/IP и состоящая из соединенных сетей, получила название сети Internet .
Протоколы TCP/IP располагаются между протоколами верхних уровней и канальным уровнем.
Протокол TCP организует создание виртуальных каналов, проходящих через коммуникационную сеть. В соответствии с этим, TCP относят к транспортному уровню области Взаимодействия Открытых Систем (ВОС). Протокол IP ориентирован на использование одиночных пакетов, именуемых датаграммами. Его задачей является обеспечение взаимодействия сетей друг с другом и выполнение процессов, связанных с коммутацией и маршрутизацией . Для этого IP передает датаграммы из одной сети в другую. IP относят к сетевому уровню.
Задачей TCP является предоставление сервиса передачи датаграмм, гарантируя упорядоченную доставку последовательностей блоков данных несмотря на возможные их повреждения, потери, дублирование, нарушение последовательности. TCP имеет три фазы работы: установление соединения, передача по нему датаграмм, разъединение соединения. Так как межсетевой протокол IP ненадежен, то TCP является сложным протоколом, обеспечивающим высокую степень надежности передачи данных.
Протокол IP, осуществляет реализацию коммуникационных аспектов:
· присвоение, контроль и преобразование имен объектов сетей;
· сообщения о состояниях: недостижимость адресатов, ошибки и запросы повторных вызовов ;
· обеспечение обмена данными через шлюзы ;
· управление передачей и сбор данных о работе сетей;
· изменение размеров передаваемых датаграмм (их фрагментация).
Успех продуктов TCP/IP связан с тем, что благодаря современному техническому развитию микропроцессоров стала возможной их эффективная реализация.
СЕТЕВЫЕ СЛУЖБЫ
Сетевая служба - вид сервиса, предоставляемого сетью.
Сервис - процесс обслуживания объектов. Сервис предоставляется пользователям, программам, системам, уровням, функциональным блокам и другим объектам сети. Наиболее распространенными видами сервиса являются:
· хранение данных и поиск информации;
· передача сообщений и блоков данных;
· электронная почта и речевая почта;
· организация и управление диалогом партнеров;
· предоставление соединений;
· проведение сеансов взаимодействия прикладных процессов.
Сервис осуществляют сетевые службы. В последние годы особенно быстро развивается видеосервис: видеодиалог, видеоконференции, видеобиблиотеки, видеопочта, телевидение. В телефонии предоставляется так называемый дополнительный сервис.
В базовой эталонной модели взаимодействия открытых систем объекты N-уровня предоставляют сервис объектам N+1 уровня. Он осуществляется благодаря передаче между уровнями специальных блоков данных, именуемых сервисными примитивами. Благодаря этому, прикладные процессы в своем взаимодействии используют суммарный сервис, предоставляемый всеми семью уровнями области взаимодействия.
Сетевая служба может располагаться на сеансовом уровне, представительном уровне, прикладном уровне и предоставлять сервис пользователям и прикладным процессам. Современная сетевая служба, как правило, располагается на прикладном уровне. Вместе с этим, нередко она охватывает также представительный уровень. Во всех случаях сетевая служба не зависит от типа используемой коммуникационной сети.
Любая сетевая служба, используя сервис, предоставляемый областью взаимодействия, обеспечивает связь прикладных процессов, расположенных в различных абонентских системах сети. В свою очередь, служба выполняет сервис, который необходим для прикладных процессов. Например управление файлами, сообщениями. Поэтому сетевые службы являются платформами, на которых располагаются прикладные процессы. Это позволяет создавать Базы Данных, Базы Знаний, другие разнообразные службы, например, службы коммерческой информации.
В сети работает значительное число различных служб. Все большее их число определяется стандартами Международной Организации Стандартов (МОС), появились также сетевые службы, определяемые фирменными стандартами.
Особыми видами служб являются электронная библиотека, телетекст, видеотекс, факсимильная связь.
Сетевая служба DS*
Сетевая служба DS* - сетевая служба справочной информации.
Сетевая служба DS* является вспомогательной, ибо предназначена для создания сетевой службы каталогов, выдачи справок и отображения адресов сетевых объектов (служб, Баз Данных (БД), прикладных процессов, ...) в физические.
Она имеет базу данных, которая расположена в одной либо нескольких абонентских системах. В последнем случае информационная база состоит из группы агентов сервиса, расположенных в различных системах и взаимодействующих друг с другом в соответствии со специальным протоколом.
Сетевая служба EDI
Сетевая служба EDI - сетевая служба обмена электронными данными.
Технология EDI, именуемая также Сервисом электронных писем ELS, представляет собой стандартный и не зависимый от платформ способ обмена деловыми документами (письмами, предложениями на поставку, заказами, счетами, накладными и т.д.) между предприятиями, фирмами, учреждениями. Она является важным направлением в электронном маркетинге, ибо обеспечивает возможность заключения сделок с помощью компьютеров и отслеживания поставок товаров.
Средой, в которой используется EDI, часто является сетевая служба MHS/MOTIS. Между тем, EDI не зависит от MHS/MOTIS и может использовать любую другую среду передачи сообщений. EDI работает не только с текстами, но и с неподвижными изображениями, видеофильмами и фрагментами звука.
Предприятия, фирмы, корпорации часто используют свои стандарты на электронный обмен данными. В этих случаях Программное Обеспечение (ПО) EDI осуществляет преобразование фирменных форматов и синтаксис в стандартные и наоборот.
Из технологии обработки заказов EDI превратилась в комплексный универсальный элемент управления бизнесом. На основе EDI создаются даже автоматизированные электронные биржи.
Сетевая служба FTAM
Сетевая служба FTAM - сетевая служба, обеспечивающая управление файлами и доступ к ним.
Располагается FTAM на верхнем подуровне прикладного уровня. FTAM обеспечивает взаимодействие в информационной сети разнотипных абонентских систем, которые имеют различные виды файлов, их форматы и состав операций с ними. Протокол FTAM основан на модели виртуальной Базы Данных (БД), определяемой стандартными процедурами и характеристиками.
Пользователю виртуального файлохранилища FTAM предоставляет четыре вида сервиса:
· · создание ассоциации взаимодействующих прикладных процессов;
· · поиск и выбор файла;
· · доступ к содержимому файла;
· · пересылка файла из одной системы в другую.
Сетевая служба JTM
Сетевая служба JTM - сетевая служба передачи заданий и управления их выполнением.
JTM оперирует с так называемыми виртуальными заданиями. Виртуальные задания, т.е. задания, удовлетворяющие принятыми в JTM требованиям, выполняются во всех работающих со службой абонентских системах. В этом смысле служба выступает в роли компонента Сетевой Операционной Системы (СОС) , выполняющего задания пользователей.
Служба следит за выполняемой работой и ликвидирует возникающие отказы (прекращение взаимодействия, перегрузки, тупиковые ситуации). Эти действия осуществляются специальной подслужбой, называемой "Целостность, одновременность, восстановление" CCR.
Выполняемое задание делится на части. Задание может ветвиться и распространяться по информационной сети. Благодаря этому, JTM обеспечивает выполнение в сети любых прикладных процессов . Задания, в случае необходимости, могут передаваться из одной абонентской системы в другую. Данные, полученные в результате выполнения задания, направляются в указанную пользователем абонентскую систему.
Сетевая служба MHS/MOTIS
Сетевая служба MHS/MOTIS - сетевая служба, обеспечивающая работу электронной почты.
Задачей Системы управления сообщениями MHS является хранение, копирование, передача и выдача адресатам самых разнообразных сообщений. При этом пользователь имеет возможность не только формировать и отправлять по необходимому ему адресу сообщение, но также выбирать вариант его доставки, устанавливать уровень защиты данных . О доставке сообщения пользователь получает подтверждение.
MHS/MOTIS выполняет для пользователей различные виды сервиса:
· редактирование сообщений;
· передача сообщений одному либо группе адресатов;
· вручение адресату сообщения в заранее указанное отправителем время;
· регистрация времени представления отправителем и получения адресатом сообщения;
· оповещение отправителя о доставке либо невозможности доставки сообщения;
· создание копий сообщения;
· обеспечение секретности содержимого сообщения;
· информация об изменении адресов, о появлении новых абонентов;
· ведение справочника пользователей (абонентов), их почтовых ящиков.
Сетевая служба NMS
Сетевая служба NMS - сетевая служба, выполняющая процессы управления сетью.
NMS располагается на прикладном уровне. Обеспечивая управление информационной сетью, эта служба определяет:
· функции управления;
· виды сервиса, предоставляемые для управления;
· структуру управляющей информации (термины и категории);
· протоколы, определяющие транспортировку управляющей информации.
Основная работа, связанная с управлением сетью, осуществляется Объектами административного управления, расположенными на всех уровнях области Взаимодействия Открытых Систем.
Каждый уровень осуществляет собственное управление. Для этого объект административного управления получает всю необходимую ему информацию о работе своего уровня. Она содержит сведения о функционировании протоколов уровня, передаче сообщений, появляющихся ошибках, изменениях состояний, потоках данных.
NMS обеспечивает работу Управляющих прикладных процессов, которые выполняют пять функций: определение неисправностей и ликвидация ошибок, поддержание высокой производительности, обеспечение безопасности данных , управление конфигурацией сети, учет работы сети и составление отчетов.
NMS обеспечивает управление не только сетью, но и входящими в нее системами. Для этого выполняются функции:
· формирование и модификация логической структуры систем;
· контроль за работой систем;
· сбор, обработка и регистрация сообщений о происходящих ошибках;
· анализ и локализация неисправностей;
· подключение при неисправностях альтернативных компонентов сети: каналов, процессоров ,...;
· регистрация сведений, характеризующих работу систем;
· передача сведений персоналу сети.
Сетевая служба NMS может быть предназначена не только для управления одной сетью, но и обеспечения интегрального сетевого управления смешанными сетями. Служба располагается в административной системе, предназначенной для управления сетью. Агенты управления находятся во всех абонентских системах.
Сетевая служба ODA
Сетевая служба ODA - сетевая служба, обеспечивающая обработку и передачу документов.
ODA располагается на прикладном уровне и определяет обмен документами (письмами, служебными записками, отчетами), которые могут содержать тексты, таблицы, изображения, речь. Документы могут редактироваться и их формат изменяться.
Архитектура документа определяет:
· взаимоотношение различных видов данных;
· информационную структуру документа (редактирование, форматирование, размещение в файле, ключевые слова, расположение столбцом);
· взаимосвязь документов: их группировка в зависимости от темы, адреса отправления либо назначения и т.д.
Содержание документа может быть представлено в следующих формах:
· символьный текст;
· растровые изображения;
· диаграммы (геометрическая графика);
· вычисляемые таблицы;
· звук (речевые аннотации).
Сетевая служба ODA достаточно сложна. Поэтому в ней определяются подмножества, именуемые прикладными профилями документов. Важное значение для ODA имеют цветное изображение документов и их аудио-содержание (речевые аннотации). Новые возможности предоставляет динамическая графика, которая обеспечивает создание и обработку видеофильмов.
В прикладной платформе сетевая служба ODA расположена на верхнем подуровне прикладного уровня.
Сетевая служба VT (Virtual Terminal)
Сетевая служба VT - сетевая служба, обеспечивающая стандартные формы работы терминалов в информационной сети.
Сетевая служба VT заменяет собой большое множество программ эмуляции многочисленных терминалов, выпускаемых различными производителями.
В службе используется понятие виртуального терминала. В соответствии с этим, реальные терминалы, используемые в информационной сети, должны быть отображены в виртуальный терминал. Вследствие того, что реальные терминалы имеют различные характеристики - экран, клавиатуру, набор и последовательность команд, в абонентской системе должен быть функциональный блок, преобразующий эти характеристики в те, которые приняты в сетевой службе VT.