Создание и обработка гипсовой модели
Пояснительная записка
к курсовой работе
по мастерству
Выполнил: студентка группы №7330
Ананченко К.А.
Проверил: Петрова С.Г.
Санкт-Петербург
2011 г.
Содержание:
1. Вступление
2. Создание эскиза
3. Создание мягкой модели
4. Снятие пресс-формы
5. Создание и обработка гипсовой модели
6. Заключение
Вступление
На станции метро Пушкинская меня привлек интересный элемент декора, который я решила использовать в качестве образца своей будущей работы. Он находился на уровне моих глаз, но был выполнен довольно грубо. Я решила попробовать сделать его более изящным, уменьшив габариты и качественнее проработав детали.
Создание эскиза
После построения эскиза я проставила все необходимые размеры изделия и показала его разрезы для прочтения объёмности.
С подписанного эскиза я сняла копию, на которой провела вспомогательные линии, далее приклеила копию эскиза к стеклу, на котором и осуществляла лепку мягкой модели.
Создание мягкой модели
Лепку модели я начала с центральной части, предварительно выложив её основание и контуры на минимально возможную толщину, так как на периферийных участках модель имеет более высокий рельеф.
С первого взгляда выбранный элемент декора симметричен, но при более внимательном рассмотрении мы видим, что это не так. Он является примером стиля рококо, в котором допускается асимметрия, поэтому я не старалась выполнять похожие её части одновременно.
По окончании работы с пластилином, с помощью ватной палочки смоченной уайт - спиритом, я выгладила все гладкие поверхности модели. Важно помнить, что ватную палочку не следует сильно смачивать этим средством, в противном случае тонкие части модели могут быть разъедены.
После того, как мягкая модель была готова, я покрыла её разделительным составом – лаком для волос. Также могут использоваться: густая мыльная пена, технический вазелин, циатин и другие слабо жировые смазки. Разделительные средства следует наносить без излишек, иначе декор может быть испорчен.
Пресс-форма
С поверхности мягкой модели снимается пресс-форма. Если модель была выполнена с некоторыми упрощениями, то пресс-форма будет черновой.
Её можно изготовить из различных материалов. Для разовой черновой пресс-формы можно использовать желатин, виксинт или пентэласт с гипсовой рубашкой сверху для придания жесткости эластичному вкладышу и сохранению конфигурации модели.
В данном случае я использовала виксинт. В зависимости от габаритов мягкой модели нужно определить количество виксинта необходимого для первого слоя. После этого на весах отмеряем нужное количество и добавляем в него катализатор, составляющий 5% от его массы. Затем эти компоненты замешиваются до однородной массы и быстро закладываются на мягкую модель. Нужно быть внимательным и не оставлять открытые места модели и следить за равномерностью слоя виксинта на всем рельефе.
После высыхания первого слоя, аналогично наносится второй, главной целью которого является сохранение формы и прочности гибкого вкладыша, путем наложения на его затвердевающую поверхность бинта. При этом нужно следить за тем, чтобы между бинтом и вторым слоем не было воздуха. После его высыхания таким же образом накладывается третий слой.
Затем делается гипсовая рубашка для пресс-формы. Для этого края застывшего виксинта отрезаются для последующего создания отбортовки.
Она ставится по краю виксинта и плотно прижимается к стеклу, всё смазывается жировой смазкой и внутрь заливается гипс. После его застывания снимается. Также снимается и пресс - форма с мягкой модели.
Создание и обработка гипсовой модели
Для создания гипсовой модели используется архитектурный гипс.
Нужное количество гипса разбавляется водой и тщательно перемешивается чтобы предотвратить образование комочков. Затем гипсовое тесто заливается в пресс-форму, заранее смазанную жировой смазкой (вазилин + уайт-спирит).
После его затвердевания можно вынимать полученную модель.
Высушенную гипсовую модель следует обработать до получения необходимого результата. Для грубого снятия лишнего гипса можно использовать различные надфили, а для придания гладкой поверхности используются абразивные бумаги с мелкой зернистостью. После окончания обработки гипсовая модель покрывается водостойким, прозрачным лаком.
Заключение
При выполнении этой работы нужно быть аккуратным и внимательным, чтобы избежать некоторых ошибок, которые сделала я. Они заключались в неправильном расчете процента катализатора, что привело к длительному застыванию виксинта, и в нетщательном перемешивании гипса, что привело к образованию более твердых комочков в гипсовой модели (они труднее поддаются обработке).