Информационный бизнес и информационная экономика

Информационный рынок, несмотря на разные концепции и мнения относительно его инфраструктуры, существует и развивается, а значит, можно говорить о бизнесе информационных продуктов и услуг, под которым понимается не только торговля и посредничество, но и производство.

Информационный бизнес имеет следующие функции [14]:

а) маркетинг и маркетинговые исследования;

б) организация производства средств информатизации;

в) материально-техническое снабжение и сервисное обслуживание информатизации;

г) лизинговые операции;

д) страховые операции с имуществом и информацией;

е) консультационное обслуживание;

ж) организация службы информационной безопасности;

з) управление финансовыми операциями;

и) подготовка кадров для работы в информационной сфере.

Информационная сфера сегодня является одной из самых эффективных для вложения капитала. Глобальная информатизация общества, стремительное развитие средств информационной техники, увеличение потребностей общества в разнообразных информационных услугах, формирование в последние годы национальных и глобальных информационно-телекоммуникационных систем - все это привело к появлению нового сектора экономики - информационная экономика [47].

Информационная экономика имеет ряд принципиальных особенностей. Наиболее существенными из них являются следующие:

1) информационное производство, информационные продукты и услуги являются чрезвычайно наукоемкими. Поэтому их качество и конкурентоспособность на внутреннем и внешнем рынках существенным образом зависят от уровня технологического развития той или иной страны и, в первую очередь, от уровня развития и использования новых информационных технологий;

2) продукция информационной экономики является сегодня важнейшим фактором для ускоренного развития ряда других областей общественного хозяйства - промышленности, строительства, транспорта, добывающих отраслей. Она служит также катализатором и основным инструментом развития науки и образования, постоянно стимулируя и поддерживая это развитие все новыми и новыми средствами;

3) информационная экономика отличается исключительно высокой динамичностью смены моде лей и даже целых поколений своей" продукции, опережая в этой части всё другие секторы развития экономики. Это приводит к необходимости обеспечения высокой мобильности организации производства, возможности его оперативной перестройки на выпуск новых моделей продукции, что оказывается возможным лишь на основе широкого применения новейшей информационной техники, автоматизации проектирования, гибких автоматизированных производств и программно перестраиваемых промышленных роботов;

4) многие виды информационной продукции и информационные технологии по своим функциональным возможностям являются изделиями двойного применения, которые могут использоваться как в гражданских, так и в военных целях. Сюда относятся многие средства вычислительной техники и передачи данных, информационные технологии управления объектами в реальном масштабе времени, а также моделирования и прогнозирования поведения сложных систем и процессов;

5) информационная экономика обеспечивает создание средств для производства и эффективного Использования знаний, что создает предпосылки для экономии других видов ресурсов развития общества (сырья, энергии, материальных и людских ресурсов) и поэтому является важным фактором для преодоления глобального экологического кризиса и перехода цивилизации на модель устойчивого и безопасного развития;

6) развитие информационной экономики создает новую структуру занятости населения, стимулирует развитие новых форм индивидуального труда и творчества, оно создает и широко распространяет новые виды продукции и услуг, которые кардинальным образом изменяют среду обитания людей, создают новые возможности для развития самого человека, формирования новой информационной культуры общества и новых духовных ценностей;

7) информационная экономика имеет дело с весьма специфичным видом ресурсов общества - информационным ресурсом, который обладает особыми свойствами при его тиражировании, распространении и использовании в качестве товара.

Структуру информационной экономики на современном этапе ее развития можно представить в виде совокупности следующих основных компонентов [47]:

а) производство средств информационной техники, включая средства связи и передачи данных, с непрерывным снижением цен на оборудование при одновременном повышении его функциональных возможностей и надежности, снижении веса и габаритов, а также энергопотребления;

б) производство информационных продуктов (баз данных и знаний, мультимедийных продуктов и информационных технологий) с непрерывным ростом разнообразия и ориентацией на различных потребителей (от профессионалов до домашних пользователей);

в) оказание информационных услуг пользователям с возрастанием доли по отношению к остальным компонентам информационной экономики.

Вопросы и задания

1. Чем определяется информационный потенциал общества?

2. Что такое информационная техносфера? Укажите ее основные компоненты.

3. Охарактеризуйте информационный продукт и услугу. Приведите примеры.

4. Расскажите о классификации основных видов информационных услуг.

5. Что такое информационный рынок? Составляющие информационного рынка.

6. Расскажите о секторах информационного рынка.

7. Приведите функции информационного бизнеса.

8. Каковы особенностей структура информационной экономики?

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

3.6.1. Понятия «технология» и «информационная технология»

Для определения понятия «информационная технология» необходимо провести аналогию между этим понятием и понятием «технология».

Технология при переводе с греческого (techne) означает искусство, мастерство, умение, а это не что иное, как процессы. Под процессом следует понимать определенную совокупность действий, направленных на достижение поставленной цели. Процесс при этом определяется выбранной человеком стратегией и реализуется с помощью совокупности различных средств и методов.

Различают традиционную и современную технологию. В традиционном смысле технология охватывает набор и последовательность операций, выполняемых с помощью данной техники в каждом данном определенном производственном процессе.

В современном смысле, осознание которого начинается 70-е гг. XX в., технология представляет собой сложную развивающуюся систему артефактов, производственных операций и процессов, ресурсных источников, подсистем социальных последствий информации, управления, финансирования и взаимодействия с другими технологиями. Современная технология развивается не изолированно, а как сумма или суперсистема отдельных технологий. Информационная технология занимает стержневое место в этой системе. Чем выше уровень современной технологии, тем большую роль в ней играет информационная технология. Примером этого могут служить биотехнология, генная инженерия, технология новых материалов, телематика и т.п. Специфической чертой новых информационных технологий является уменьшение материалоемкости и увеличение наукоемкости и капиталоемкости [105].

Технология - это совокупность знаний о способах и средствах проведения производственных процессов, при которых происходит качественное изменение обрабатываемых объектов [72].

Технологиям управляемых процессов свойственны упорядоченность и организованность, которые противопоставляются стихийным процессам. Исторически термин «технология» возник в сфере материального производства. Под технологией материального производства понимается процесс, определяемый совокупностью средств и методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойств, формы сырья или материала [40]. Такая технология изменяет качество или первоначальное состояние материи для получения материального продукта (рис. 3.13.).

Информация является одним из ценнейших ресурсов общества наряду с традиционными (нефть, газ, полезные ископаемые и т.д.), а значит, процесс ее переработки по аналогии с процессами переработки материальных ресурсов можно воспринимать как технологию. Тогда справедливо следующее определение [40].

Информационный бизнес и информационная экономика - student2.ru Материальные ресурсы Технологии материального производств Информационный бизнес и информационная экономика - student2.ru Продукт Информационный бизнес и информационная экономика - student2.ru Данные Информационный бизнес и информационная экономика - student2.ru Информационные технологии Информационный продукт

Рис. 3.13. Информационная технология как аналог технологии переработки материальных ресурсов

Информационная технология (ИТ)— процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных (первичной информации) для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса и явления (информационного продукта).

Целью информационной технологии является выпуск (производство) новой информации для ее анализа человеком и принятия на его основе решения по выполнению какого-либо действия.

Применяя разные технологии к одному и тому же информационному ресурсу, можно получать различные информационные продукты.

Наши рекомендации