Из данных слов напиши предложение: сёйо, еджыд, Настук, нянь
Т.Л.Игнатова.
Гижам да лыддьысям комиöн
1 класса «Войт»
велöдчан небöг дiнö тетрадь
Сыктывкар 2012
Тöдмасьöм.
1. Подчеркни карандашом буквы, которые не встречаются в русском языке.
Аа Бб Вв Гг Дд Дждж Дздз Ее Ёё Жж Зз Ии i Йй Кк Лл Мм Нн Оо Öö Пп Рр Сс Тт Тштш Уу Фф Хх Цц Чч Шш Щщ ъ Ыы ь Ээ Юю Яя
2. Закончи предложения.
Кыдзи тэнад нимыд?
Менам нимöй____________
Кыдзи тэнад овыд?
Менам овöй_____________
3. Отметь галочкой верный вариант.
Бур рыт Бур лун Бур вой
добрый день добрый день добрый день
доброй ночи доброй ночи доброй ночи
добрый вечер добрый вечер добрый вечер
4. Подпиши картинки на коми языке. Подчеркни букву, которая встречается в каждом слове. Вспомни правило.
_________________ __________________ ________________
5. Найди знакомые слова и напиши.
МЕЗОНКАВАСЯТЭНЫВКАКАТЯ.
_________________________________________________
Велöдам лыдпасъяс
1. Исправь ошибки и напиши правильный вариант.
Один – квайт_______________ | Шесть – кык_________________ |
Два - вит__________________ | Семь – öти_________________ |
Три – кöкъямыс______________ | Восемь – куим_______________ |
Четыре – дас________________ | Девять – сизим_______________ |
Пять –öкмыс________________ | Десять – нёль_______________ |
2. Закончи предложения.
Кымын тэныд арöс?
Меным__________________________
Кутшöм классын тэ велöдчан?
Ме велӧдча______________________
Кымын тэнад ёрт?
Менам__________________________
Кымын велöдчысь тэнад классын?
Менам__________________________
3. Найди на картинке числа и напиши по-коми.
_____________________
_____________________
_____________________
_____________________
_____________________
_____________________
_____________________
_____________________
_____________________
_____________________
Миян котыр
1. Найди и соедини пары.
Пöль | Мама |
Пöч | Сестра |
Бать | Дедушка |
Мам | Брат |
Чой | Бабушка |
Вок | Отец |
2. Закончи предложения.
Кыдзи шуöны тэнсьыд мамтö?
Менсьым мамöс шуöны________________________________
Кыдзи шуöны тэнсьыд батьтö?
Менсьым батьöс шуöны______________________________
Кыдзи шуöны тэнсьыд чойтö?
Менсьым чойöс шуöны________________________________
Кыдзи шуöны тэнсьыд воктö?
Менсьым вокöс шуöны________________________________
Кыдзи шуöны тэнсьыд пöчтö?
Менсьым пöчöс шуöны________________________________
Кыдзи шуöны тэнсьыд пöльтö?
Менсьым пöльöс шуöны_______________________________
Чачаяс
1. Запиши названия игрушек на коми языке.
___________ ___________ ___________ ___________
2. Прочитай. Какие слова ты нашел? Запиши правильно предложение.
МЕВОРСАКÖЧИЛЬÖН
3. Закончи предложения.
Эм-ö тэнад радейтана чача?
Менам эм радейтана ________________________________
Кутшöм рöма тэнад чача?
Менам чача________________________________________
4. Напиши все цвета радуги на коми языке.
Красный_________________
Оранжевый_______________
Желтый__________________
Зеленый_________________
Голубой__________________
Синий___________________
Фиолетовый______________
5. Запиши на русском и коми языках.
________________ ______________ ________________
________________ ______________ _______________
________________ ______________ ________________
________________ ______________ ________________
Мый?
1. Запиши слова в столбик, которые отвечают на вопрос мый?
Ошпи, шур-шар, чача, кöчиль, руч, машина, ур, мач, акань, пызан.
Тайö мый? |
шур-шар |
Кодi?
2. Запиши слова в столбик, которые отвечают на вопрос кодi?
Кань, зонка, часi, мам, кöчьяс, мазi, öшинь, пöч, нывка, пон.
Тайö кодi?
кань |
Менам горт.
- Из чего сделан дом, где ты живьешь?
Менам керкаöй вӧчӧма________________________________
Кымын судтаа керкаын тэ олан?
Менам керкаӧй_______________________________________
- Найди слова противоположные по смыслу. Соедини стрелочкой.
Еджыд | Сьöд |
Выль | Шоныд |
Кöдзыд | Ичöт |
Ыджыд | Важ |
| |
____________________________________ | |
Гортса пемöсъяс
1. Каких домашних животных ты знаешь? Запиши на коми и русском языках.
__________________________________________________________________
Мый вöчö?
2. Напиши, что делают животные. Какое лишнее слово ты нашёл?
Кань ______________________________________________
Пон ______________________________________________
Порсь ______________________________________________
Мöс ______________________________________________
Катша ______________________________________________
Слова на помощь: баксö, нявзö, увтö, китшкö, руксö.
3.Измени выделенное слово и напиши. Подчеркни окончания.
Ме гижа_______________
Тэ _______________
Сiйö _______________
Ми __________________
Тi __________________
Найö __________________
4.Ответь на вопросы.
Эм-ö тэнад гортса пемöс?
Кыдзи сiйö шуöны?
__________________________________________________
Кутшöм рöма гортса пемöс?
____________________________________________________
5. Найди и соедини пары. Как ты догадался? Какие слова помогли?
Порсь | Ручпи |
Пон | Ошпи |
Руч | Порсьпи |
Кöин | Понпи |
Ош | Кöинпи |
Кань Каньпи
Чипан Чипанпи
6.Попробуй составить все возможные словосочетания с этими словами.
Еджыд, ыджыд, мича, юмов.
____________________________________________________________
_______________________________________________________
7.Помоги утятам встретиться.
Выль воöн
1. Ответь на коми яз
Выль Воöн!
1. С помощью слов составь предложения.
Гортын, коз, менам, сулалӧ.
____________________________________________________
Чачаяс, ӧшалӧны, вылын, коз.
____________________________________________________
Выль, радейта, ме, во.
____________________________________________________
2. Ответь на вопрос. Напиши на коми и русском языках.
Кутшöм рöмöн пöртмасьöны чачаяс?
______________________ ______________________
______________________ ______________________
______________________ ______________________
______________________ ______________________
3. Напиши поздравление на коми языке.
____
Слова на помощь: дона, чолöмала, сиа, став бурсо.
Сёян-юан.
1. Напиши слова на коми языке. Найди лишнее слово и догадайся, какая будет следующая тема.
Суп – | _____________________ |
Каша – | _____________________ |
Хлеб – | _____________________ |
Молоко – | _____________________ |
Рыба – | _____________________ |
Рыбник – | _____________________ |
Ложка – | _____________________ |
Масло – | _____________________ |
Конфета – | _____________________ |
Сахар – | _____________________ |
Тайö: _________________________
2. Ответь на вопросы и напиши.
Мый тэ радейтан сёйны?
Ме радейта сёйны___________________________________
___________________________________________________
Из данных слов напиши предложение: сёйо, еджыд, Настук, нянь.
___________________________________________________________
4. Найди на картинке предметы и напиши названия в нужный столбик. Назови одним словом.
морков | банан | ||
Тайö: | Тайö: |
5. Напиши слова противоположные по смыслу.
Юмов -__________________________________
Пöсь-___________________________________
Чöскыд-_________________________________
Тасьтi-пань
1. Напиши слова. Выдели корни слов.
Ме сёя _______________
Тэ _______________
Сiйö _______________
Ми __________________
Тi __________________
Найö __________________
2. Найди и соедини пары.
Тасьтi
Пань
Cтöкан
Нож
Тарелка
Ложка
Пурт
Стакан
3. Найди и напиши слова с картинки , какой посудой пользовались коми народ.
____
4.Напиши коми блюда.
__________________________________________________
___________________________________________________
___________________________________________________
4. Чем питаются животные?
Ош сёйö | ____________________________________________ |
Кань сёйö | ____________________________________________ |
Мöс сёйö | ____________________________________________ |
Пон сёйö | ____________________________________________ |
Кролик сёйö | ____________________________________________ |
3. Какое слово здесь лишнее? Подчеркни его.
1. Тасьтi, пань, мöс, стöкан.
2. Нянь, каньпи, кампет, сов.
3. Чача, мач, акань, пон.
Паськöм
1. Ответь на вопросы.
Мый тэ пасьталан тöвнас?
____
Мый тэ пасьталан гожöмнас?
3. Ответь на вопросы.
Кутшöм рöма платтьö пасьталöма нывка?
____________________________________________________
Кутшöм рöма дöрöм пасьталöма зонка?
____________________________________________________
Кутшöм рöма гач пасьталöма зонка?
_________________________
ГДЕ? – КÖНі?
1. Напиши, где, кто живет. Напиши по образцу.
_Ош олö гуын.___________________________________________________________________________________
Во гöгöрся кад
1. По картине напиши время года. Как ты догадался? Какие цвета любят осень, весна, лето, зима? Назови по – коми.
________________________ ______________________
_______________________ ______________________
2. Когда это бывает? Напиши. Как ты догадался?
______________________________
______________________________
______________________________
______________________________
3. Напиши название первого весеннего цветка.
_____________________________________________________
Поводдя
4. Подбери слова описывающее осеннюю погоду.
енэжыс (кутшöм?) | кымöра - облачное |
сынöдыс (кутшöм?) | |
поводдяыс (кутшöм?) | |
5. Напиши слова по - коми в нужный столбик.
Кутшöм? | Мый? | ||
Белый снег | еджыд | лым | |
Снежинка легкая | |||
Сугроб глубокий | |||
Скользкий лед | |||
Холодный туман |
6. Из данных слов напиши предложения: зарни, ар, воис, пуксис, тöв, еджыд.
________________________________________________
________________________________________________
Во гöгöр
1. Найди нужную пару.
Январь | Рака |
Февраль | Лöддза-номъя |
Март | Моз |
Апрель | Вöльгым |
Май | Тöв шöр |
Июнь | Кöч |
Июль | Йирым |
Август | Кос му |
Сентябрь | Öшым |
Октябрь | Сора |
Ноябрь | Урасьöм |
Декабрь | Ода-кора |
2. Отгадай загадки и напиши.
Усьö еджыд(______________)
Енэжын югыд(_________________)
Челядь ислалöны(___________)
Напиши небольшой текст о себе.
________
Юриндалысь
ТӧДМАСЬӧМ………………………………………………………….3