Материально-технические средства производства газеты
Полиграфическая техника – совокупность технических средств, дающая возможность получить любое количество одинаковых изображений – текста, иллюстрации и т.д. В ее основу положен принцип давления.
Печатная форма может быть плоской или цилиндрической. Печатающие элементы разделяются непечатающими, или пробельными.
Высокая, или так называемая типографская, печать. Печатающие элементы формы возвышаются над непечатающими. Краска в момент, когда к форме прижимается бумага, переносится на последнюю. На печатной форме обратный (зеркальный) вид изображения. печатающие элементы по высоте строго одинаковы, толщина слоя краски – равномерная.
К преимуществу высокой печати следует отнести высокую скорость печатания на любых рулонных материалах, ав том числе и на материалах, не впитывающих печатную краску, дешевые (на единицу продукции) печатные формы из фотополимеров (высокая тиражестойкость) и возможность одновременно в одной машине печатать, лакировать, проводить тиснение и высечку. Все это делает этот способ печати очень перспективным не только для печатания газет, но и для изготовления этикеток, рекламных проспектов и т.д.
Глубокая печать. Печатающие элементы углублены в поверхности печатной формы, а сама поверхность образует непечатающие элементы. Печатающие элементы здесь имеют разную глубину. Толщина слоя краски на бумаге получается разной, поскольку в печатающих элементах – разное количество краски. Краска с пробельных элементов снимается тонкой стальной пластиной – ракелем. Печатная форма изготавливается непосредственно на медной поверхности формного цилиндра.
Несомненным достоинством способа глубокой печати является очень высокая скорость печати, достигаемая благодаря использованию красок на основе летучих растворителей, обеспечивающих достаточно быстрое их закрепление.
Плоская печать. Печатающие и непечатающие элементы лежат практически в одной плоскости, на одном уровне. Теми или иными способами печатающие элементы делаются хорошо воспринимающими жирную краску, а пробельные – увлажняются, вследствие чего они не воспринимают краску. Увлажняющий раствор (вода или раствор слабых кислот и спиртов) наносится на печатную форму перед нанесением печатной краски.
В настоящее время этот способ печати доминирует (книги, журналы, газеты, изобразительная продукция, рекламные материалы) благодаря целому ряду объективных причин, к числу которых относятся: универсальные возможности художественного оформления изданий; возможность двусторонней многокрасочной печати в один прогон; легкость (по сравнению со способом высокой печати) изготовления крупноформатной продукции на листовых и рулонных машинах при использовании бумаг различной массы; наличие высокопроизводительного и технологически эффективного оборудования и т.д.
Трафаретная печать также применяется в полиграфии. Материал формы трафаретной печати представляет собой шелковую или металлическую сетку, натянутую на раму. Участки сетки, соответствующие пробельным элементам формы, покрыты слоем, не пропускающим краску. Краска, протертая сквозь печатающие элементы трафарета, фиксируется на бумаге в участках ее, соответствующих печатающим элементам формы.
Цифровая печать не противостоит традиционным способам печати, а дополняет их. Это технология получения оттисков в печатной машине с использованием переменной печатной формы, изменениями в которой при каждом цикле управляет компьютер издательской системы. При этом исключаются процессы изготовления фотоформ и печатных форм; печать тиража происходит непосредственно с компьютера; существует возможность изменения содержания каждого оттиска в тираже (полное или частичное).
Большинство цифровых печатных машин представляет собой системы, создающие и использующие скрытое изображение с последующим переносом краски на запечатываемый материал. В цифровых печатных машинах постоянная печатная форма отсутствует – роль переменной печатной формы выполняет фотополупроводниковый слой, на котором при каждом обороте барабана заново создаются пробельные и печатающие элементы (скрытое электростатическое изображение). При цифровой печати экономически выгодна печать малых тиражей, есть возможность перехода от печатания одного издания к другому без остановки машины и практически почти без отходов; цифровые печатные машины не нуждаются в дополнительном устройстве для получения цветопробы.
Перенос краски с печатной формы на бумагу производится двумя путями: непосредственным прижатием бумаги к покрытым краской печатающим элементам формы; передачей краски с печатной формы на промежуточную эластичную поверхность, а с нее – на бумагу (офсетный способ печати). Офсет получил распространение в плоской печати и в высокой (высокий офсет, типоофсет). В глубокой печати применяется редко – лишь для печатания на особо жестких материалах, например, на деревянных досках.
Разделяются формные, печатные и отделочные процессы. Формные – наиболее трудоемкие процессы изготовления формы. Отделочные – складывание и фальцовка – выполняются одновременно печатными машинами.
Шрифт – основа дизайна
Шрифт – комплект литер (букв), необходимых для воспроизведения какого-либо алфавита; шрифт, независимо от техники его исполнения, представляет собой упорядоченную графическую форму определенной системы письма. Шрифт – своеобразный выразитель культурного наследия, средство эстетического и художественного оформления носителя информации, а в полиграфии – одно из важнейших средств оформления любой печатной продукции.
В состав каждого шрифта входят литеры строчные, прописные, цифры и знаки. Кроме того, есть еще капительные буквы – их размер соответствует строчным, а рисунок – прописным. При ручном наборе использовались литеры, имевшие ножку, головку, очко, заплечики. Измерялись по следующим параметрам: рост литеры (расстояние от основания ножки до очка), кегль (расстояние между двумя гранями ножки по вертикали очка), толщина (расстояние между двумя боковыми гранями ножки), Кегль и толщина – величины переменные.
Существует сложившаяся терминология, позволяющая охарактеризовать каждый конкретный шрифт по всем его параметрам.
Гарнитура шрифта (Type family) – это совокупность шрифтов, объединенных общими стилевыми признаками, отличными от других шрифтов, т.е. совокупность начертаний, объединенных общим характером графического построения знаков и решением их элементов.
Начертание (Type fase) – это комплект строчных и прописных знаков, цифр, знаков препинания, спецзнаков и символов. Начертания шрифтов любой гарнитуры отличаются цветовой насыщенностью, пропорциями, контрастностью и наклоном знаков (светлое, полужирное, курсивное или наклонное, нормальное, узкое или широкое).
Насыщенность шрифта определяется изменением толщины основных и соединительных штрихов одноименных знаков в различных начертаниях. В рамках одной гарнитуры насыщенность может изменяться от сверхсветлой до сверхжирной (light – ultra bold).
Пропорции шрифта – это показатель изменения ширины одноименных знаков в начертаниях одной гарнитуры от сверхузких до сверхшироких.
Контрастность – это один из основных признаков шрифта, выраженный отношением толщины соединительных штрихов к толщине основных штрихов знаков. Эта характеристика изменяется от неконтрастных до сверхконтрастных шрифтов.
Понятие комплектности или комплект знаков (по другой терминологии – полиграфический алфавит) определяется совокупностью всех необходимых для набора текста на одном или нескольких языках знаков: строчных, прописных, цифр, знаков препинания, спецзнаков и символов.
Для каждого исторического периода характерен шрифт определенного рисунка. Так в средние века в западноевропейских странах были распространены шрифты готического типа, а в России – церковнославянские. Затем, с ХУ века в Европе, с ХУШ века – в России стали применяться соответственно шрифты типа антиквы и гражданский. Гражданский шрифт был введен Петром 1 в 1710 году (просуществовал до 1740 г.). С середины и до конца ХУШ века складывалась отечественная шрифтовая школа, в дальнейшем на графику русских типографских шрифтов оказали влияние французские словолитни, располагавшиеся в Петербурге. В конце Х1Х и начале ХХ вв. основную роль стали играть немецкие словолитни (Москва, Рига, Харьков, Тифлис), где в том числе нарезались шрифты по рисункам русских художников и граверов. Так влияние западной традиции привело к некоторому сближению графики русского шрифта с латинским.
В советский период отечественная шрифтография активно развивалась, и к началу 70-х годов российская библиотека типографских шрифтов состояла из 38 гарнитур шрифтов 114 гарнитуро-начертаний русско-латинской графической основы письменности для машинного набора; из десятка шрифтов ручного набора и из 52 гарнитур шрифтов особой графической формы письменности, в основном для обеспечения экспортных поставок строкоотливного наборного оборудования в страны Азии и Африки. К этому списку необходимо добавить 24 гарнитуры шрифтов текстового и заголовочного набора, разработанных в эксклюзивном порядке и принадлежащих издательству газет «Правда», «Известия», «Труд», «Комсомольская правда» и журналу «Огонек» (т.н. монопольные шрифты).
С появлением отечественных фотонаборных машин второго поколения, а затем и автоматизированной системы переработки текста и черно-белых иллюстраций, для их обеспечения была разработана еще 31 гарнитура в 90 гарнитуро-начертаний. Таким образом, к началу 90-х годов отечественная библиотека типографских шрифтов насчитывала более 300 гарнитуро-начертаний. Библиотека содержала весь спектр шрифтов, предназначенных для набора всех типов печатных изданий. В ее состав входили шрифты для набора газет (Новая газетная, Газетная рубленая, Газетная Трудовская, Звездочка, Норма и др.), периодических и толстых журналов (Журнальная, Новая журнальная, Журнальная рубленая, Огонек и др.), художественной литературы и академических изданий (Банниковская, Байконур, Обыкновенная новая, Академическая и др.), школьных учебников (Литературная, Школьная, Букварная), справочников и энциклопедий (Кудряшовская энциклопедическая, Энциклопедия-4, Словарная Кудряшова) и т.п. К сожалению, мало было разработано шрифтов для акцидентного набора (так называемые малые наборные формы: бланки, пригласительные билеты, визитные карточки, меню и т.п.), кроме: Каллиграфической, Декора и Рукописной Жихарева, а также шрифтов для рекламной продукции: Гранит, Реклама и Древняя.
Исторические названия размеров шрифтов: Бриллиант – 3 п., Диамант – 4 п., Перл – 5 п., Нонпарель – 6 п., Миньон – 7 п., Петит – 8 п., Боргес – 9 п., Корпус – 10 п., Цицеро – 12 п., Миттель – 14 п., Терция – 16 п. (говоря, что кегль данного шрифта равен тому или иному числу пунктов, имеют в виду не высоту отпечатка буквы на бумаге, а эту высоту плюс небольшое расстояние над верхним и нижним выносными элементами – то, что в металлической литере обеспечивали заплечики – своеобразный естественный пробел между строками).
Нонпарель – от фр. несравненный (фр. словолитчик Дидо в ХУШ в.), петит – от фр. маленький, боргес – от фр. городской, гражданский, корпус – от лат. corpus juris civilis - свод гражданских законов византийского императора Юстиниана – название книги, которая была напечатана шрифтом такого размера, цицеро – по имени древнеримского политического деятеля, сборник писем которого была напечатана в 1467 г. шрифтом такого размера (создан учеником Гуттенберга Шеффером), миттель – от нем. середина - средний по размеру шрифт, существовавший в свое время, терция – от лат. третий – в свое время третий по размеру шрифт.
Все шрифты мелких кеглей (по 14 включительно) называются текстовыми, начиная с 16 кегля – титульными. Традиционно использовались шрифты, размеры которых измерялись четным количеством пунктов (исключением был боргес). Компьютерные издательские программы расширили возможности: кегль шрифта может быть 11, 13, 19, 25 пунктов и даже 9,3; 18,8 и т.д.
Классификации шрифтов
Типы и группы шрифтов.
Главное требование к шрифтам – удобочитаемость, легкость восприятия набранного ими текста. Следует помнить и об их изобразительных свойствах, способности воздействовать на эмоции читателя, а следовательно и повышать действенность печатного слова.
В эпоху Ренессанса и позднее в печатном деле утвердились шрифты типа антиква (от лат. antiquus – древний), в графическую основу которых был положен рисунок древнеримских букв, отличающихся изяществом пропорций и линий. В России гражданский шрифт этого типа ввел в начале XYIII века Петр Первый. С появлением вариантов антиквы и новых стилей шрифтовой графики предпринимались попытки разделить шрифты на типы и группы, классифицировать их по формообразующим признакам – по контрасту основных и дополнительных линий и по конфигурации засечек. Существуют три классификации – историческая, типографская и компьютерная.
Историческая классификация шрифтов.
Современные шрифты в основной своей массе или копируют, или варьируют старые шрифты, в разработке которых участвовали Альд Мануций, Леонардо да Винчи, Лука Пачиоли, Альбрехт Дюрер, Клод Гарамон и другие знаменитые художники и графики. В этой классификации все шрифты делятся по вышеназванным признакам на три типа – антикву, египетские и гротеск.
Антиква в свою очередь подразделяется на три группы, в которых варьируются сила контраста между штрихами и форма засечек. В старой, или гуманистической, антикве контраст малозаметен, а засечки утолщены и слегка закруглены. В переходной антикве контраст умеренный, а конфигурация засечек приближена к форме треугольника. Для новой, или классической, антиквы характерны сильный контраст и тонкие, удлиненные засечки. Особое место среди шрифтов данного типа занимает так называемая ленточная антиква со слабо выраженным контрастом и засечками. Литературная гарнитура относится к этому типу шрифтов.
Египетские шрифты ведут свое происхождение от древнеегипетских письмен, выполненных на папирусе (один из современных шрифтов этого типа, Мемфис, назван именем столицы древнего Египта). Их отличает примерно равная толщина штрихов и засечек, причем последние имею форму брусочков (отсюда современное название шрифтов – брусковые). Со временем часть египетских шрифтов эволюционировала в сторону утончения соединительных штрихов и засечек. Брусковая газетная относится к этому типу шрифтов.
Шрифты типа гротеск не имеют ни контрастов, ни засечек, штрихи в них выделяются, как правило, жирностью начертания. Видимо, эта необычность рисунка и чернота линий послужила основанием для их названия (франц. grotesque – причудливый, комичный). В рекламных отделах русских газет они появились в первой четверти XIX века и долгое время не выходили за пределы этого отдела. Сегодня, с большим основанием названные рублеными, эти шрифты широко применяются в заголовках и текстах. Журнальная рубленая относится к этому типу шрифтов.
Классификация типографских шрифтов.
В государственном стандарте на шрифты 1972 г. все типографские шрифты разделены на шесть основных и одну дополнительную группы. Из трех разновидностей антиквы образованы три самостоятельные группы типографских шрифтов: новые малоконстрастные соответствуют рисунку старой антиквы, медиевальные – переходной, обыкновенные – классической. Ленточная антиква получила в типографском каталоге название шрифта с едва наметившимися засечками. Группа брусковых шрифтов вобрала в себя отличительные признаки египетских. Популярные ныне рубленые шрифты и в старых, и в новых гарнитурах соблюдают гротесковую природу шрифтов этого типа. Контрастные рубленые (например, гарнитура Центральная) вместе с другими «нарушителями» стандарта оказались за пределами классификации. Особую разновидность представляют декоративные шрифты, в которых буквы обозначены контуром, заштрихованы, дополнены тенью или комбинируются из контура, штрихов и тени.
Итак, в основу типографской классификации шрифтов положены два графических признака – засечки и контраст, что позволяет сгруппировать все шрифты в 6 основных и 1 дополнительную группы. Внутри каждой группы шрифты делятся на гарнитуры. Каждая гарнитура имеет исторически сложившееся название (Литературная, Обыкновенная, Академическая), характерное назначение шрифта (ЖР, ГР, букварная, школьная) или название по фамилии автора (Бажановская, Телингатера)… Поскольку гарнитура – это комплект шрифтов одного рисунка в разных начертаниях и кеглях, шрифт, имеющий свои стилевые признаки, отличающие его от других шрифтов, считается самостоятельной гарнитурой и имеет свое название.
Вот важнейшие графические элементы, из которых буквы построены:
- основные штрихи,
- соединительные (дополнительные) штрихи,
- концевые элементы.
К основным штрихам относятся вертикальные штрихи и косые, направленные сверху вниз (слева направо). В большинстве шрифтов (но не во всех) эти штрихи толще остальных.
Соединительные штрихи – это горизонтальные штрихи и косые, направленные снизу вверх. Как правило, они тоньше основных.
Основные и соединительные штрихи типографского шрифта соответствуют нажимным и безнажимным штрихам рукописного шрифта (почерка). Это естественно, поскольку печатной книге предшествовала рукописная, и лучшие почерки ее переписчиков служили прототипом для типографских шрифтов. Есть еще одна особенность, напоминающая о связи типографских шрифтов с рукописными, - это своеобразные наплывы, или утолщения, расположенные посередине высоты букв или несколько смещенные.
К важнейшим концевым элементам букв относятся засечки (отсечки, сериф) – небольшие штрихи, подчеркивающие основные и некоторые дополнительные штрихи; а таже точки и «хвостики», которыми заканчиваются некоторые штрихи.
Соединительные штрихи важны так же, как и основные. Ведь некоторые буквы, например, «и», «н», «п», отличаются только расположением соединительных штрихов. Концевые же элементы не являются необходимыми – их отсутствие не помешает узнать ту или иную букву. Однако наличие (или отсутствие) концевых элементов и их форма в довольно большой мере определяют графический облик – рисунок шрифта и влияют на его удобочитаемость.
Неодинаковая толщина штрихов придает шрифту контрастность. Чем больше разница между толщиной основных и дополнительных штрихов, тем контрастность шрифта резче, и наоборот. При одинаковой (зрительно) толщине всех штрихов шрифт совершенно теряет контрастность и становится монотонным.
Неодинаково и расстояние между основными штрихами букв. Это расстояние называется внутрибуквенным просветом. При небольших внутрибуквенных просветах и нормальной толщине штрихов шрифт производит впечатление узкого, вытянутого по вертикали; по мере увеличения внутрибуквенных просветов шрифт воспринимается как более широкий и округлый.
Степень контрастности, наличие и форма засечек и других концевых элементов, расположение наплывов и степень округлости, длина выносимых элементов – вот важнейшие признаки, определяющие основные графические особенности шрифтов и обеспечивающие самобытность каждого.
1. Группа рубленых шрифтов. Имеют равное соотношение ширин основных и соединительных штрихов, засечки отсутствуют: Древняя, Рубленая, Журнальная рубленая, Газетная рубленая, Правдинская, Гротеск, Букварная, Плакатная, Агат, Московская, Советская, Спутник.
2. Группа шрифтов с едва наметившимися засечками. Примерно равное соотношение ширин соединительных и основных штрихов с едва наметившимися засечками в виде некоторого утолщения концов вертикальных штрихов: Акцидентная Телингатера, Волгоградская, Севастопольская, Октябрьская.
3. Группа медиевальных шрифтов. Характеризуются умеренным контрастом основных и соединительных штрихов, с заческами в виде плавного утолщения концов основных штрихов и наклонным расположением оси симметрии округлых букв: Литературная, Банниковская, Заголовочная газетная, Лазурского, Ладога.
4. Группа обыкновенных шрифтов. Гарнитуры с контрастными штрихами, с длинными тонкими заческами, соединяющимися с основными штрихами под прямым углом или с легким закруглением. Оси округлых букв вертикальные: Обыкновенная, Обыкновенная новая, Елизаветинская, Северная, Бодони книжная, Кузаняна, Байконур.
5. Группа брусковых шрифтов. Шрифты с неконтрастными и малоконтрастными штрихами, с длинными утолщенными засечками, соединенными с основными штрихами под прямым углом или с легким закруглением: Брусковая газетная, Балтика, Хоменко, Реклама.
6. Группа новых малоконтрастных шрифтов. Шрифты с малым контрастом штрихов и длинными утолщенными засечками с округленными концами. Засечки соединены с основными штрихами под прямым углом или с легким закруглением: Коринна, Школьная, Энциклопедическая, Новая газетная, Бажановская, Журнальная, Академическая, Пискаревская, Малановская, Кудряшовская словарная, Кудряшовская энциклопедическая, Баченаса.
7. Дополнительная группа. Шрифты, не имеющие ярко выраженных графических признаков (сюда же входят шрифты, подражающие рукописному начертанию букв): Пальмира, Каллиграфическая, Машинописная, «1812 год», Жихарева, Рукописная Коробова.
Все шрифты различаются по начертанию (основные графические признаки рисунка шрифта сохраняются).
1. По насыщенности (относительной толщине основных и соединительных штрихов).
- светлые (не более 23%), внутрибуквенный просвет в 2-4 раза больше толщины основного штриха.
- полужирные (до 34%), соотношение от 1:1 до 1:1,5.
- жирные (34% и более), внутрибуквенный просвет уже толщины основного штриха.
Это отношение толщины основного штриха знака к его высоте у строчных букв типа «Н», «П» и т.д. – для кеглей 8, 9, 10, 11 и 12.
2. По наклону (основных штрихов относительно горизонтальной линии шрифта).
- прямые – шрифты с вертикально расположенными основными штрихами.
- наклонные имеют, как правило, наклон в правую сторону на 15 градусов.
- курсивные; строчные буквы курсивного шрифта во многих случаях приближаются к построению рукописных букв.
3. По плотности очка (по относительной ширине, или расстоянию между основными штрихами).
- нормальные (свыше 60% до 85%),
- узкие (свыше 45% до 60%),
- сверхузкие (не более 45%),
- широкие (свыше 85% до 105%),
- сверхширокие (не менее 115%).
Плотность очка определяется по зрительному отношению сторон прямоугольника, образованного осями вертикальных штрихов и линиями, проведенными между верхними и нижними соединительными штрихами (высота знака).
4. По заполненности основных штрихов.
- контурные имеют контурное построение штрихов и за их пределами – тень, как бы отбрасываемую буквой, что создает впечатление объемности шрифта,
- оттеночные (оттененные),
- штрихованные.
Кроме рисунка и начертания, шрифты отличаются друг от друга по размеру (кеглю). С 6 до 13 пунктов – текстовые шрифты, с 14-16 начинаются титульные. Их высшая градация может достигать двух (96 п.), трех (144 п.) и более квадратов. На этом уровне они переходят в разряд афишно-плакатных. В размерной классификации шрифтов зафиксирован последний этап их художественно-технического формообразования.
Требования к шрифтам – гигиенического, производственного, экономического и художественного характера. Текстовые шрифты должны быть удобочитаемыми, экономичными, технологичными и т.д.
Удобочитаемость – газетный шрифт в кеглях 6, 8, 9 не должен быть узким (4:5 или 5:6 – такова пропорция очка, а не 1:2, что характерно для узких шрифтов). Засечки повышают удобочитаемость, делают букву как бы рельефной, ее очертания выделяются на бумаге. Оптимальный кегль текстового шрифта – 8 или 9 пунктов.
Износоустойчивость (это требование остается для ручного и горячего набора, когда рисунок шрифта не должен иметь деталей, легко устраняемых в процессе давления на шрифт – при матрицировании или отливке стереотипа; в рисунке шрифта не должно быть ловушек для краски – остроугольных сочленений штрихов, в которые во время печатания забивается краска. Иначе рисунок искажается – затрудняется чтение текста).
В профессионально разработанных шрифтах за счет оптимально выбора величины очка знака (печатающая поверхность выпуклого изображения буквы или знака на литере) и его свисающих элементов, положения линии шрифта на кегельной площадке (условной линии, на которой стоят все знаки в строке набора), величины верхних и нижних пробелов от свисающих элементов знака до краев кегельной площадки, уже заложен интерлиньяж (расстояние между линиями шрифта расположенных одна под другой строк) с учетом удобочитаемости. Т.е. уже в процессе проектирования шрифта в него закладываются все требования, влияющие на интерлиньяж, что обеспечивает оптимальную плотность набора полосы, экономичность набора и нормальное восприятие текста. Такой интерлиньяж называют базовым.
Опытами доказано, что для обеспечения хорошей удобочитаемости величина междустрочных пробелов (интерлиньяж) должна по крайней мере равняться величине пробелов между словами.
Классификация компьютерных шрифтов.
Импортное происхождение компьютеров сделало необходимым заимствование опыта и традиций зарубежных школ шрифтовой графики, описания компьютерных шрифтов в англоязычных терминах.
I. Классификация, принятая в системе Microsoft Windows:
1. Группа Roman определяет шрифты с засечками (например, Таймс и Бодони);
2. Группа Swiss – рубленые шрифты с переменной толщиной штрихов (Гельветика, Футура и др.);
3. В группу Modern входят шрифты с постоянной толщиной штрихов (например, Курьер);
4. Script определяет рукописные шрифты;
5. Decorative – декоративные шрифты;
6. Dont now – шрифты, о которых нет информации.
II. Более полно и конкретно описание шрифтов по системе IBM Classification (оно и более приближено к исторической классификации):
1. Первую группу составляют шрифты Oldstyle Serifs, основанные на латинской традиции XY-XYII веков. Они соотносятся с гуманистической антиквой, подклассам (гарнитурам) этой группы присущи малая контрастность и плавный переход штрихов к засечкам.
2. Группа Transitional Serifs унаследовала признаки переходной антиквы.
3. Группа Modern унаследовала признаки новой антиквы.
4. Clarendon объединяет признаки первых двух групп.
5. Slab Serifs – однотипные с брусковыми шрифтами.
6. Freedom Serifs – шрифты с засечками неопределенной формы.
7. San Serifs - беззасечковые шрифты.
8. Ornamentals - декоративные шрифты.
9. Scripts – рукописные шрифты.
10. No Classification – не поддающиеся определению шрифты.
Компьютерные шрифты классифицируются также по методам их цифрового описания: растровые, штриховые (векторные), контурные и алгоритмические.
Выбор шрифтов.
Одногарнитурный, малогарнитурный, многогарнитурный стили шрифтового оформления.
Наиболее удобочитаемым основным текстовым шрифтом в газете считается светлый, прямой, нормальный восьмого-девятого кегля.
Светлый – потому что это спокойный, не утомляющий при длительном чтении цвет; прямой – потому что мы с детства привыкаем к прямостоящим буквам и чтение курсива требует от нас большего напряжения; нормальный – потому что уравновешенная пропорция 4:5 более приятна нашему глазу, чем узкая или широкая; петит и боргес – потому что буквы этого размера сравнительно легко читаются в узкой колонке и достаточно экономны. С позиции удобочитаемости рекомендуется набирать основной текст шрифтами типа антиквы, так как буквы с контрастными штрихами и засечками узнаются быстрее, чем буквы рубленых шрифтов, лишенные этих графических признаков.
В выборе шрифтов для заголовков на первый план выступает функциональный подход к их графическим качествам, поэтому здесь обычно применяются жирные и полужирные начертания.
Можно с уверенностью сказать, что наиболее популярной гарнитурой XX века является Таймс. Ее создателем стал Стенли Морисон (1889-1967). В 1929 году он был зачислен в штат газеты «Таймс», и уже 3 октября 1932 года газета вышла в свет с новой, удивительно красивой и удобочитаемой гарнитурой Times New Roman. Морисон продолжал совершенствовать семейство шрифтов Times до 1960 года. В настоящее время существуют десятки русифицированных вариантов этой гарнитуры, как правило, с различными межбуквенными расстояниями.
Цифровая обработка шрифтов.
Допечатный процесс сегодня включает набор текста, сканирование и последующую обработку изобразительного материала, верстку и как заключительный этап – вывод фотоформ. Если издание монохромное, редакция может обойтись офисными принтерами, разрешаю способность которых сейчас доходит до 1800 dpi (dots per inch – точек на дюйм; американский дюйм составляет 25,4 мм). Но чтобы печатать полноцветное издание высокого качества, нужно использовать ФНА (фотонаборный автомат). Если использовать чужой 9удаленный) ФНА, можно обратиться к стандартизированному языку печати Postscript (данный стандарт разработан фирмой Adobe, в настоящее время наиболее распространенным форматом является Adobe PostScript Level 2). Для того чтобы написать файл корректно, необходимо точно знать марку выводного устройства и установить для него правильный драйвер в меню контрольной панели – иначе ФНА «не поймет» параметров печати.
Как правило, возникают две проблемы: программные ошибки в написании PostScript файла; несовпадение шрифтов (в том числе одноименных), разумеется, только в том случае, если шрифты не включены внутрь PostScript файла. Первая проблема решается довольно просто – следует использовать хорошо знакомые лицензионные программы известных фирм, например, Adobe и QuarkXPress фирмы Quark. Adobe PageMaker 6.5, Adobe Illustrator корректно генерируют PostScript, тогда как PageMaker 5.0 часто допускает ошибки. Со шрифтами дело обстоит сложнее. При русификации шрифтов возникает опасность получения плохо воспринимаемых гарнитур из-за программных ошибок.
Сегодня наиважнейшей задачей стал стандартизация гарнитур. В издательском деле и в СМИ используются совершенно различные компьютерные платформы. Для СМИ удобнее применять гарнитуры в международном формате PostScript, это обеспечит шрифтовое совпадение. Возможность использования гарнитур в данном формате возникла с появлением программ Adobe Type Manager, или, как ее обычно зовут в среде профессионалов, АТМ. Этот программный продукт предоставляет новые возможности работы со шрифтами в форматах PostScript Type I и TrueType. Пользователь воспринимает как должное мгновенное отображение шрифтов любого кегля или начертания на мониторе.
Если дизайнеры редко используют некоторые шрифты, их можно обозначить как отдельную шрифтотеку и подключать только в случае необходимости, не перегружая оперативную память многосотенным набором шрифтов. В этом случае упрощается и работа с типографией, где для каждого издания может существовать определенная шрифтотека.
Иногда редакции и типографии различаются настольно-издательскими системами и (что еще более существенно) компьютерными платформами: почти все российские типографии оборудованы графическими станциями на платформе Macintosh, в то время как многие редакции используют PC. Сейчас Adobe Type Manager, начиная с версии Deluxe 4,0 (6), позволяет импортировать и экспортировать сформированные шрифтотеки даже между различными компьютерными платформами.