Ст. 3581. Уголовного кодекса Республики Беларусь

Криминологическая экспертиза проектов нормативно - правового акта

В соответствиисПоложением о порядке проведения криминологической экспертизы, утв. Указом Президента Республики Беларусь от 29 мая 2007 года № 244 ”О криминологической экспертизе“ криминологической экспертизой является исследование содержания проекта правового акта (правового акта) в целях выявления в нем норм, применение которых может повлечь (повлекло) возникновение криминогенных последствий в различных сферах общественных отношений (возникновение рисков криминогенного характера).

Основным критерием оценки проекта правового акта (правового акта) при проведении криминологической экспертизы является возможность возникновения рисков криминогенного характера в процессе применения правового акта, в том числе обусловленных его социальной неадаптированностью, неоднозначностью его норм, неполнотой правового регулирования соответствующей сферы общественных отношений.

По результатам проведения криминологической экспертизы составляется заключение, в котором должны содержаться:

информация о том, когда и кем правовой акт принят (издан) и представлен на криминологическую экспертизу;

общая криминологическая оценка проекта правового акта (правового акта);

вопросы, рассмотренные при проведении криминологической экспертизы, и криминологические критерии их оценки;

указание на наличие в правовом акте норм, применение которых может повлечь (повлекло) возникновение рисков криминогенного характера, с обоснованием соответствующего вывода;

обоснованные предложения об устранении выявленных в правовом акте недостатков (при наличии норм, применение которых может повлечь (повлекло) возникновение рисков криминогенного характера).

Данное заключение может содержать иную информацию, связанную с проведением криминологической экспертизы.

Пример:

Заключение

Криминологической экспертизы

ст. 3581. Уголовного кодекса Республики Беларусь

1. Когда и кем правовой акт принят (издан):

Уголовный кодекс Республики Беларусь: принят Палатой представителей 2 июня 1999 года: одобрен. Советом Республики 24 июня 1999 года: Текст Кодекса по состоянию на 10.05.2014 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск, 2014.

2. Указание на наличие в проекте правового акта (правовом акте) норм, применение которых может повлечь (повлекло) возникновение рисков криминогенного характера, с обоснованием соответствующего вывода либо на отсутствие таких норм:

Анализ содержания УК позволяет выделить некоторые нормы, которые носят избыточно криминализованный характер.

Статья 3581. Агентурная деятельность. Вербовка гражданина Республики Беларусь либо иные действия, совершенные иностранным гражданином или лицом без гражданства в целях проведения деятельности в ущерб национальной безопасности Республики Беларусь, – наказываются лишением свободы на срок от семи до пятнадцати лет.

Исходя из содержания законодательства Республики Беларусь, понятие вербовки гражданина Беларуси в нашем законодательстве отсутствует и это предоставляет весьма широкое поле для применения данной формулировки к различным действиям. Так же формула «иные действия, совершенные в целях проведения деятельности в ущерб национальной безопасности» может также трактоваться сколь угодно широко.

Предложения:

Внести изменения в статью 3581 УК Республики Беларусь:

- дав определение понятия «вербовка»;

- конкретизировав «иные действия, совершенные в целях проведения деятельности в ущерб национальной безопасности».

Криминализация тех или иных деяний, которые, по сути, не несут в себе общественную опасность, либо деяний, которые не имеют четкой правовой конкретизации, влечет необоснованные случаи привлечения к уголовной ответственности.

Наши рекомендации