Система оценивания деятельности игроков

ДЕЛОВАЯ ИГРА

«ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ЮРИДИЧЕСКОЙ КОНТОРЕ»

Е.Е. Дмитриева,

доцент кафедры информатики, к.т.н.

Введение

Деловая игра «Информационные технологии в юридической конторе» разработана для студентов юридического факультета, изучающих дисциплину «Информационные технологии в юридической деятельности» в осеннем семестре на первом курсе. ДИ рассчитана на 12 часов аудиторных занятий. Проводится на заключительном этапе учебно-практического курса «Информационные технологии в юридической деятельности» для закрепления знаний и приобретения навыков.

ДИ может быть полезна для студентов других специальностей, которые будут заниматься делопроизводством в офисе, оформлением документов и договоров.

Актуальность данной темы обусловлена не только тем, что дисциплина «Информационные технологии в юридической деятельности» является базовой дисциплиной учебного плана, но и тем, что работа в современном офисе с информацией невозможна без применения современных информационных технологий.

Проведение ДИ «Информационные технологии в юридической конторе» особенно важно для студентов, обучающихся по направлению подготовки − 030900 «Юриспруденция».

Теоретическая основа ДИ

Деловая игра «Информационные технологии в юридической конторе» представляет собой имитационную модель обработки и анализа информации в учебной юридической конторе с помощью средств компьютерной техники и программного обеспечения (см. рис. 3). Реально структура юридической конторы может отличаться от рассматриваемой схемы в учебных целях.

Информационные технологии (ИТ) – широкий класс дисциплин и областей деятельности, относящихся к технологиям создания, сохранения, управления и обработки данных, в том числе с применением вычислительной техники. В частности, ИТ имеют дело с использованием компьютером и программного обеспечения для создания, хранения, обработки, ограничения к передаче и получению информации. ИТ ориентируются на конкретную сферу деятельности. Так ИТ в юридической деятельности представляют постоянно пополняемый набор компьютерных программ по подготовке и обработке документов, баз данных, средств вычислительной статистической обработки и анализа информации юридической направленности, справочно-правовые системы, глобальные и локальные компьютерные сети, средства защиты и обеспечения конфедициальности правовой информации.

Эффективное функционирование современного офиса не возможно без применения специальных компьютерных приложений. Одним из наиболее популярных приложений является Microsoft Office — офисный пакет приложений, созданных корпорацией Microsoft для операционных систем Microsoft Windows и Apple Mac OS X. В состав этого пакета входит программное обеспечение для работы с различными типами документов: текстами, электронными таблицами, базами данных и др.

В данной ДИ будут использоваться.

Microsoft Word (часто — MS Word, WinWord или просто Word) — текстовый процессор, предназначенный для создания, просмотра и редактирования текстовых документов, с локальным применением простейших форм таблично-матричных алгоритмов.

Microsoft Excel (также иногда называется Microsoft Office Excel) — программа для работы с электронными таблицами, созданная корпорацией Microsoft для Microsoft Windows, Windows NT и Mac OS. Она предоставляет возможности экономико-статистических расчетов, графические инструменты и, за исключением Excel 2008 под Mac OS X, язык макропрограммирования VBA (Visual Basic for Application). Microsoft Excel входит в состав Microsoft Office и на сегодняшний день Excel является одним из наиболее популярных приложений в мире.

Microsoft Office Access или просто Microsoft Access — реляционная система управления базами данных корпорации Microsoft. Имеет широкий спектр функций, включая связанные запросы, связь с внешними таблицами и базами данных. Благодаря встроенному языку VBA, в самом Access можно писать приложения, работающие с базами данных.

Студент должен владеть базовыми приемами работы с текстами в текстовом процессоре Microsoft Word: создание документа; ввод текста; редактирование текста; рецензирование текста; форматирование текста; сохранение документа; печать документа. Для профессиональной работы необходимо освоить работу с таблицами, графическими объектами. Теория и упражнения подробно изложены в главе 1 учебного пособия [4].

Применение электронных таблиц Excel упрощает работу с данными и позволяет получать результаты без проведения расчетов вручную или специального программирования. Наиболее широкое применение электронные таблицы нашли в экономических и научно-технических расчетах, но они могут оказать неоценимую услугу и в юридической деятельности. Электронные таблицы позволяют повысить эффективность работы, когда необходимо:

1) проводить однотипные расчеты над большими наборами данных;

2) автоматизировать итоговые вычисления;

3) решать задачи путем подбора параметров;

4) обрабатывать результаты экспериментов;

5) искать оптимальные значения параметров;

6) готовить документы в табличной форме;

7) графически иллюстрировать данные, представленные в таблицах;

8) проводить анализ и научное прогнозирование.

Теория и упражнения подробно изложены в главе 3 учебного пособия [4].

Для эффективной работы с электронными таблицами пользователь должен понимать, как создавать формулы и распространять их на другие столбцы и строки таблица.

Отметим здесь важное. Рабочей единицей электронной таблицы Excel является ячейка. Ячейка располагается на пересечении строки и столбца листа рабочей книги. При использовании классической адресации ссылка на ячейку может выглядеть так: A34 или BD12. Латинскими буквами обозначается столбец, а цифрами строка, на пересечении которых находится ячейка. В ячейку вводятся данные разных типов: текст, числа, дата и др. В ячейках задаются формулы для вычислений. Формула начинается со знака «=». В формулу могут входить: числа, ссылки на ячейки, арифметические операторы (+ - /*^), функции (математические, логические, статистические, даты-времени, финансовые и др.)

Чтобы задать типовую формулу для расчета столбца в таблице нужно последовательно выполнить следующие действия. В первой ячейке столбца задать формулу, например: =B2^2-C2/D2 и скопировать ее на другие ячейки столбца. Копировать формулы (как и данные) можно с помощью буфера обмена, используя кнопки «Копировать в буфер» и «Вставить из буфера» на вкладке Главная ленты инструментов. Можно воспользоваться методом перетаскивания. Навести указатель мыши на правый нижний угол выделенной ячейки. Появится маркер в виде +. Удерживая левую кнопку мыши, обвести диапазон ячеек, куда должна быть скопирована формула. При копировании формул ссылки на ячейки перевычисляются. Чтобы закрепить данные в отдельных ячейках используют абсолютную и смешанную адресацию ячеек. Абсолютная нужна, чтобы закрепить ячейку при копировании. Она задается Знаком $ перед столбцом и строкой ячейки, например $D$19. Если необходимо закрепить только столбец, знак $ ставится перед столбцом: $F3. Если строку, перед строкой: G$13.

Для повышения эффективности профессиональной работы с электронными таблицами важно уметь использовать богатую палитру функций Excel. Некоторые функции вынесены на ленту инструментов. Для них есть кнопки, например, суммирование. Для использования других функций удобно пользоваться Мастером функций. Окно Мастера функций содержит не только краткую справку о назначении и параметрах функции, но и гиперссылку, позволяющую перейти в справочную систему с подробными примерами использования. Кроме того, Excel снабжен пакетом статистических программ, которые помогут проводить научные исследования. Для подключения пакета нужно в параметрах Excel подключить надстройку «Пакет анализа». На вкладке Данные ленты инструментов появится кнопка «Анализ данных», открывающая окно с перечислением статистических программ.

Работы по проектированию и созданию баз данных обычно вызывают много трудностей у неподготовленного пользователя. Рассмотрим некоторые понятия.

База данных – это организованная структура, предназначенная для хранения информации. С понятием базы данных тесно связано понятие системы управления базами данных. Система управления базами данных – это комплекс программных средств, предназначенных для создания структуры новой базы, наполнения ее содержимым, редактирования содержимого и визуализации информации.

В СУБД Microsoft Access хранение информации основано на использовании реляционных таблиц. Так называемых таблиц отношений, состоящих из записей (строк) и полей (столбцов). Поля представляет собой одно свойство (атрибут) одного субъекта, хранящегося в базе данных. Запись – это информация об одном субъекте, его свойства. Основными свойствами полей являются: имя поля, тип поля, размер поля, формат поля, маска ввода, подпись, значение по умолчанию, условие на значение, сообщение об ошибке, обязательное поле, пустые строки, индексированное поле. Базы данных Access работают со следующими типами данных: текстовый, поле МЕМО, числовой, дата/время, денежный, счетчик, логический, поле объекта OLE, гиперссылка, мастер подстановок и др.

Одним из важнейших этапов создания базы данных является ее проектирование. Проектирование должно начинаться с составления технического задания. При составлении технического задания используют следующие подходы:

1) демонстрируют будущему потребителю БД работу аналогичной БД, после чего согласовывают спецификацию отличий;

2) если аналога нет, выясняется круг задач потребителя и совместно с ним готовится техническое задание.

При подготовке технического задания составляют:

1) список исходных данных, с которыми работает потребитель;

2) список выходных данных, которые необходимы потребителю для решения производственных задач;

3) список выходных данных отчетности, предоставляемые в органы статистического учета, административные и контролирующие органы.

Следующим этапом разработки БД является разработка ее структуры. Основной частью структуры является структура ее основных таблиц. В терминологии Access, структура таблиц БД, называется схемой данных. При разработке схемы данных придерживаются следующей последовательности действий.

1) Составляют список полей.

2) В соответствии с типом данных, размещаемых в каждом поле, определяют наиболее подходящий тип для каждого поля.

3) Далее распределяют поля генерального списка по базовым таблицам. На первом этапе распределение производят по функциональному признаку. Цель – исключить дублирование данных в одной таблице, данными из другой. Если такое дублирование есть, базовые таблицы разбивают.

4) В каждой таблице намечают ключевое поле. В качестве такого выбирают поле, данные в котором повторяться не могут. Например, номер гражданского паспорта, номер договора. Иногда таких уникальных полей нет. В таком случае составляют комбинацию из нескольких полей, которая является уникальной – так называемый составной ключ. Если в таблице вообще нет никаких полей, которые можно было бы использовать как ключевые, можно ввести дополнительное поле типа Счетчик.

5) В бумажном либо электронном проекте (документ Word) вычерчиваются связи между таблицами по общим полям. СУБД Access поддерживает связи «один к одному», «один ко многим», а с версии 2010 «многие ко многим».

Очень удобно для разработки своей БД использовать готовые шаблоны БД, которые уже имеются в СУБД Access. Их нужно немного модифицировать под свои потребности. Например, шаблон Задачи (рис. 1) можно использовать для создания БД договоров, заключаемых юридической конторой.

Кроме таблиц БД, которые являются основным объектом любой базы данных, база данных может содержать: запросы, формы, отчеты, макросы, модули, страницы доступа к данным. Остановимся на тех объектах, которые нужно использовать в процессе ДИ.

Система оценивания деятельности игроков - student2.ru

Рис. 1. Схема данных шаблона БД «Задачи», которую можно использовать для создания БД договоров юридической конторы.

Запросы – это специальные средства для отбора и анализа данных из таблиц и предоставления их пользователю в удобном виде. С помощью запросов выполняется отбор данных, сортировка, фильтрация. С помощью запросов можно выполнять преобразование данных по заданному алгоритму, создавать новые таблицы, выполнять простейшие вычисления в таблицах и многое другое.

Формы – это специальные средства для ввода и редактирования данных в таблице. Назначение форм – предоставить пользователю средства для заполнения только тех полей, которые ему заполнять положено.

Отчеты предназначены для организации данных для вывода, причем для вывода в основном на принтер. В отчетах приняты специальные меры для группирования выводимых данных и для вывода специальных элементов оформления, характерных для печатных документов.

В конце этапа проектирования обосновывается необходимость создания тех или иных форм, запросов, отчетов.

После проектирования переходят к непосредственной разработке БД на компьютере. Вынос проекта в натуру.

Создание таблиц можно проводить в режиме таблицы, путем ввода данных. Но обычно используют режим Конструктора таблиц. Он позволяет сразу правильно задать свойства полей.

Связи между таблицами можно установить, используя окно Схема данных, вызываемое одноименной кнопкой на вкладке Работа с базами данных линейки инструментов.

Формы проще всего создавать с помощью команды Форма (пиктограмма находится на вкладке Создание).

Ввод и редактирование данных осуществляется с помощью созданных форм.

Простые запросы, где просто отбираются отдельные поля таблиц БД, удобно создавать с помощью Мастера запросов (кнопка «Мастер запросов» на вкладке Создание). Запросы, где нужно отбирать данные, удовлетворяющие поставленных условиям, удобно конструировать с помощью Конструктора запросов (кнопка «Конструктор запросов» на вкладке Создание).

Для создания отчетов в ДИ рекомендуется пользоваться созданием простого отчета (кнопка «Отчет» на вкладке Создание).

Теория и упражнения по созданию БД в Access подробно изложены в главе 4 учебного пособия [4].

В процессе ДИ у студентов возникнут вопросы. Например, такие. Какие документы нужно составить для подачи иска в суд? Как оформить договор на юридическое обслуживание? Где найти образцы исковых заявлений, претензий ответчику? И много подобных вопросов. Можно подобную информацию попытаться найти в Интернете. Но там она может быть недостоверной. Лучше воспользоваться справочно-правовыми системами, например, КонсультантПлюс и Гарант. Они предоставляют пользователю достоверную информацию, полученную на основе договоров с органами государственной власти, органами федерального и местного самоуправления, судами. Например, в системе КонсультантПлюс можно найти форму и содержание искового заявления и другую информацию о подаче иска в суд (рис. 2).

Описание ДИ

Объект имитации ДИ

Применение информационных технологий в производственной деятельности юридической конторы. Схема учебной юридической конторы приведена на рис. 3. Реальная схема может отличаться от принятой в учебных целях.

ДИ игра направлена на имитацию производственной деятельности юридической конторы, той ее части, которая связаны с получением и обработкой информации, оформлением документов, созданием и ведением баз данных и электронных таблиц.

Система оценивания деятельности игроков - student2.ru

Система оценивания деятельности игроков - student2.ru

Рис 2. Информация, необходимая для подачи иска в суд, найденная в системе Консультант Плюс.

Система оценивания деятельности игроков - student2.ru

Рис 3. Схема учебной юридической конторы. В качестве клиентов выступают студенты из другой группы, которые в свою очередь разыгрывают роли в своей юридической конторе.

ДИ содержит внутреннюю конфликтность двух видов:

1) нежелание сотрудников юридической конторы применять компьютерную технику в своей работе, осваивать современные информационные технологии;

2) личностный конфликт между студентами при распределении ролей и выполнении заданий.

Классификация игры: ДИ «Информационные технологии » является

-учебной по целенаправленности,

-по форме воздействия участников – игра с взаимодействием;

-по способу обработки и передаче информации – компьютерной;

-по динамике моделируемых процессов – саморазвивающейся игрой с регламентируемым временем;

-по скорости игрового времени – игрой с произвольным масштабом времени;

-по типу коммуникации – игрой с использованием устной и письменной коммуникации;

-по конечному продукту игры – игрой с материализованным конечным продуктом. По завершении ДИ каждая учебная юридическая контора должна предоставить преподавателю результаты своей работы:

1) пакеты документов для обслуживания клиентов в суде и юридическому консультированию (в электронной форме);

2) базы данных клиентов и дел (договоров);

3) электронные таблицы бухгалтерских расчетов (расчет суммы договоров, вычисление расходов, расчет заработной платы и доходов).

Цели ДИ

Педагогические:

1) Выработать понимание сущности и значения информации в развитии современного информационного общества (ОК−10).

2) Освоение методов, способов и средств получения, хранения, переработки информации (ОК−11).

3) Выработать навыки работы с компьютером, как средством управлениям информацией (ОК−11).

4) Выработать навыки работы в глобальных и локальных компьютерных сетях (ОК−12).

5) активизация творческого мышления.

Технические:

1)Выработать навыки поиска необходимой правовой информации в Интернете и справочно-правовых системах;

2) Выработать навыки оформления договора на юридическое обслуживание в MS Word;

3) Выработать навыки подготовки документов, необходимых для подачи иска в суд с помощью MS Word;

4) Выработать навыки подготовки документов, необходимых для защиты клиента в суде с помощью MS Word;

5) Выработать навыки создания и ведения базы данных клиентов и дел юридической конторы с помощью MS Access;

6) Выработать навыки обработки и анализа результатов работы юридической конторы с помощью табличного процессора MS Excel;

7) Выработать навыки ведения простейших бухгалтерских расчетов (расчет суммы договоров, вычисление расходов, расчет заработной платы и доходов) с помощью MS Excel.

Воспитательные:

1) Воспитать ответственность за порученное дело.

2) Воспитать аккуратность и четкость при выполнении своих служебных обязанностей.

Игровые:

1) имитация деятельности по использованию информационных технологий в юридической конторе;

2) имитация делового общения между сотрудниками.

Правила игры

1) Студенты должны применять средства Microsoft Office для обработки информации, оформления документов, создания и ведения баз данных и электронных таблиц, необходимых для функционирования юридической конторы.

2) Студенты в процессе игровой деятельности могут пользоваться Интернетом и справочно-правовыми системами (КонсультанПлюс, Гарант).

3) Студенты во время игры могут пользоваться учебными пособиями по информационным технологиям и юриспруденции, как в печатном, так и в электронном виде.

4) Студент не может отказаться от участия в игре.

5) Студент может обратиться к преподавателю и коллегам с просьбой о замене роли.

6) Преподаватель может поменять роли отдельных игроков.

7) Студенты не могут без согласования с преподавателем поменяться ролями.

8) Студенты могут общаться друг с другом и консультироваться с преподавателем.

Роли и функции игроков

Минимальное количество участников в одной учебной юридической конторе 8 человек. Максимально 10 человек.

В ДИ разыгрывается следующий комплект ролей:

1) руководитель ЮК;

2) заместитель руководителя по информационным технологиям;

3) секретарь руководителя;

4) бухгалтер;

5) юридический отдел в составе адвокатов (2 человека), помощников адвокатов (у каждого адвоката по одному помощнику).

6) секретарь приемной суда.

В качестве клиентов будут выступать студенты из другой группы. В то же время, студенты из данной группы являются клиентами в другой.

Каждый адвокат должен обслуживать 2−3 клиентов в данной ДИ.

Руководитель юридической конторыкоординирует, контролирует деятельность зам. руководителя по ИТ, бухгалтера, секретаря и адвокатов. Проводит производственные совещания.

Заместитель руководителя по ИТконсультирует, контролирует сотрудников в области ИТ. Помогает разрабатывать электронные таблицы и БД. Ведет анализ деятельности ЮК (статистика в MS Excel). Готовит отчеты для руководителя.

Секретарь руководителя производит первичный прием клиентов. Распределяет клиентов по адвокатам. С помощью зам. руководителя по ИТ создает и ведет базы данных клиентов, дел(договоров). Выполняет поручения руководителя ЮК. Готовит для руководителя отчеты о работе ЮК.

Бухгалтерпри помощи зам. руководителя по ИТ создает электронные таблицы для расчета суммы договоров, расчета расходов и доходов, расчета заработной платы. Ведет электронные таблицы.

Адвокат принимает клиента. Оформляет договор на юридическое обслуживание. Составляет пакет документов, необходимый для юридического обслуживания клиента в суде (исковое заявление, письма ответчику и в различные инстанции, расчет госпошлины и. т.п.) Создает с помощью зам. руководителя по ИТ личную базу данных клиентов и дел. Ведет базу данных.

Помощник адвокатапомогает адвокатуоформлять документы, вести БД.

Секретарь приемной судапроверяет количество необходимых документов и правильность их оформления.

Сценарий ДИ

Подготовительный этап

Преподаватель сообщает студентам об игре. Рассказывает о смысле игры, о составе ролей, о характере деятельности. Схема учебной юридической конторы приведена на рис. 3. Напоминает студентам, какие учебные пособия надо использовать для подготовки к игре, сайты в интернете и справочно-правовые системы.

Предлагает свое распределение ролей в игре. Студенты предлагают свое распределение ролей. В процессе совместного с преподавателем обсуждения распределяются роли между студентами. Преподаватель разъясняет студентам цели их деятельности и методы ее оценки (2 часа).

Основной этап

Процесс общения во время имитации деятельности ЮК схематично показан на рис. 4.

На первом производственном собрании ЮК руководитель ставит перед сотрудниками задачу перехода на компьютерную обработку и хранение информации.

— Уважаемые коллеги!

Сегодня наша юридическая контора начинает свою работу.

Большинство сотрудников против. Соглашаются лишь с печатью некоторых бумаг в Word. Квалификация отдельных сотрудников низка и не позволяет набрать документ, используя возможности Word. Не умеют устанавливать параметры страницы, отступы, интервалы, табуляцию и т.п.

Система оценивания деятельности игроков - student2.ru    

Рис. 4. Краткая схема функционирования ЮК.

Заместителю руководителя по ИТ поручается помогать сотрудникам, консультировать их.

Производственная деятельность ЮК разбита на несколько участков:

1) организационно-технический (участвуют руководитель ЮК, заместитель руководителя по ИТ, секретарь ЮК);

2) экономический (заместитель руководителя по ИТ, бухгалтер);

3) информационно-юридический (заместитель руководителя по ИТ, адвокат, помощник адвоката);

4) прием и обслуживание клиентов (секретарь, адвокат, помощник адвоката, клиент);

5) приемная суда (адвокат либо помощник адвоката, либо клиент и секретарь приемной суда).

На организационно-техническом участке преподаватель дает задание игрокам составить организационную схему работы ЮК, разработать базы данных: “Клиенты”, “Договора”. Схема взаимодействия игроков на организационно-техническом участке представлена на рис . 5.

Конфликт между секретарем ЮК и заместителем руководителя по ИТ. Секретарь ЮК не хочет создавать базу данных клиентов и договоров.

— Зачем? Я заведу папки для клиентов и договоров и буду там хранить информацию.

Заместитель руководителя по ИТ убеждает секретаря в целесообразности хранения информации в базе данных. Обсуждают, какие сведения о клиентах и договорах хранить в базе данных (кроме Ф. И. О., цели обращения). Совместно разрабатывают структуру БД. Между секретарем и заместителем руководителя по ИТ может возникнуть межличностный конфликт, непонимание друг друга.

               
    Система оценивания деятельности игроков - student2.ru
      Система оценивания деятельности игроков - student2.ru
 
  Система оценивания деятельности игроков - student2.ru
 
    Система оценивания деятельности игроков - student2.ru
 


Рис. 5 Схема взаимодействия игроков на организационно-техническом участке ДИ.

Возмущающие события: 1) один из игроков заболел; 2) секретарю дано задание составить форму отчетности для руководителя по договорам, заключенным ЮК; 3) контролирующие органы требую отчет о деятельности ЮК.

На экономическом участке ЮК(рис. 6) преподаватель дает задание заместителю руководителя по ИТ и бухгалтеру разработать электронные таблицы для расчета суммы договоров, заработной платы, доходов и расходов.

Конфликт между заместителем руководителя по ИТ и бухгалтером. Бухгалтер неправильно создал электронные таблицы для расчета зарплаты. Например, составляет таблицу, а

 
           
  Система оценивания деятельности игроков - student2.ru   Система оценивания деятельности игроков - student2.ru
    Система оценивания деятельности игроков - student2.ru
 
 


Рис. 6. Схема взаимодействия игроков на экономическом участке ДИ.

расчеты ведет на микрокалькуляторе. Не умеет копировать формулы. Заместитель руководителя по ИТ объясняет бухгалтеру его ошибки и требует исправления. Может возникнуть межличностный конфликт.

Возмущающие события: 1) игроки получают задание составить таблицу оплаты больничных листов; 2) игроки получают задание составить отчет для руководителя о доходах и расходах ЮК с графической иллюстрацией.

На информационно-юридическом участке (рис.7) преподаватель выдает задание игрокам составить образцы документов для подачи иска в суд (исковое заявление, письмо-претензия ответчику), составить электронную таблицу для расчета цены иска, создать базу данных для учета дел, находящихся в производстве у данного адвоката.

       
    Система оценивания деятельности игроков - student2.ru
 
  Система оценивания деятельности игроков - student2.ru


Рис.7. Схема взаимодействия игроков на информационно-юридическом участке ДИ.

Конфликт между заместителем руководителя по ИТ и адвокатом.Адвокат не хочет создавать служебную базу данных для хранения информации о поручаемых ему делах. Заместитель по ИТ должен убедить адвоката создать базу данных. Совместно обсуждают структуру БД. Может возникнуть разногласия по структуре БД и межличностный конфликт.

Возмущающие события: 1) игроки получают задание найти сайт Московского городского суда, научиться пользоваться калькулятором для подготовки квитанции по оплате госпошлины; 2) игрокам дается задание научиться составлять отчет о состоянии дела с помощью офисной программы Microsoft Office InfoPath.

На участке приема и обслуживания клиентов (рис.8) адвокат принимает клиента. Заключает договор на юридическое обслуживание. Регистрирует договор у секретаря. Совместно с помощником составляют пакет документов для суда (исковое заявление, письма и т. п. см. рис 2). Выдают документы клиенту или оформляют доверенность на представительство в суде.

  Система оценивания деятельности игроков - student2.ru  

Рис. 8. Схема взаимодействия игроков на участке приема и обслуживания клиентов.

Конфликт между адвокатом и помощником. Не могут распределить между собой какие функции должен выполнять адвокат, а какие помощник. Помощник заявляет, что вся тяжесть оформления документов и работы на компьютере ложиться на него. Конфликт можно разрешить с привлечением руководителя ЮК и заместителя руководителя по ИТ.

Конфликт между клиентом и адвокатом. Клиент приходит к адвокату после того, как у него не приняли документы в суде и говорит ему то, что о нем думает. Адвокат может извиниться и исправить документы. Конфликт может перерасти в обращение к руководителю ЮК с требованием о замене адвоката или возврата денег, заплаченных за неправильное оформление документов.

Возмущающие события: 1) адвокат заболел, помощник обращается к руководителю ЮК с целью получения указаний по работе; 2) заболел помощник адвоката. Адвокат обращается к руководителю ЮК с просьбой о назначении нового помощника. Руководитель может рекомендовать адвокату выполнить функции помощника самому.

После подготовки документов для клиента возможны два варианта развития событий (участок “Приемная суда” рис. 9): 1) клиент самостоятельно подает документы в суд; 2) клиент оформил договор на юридическое обслуживание, адвокат становится его представителем в суде (документы подает адвокат).

На участке “Приемная суда” секретарю приемной поручается проверка правильности оформления документов. При обнаружении ошибок документы возвращаются.

Конфликт между клиентом, подающим документы в приемную суда и секретарем приемной суда. Неправильно оформлено заявление о предъявлении иска. Не хватает документов, например, копии претензии ответчику. Документы не приняты.

Конфликт между адвокатом и секретарем приемной суда.Причины те же, что и выше.

       
    Система оценивания деятельности игроков - student2.ru
  Система оценивания деятельности игроков - student2.ru
 


Рис. 9. Схема взаимодействия игроков на участке “Приемная суда”.

Возмущающее событие: документы приняли, но не открыли делопроизводство. Делопроизводство откроют при предоставлении дополнительных документов по оценке материального ущерба, сделанного независимым экспертом.

В процессе игры может возникнуть конфликт между руководителем ЮК и заместителем руководителя по ИТ. Руководителю поступили жалобы от сотрудников на заместителя руководителя по ИТ. Он не выполняет свои функции, не консультирует и не помогает сотрудникам применять информационные технологии в своей деятельности. Возможные варианты развития дальнейших событий: 1) между руководителем ЮК и заместителем руководителя по ИТ возникает межличностный конфликт и заместитель по ИТ пишет заявление об уходе; 2) заместитель по ИТ осознает свои ошибки и дает обещание исправить работу; 3) заместитель по ИТ понижается в должности до помощника адвоката, а на его место принимают другого сотрудника.

Деловая игра “Информационные технологии в юридической конторе” может быть разделена на отдельные игры по производственным участкам. Каждый участок разыгрывается одно занятие, причем группа студентов делиться на подгруппы игроков, участвующих в работе на данном производственном участке.

Заключительный этап

Подведение итогов игры. Проверка результатов деятельности учебной юридической конторы преподавателем (проверка документов, баз данных, электронных таблиц). Оценка деятельности игроков преподавателем. Оценка деятельности игроков внутри группы (самооценка). Подсчет баллов каждого игрока. Составление таблицы рейтинга игроков. (2часа)

Подведение итогов и обсуждение игры целесообразно провести одновременно на всем потоке курса в виде конференции с участием всех преподавателей, ведущих игру. Заказать в учебном отделе лекционную аудиторию и средства ТСО (проектор, ноутбук, микрофон). Ведущий конференции (лектор курса) открывает конференцию и предоставляет слово всем студентам, которые выступали в роли руководителей ЮК. Руководители делают доклад о деятельности своей ЮК с использованием презентации. После студентов выступают преподаватели, которые докладывают о результатах ДИ и оценках, которые получили студенты в их группах. Обсуждают ошибки и успехи. Далее ведущий предоставляет слово всем желающим выступить и высказать свое мнение о ДИ. На этом конференция заканчивается.

Система оценивания деятельности игроков

Предлагается учитывать оценки, выставляемые не только режиссером игры (преподавателем), но и другими участниками игры. Игроки оценивают игру других участников игры.

Для отдельных ролей предусмотрена следующая система оценивания (см. Таблицы 1−

Таблица 1. Оценка роли помощника адвоката.

№ п/п Показатели Поощрения Штрафы
Правильность оформления документов, ведения БД в MS Office. Штрафы. Ошибки, обнаруженные в документах, в БД. +10 - 10
Оценка адвокатом работы своего помощника. 0 — 50 -10

Таблица 2. Оценка роли адвоката.

№ п/п   Показатели Поощрения Штрафы
Правильность оформления документов, ведения БД в MS Office. Штрафы. Ошибки, обнаруженные в документах, в БД. Перенос всей тяжести работы на помощника +10 -10 -30
Оценка руководителя ЮК работы адвоката. 0 — 50
Оценка зам. руководителя по ИТ работы адвоката. 0 — 50

Таблица 3. Оценка роли секретаря руководителя.

№ п/п Показатели Поощрения Штрафы
Своевременность и правильность записи клиентов к адвокатам. Штраф. Отказ клиенту в приеме. +10 -30
Правильность ведения БД клиентов и договоров на юридическое обслуживание. Штраф. Ошибки при оформлении документов, ведении БД. +20 -10
Своевременное и точное выполнение заданий руководителя +10  
Оценка руководителя ЮК работы секретаря. 0 — 50  
Оценка зам. руководителя по ИТ работы секретаря 0 — 50  

Таблица 4. Оценка роли бухгалтера.

№ п/п Показатели Поощрения Штрафы
Правильность и полнота разработанных электронных таблиц в MS Excel для расчета суммы договоров на юридическое обслуживание, расчета заработной платы сотрудников, доходов и расходов. Штрафы. Ошибки в электронных таблицах. Несвоевременность занесения информации в +30     -10 -10
Оценка руководителя ЮК работы бухгалтера. 0 — 50  
Оценка зам. руководителя по ИТ работы бухгалтера. 0 — 50  

Таблица 5. Оценка роли заместителя руководителя юридической конторы по информационным технологиям.

№ п/п Показатели Поощрения Штрафы
Правильность разработки БД, электронных таблиц в MS Office. Штрафы. Ошибки в структуре и содержании Электронных таблиц и баз данных +30   -10
Консультирование сотрудников юридической конторы по информационным технологиям. Штрафы. Отказ от консультирования сотрудников юридической конторы. +10   -10
Оценка зам. руководителя ЮК работы заместителя руководителя юридической конторы по информационным технологиям. 0 — 50  

Таблица 6. Оценка работы руководителя юридической конторы.

№ п/п Показатели Поощрения Штрафы
Своевременность приема и качество обслуживание клиентов. Штрафы. Отказ клиентам в обслуживании. +10     -10
Правильность ведения делопроизводства в MS Office в юридической конторе в целом. +30  
Оценка преподавателем работы руководителя юридической конторы. 0 — 50  
Оценка клиентами (студенты из другой группы) качества обслуживания в юридической конторе. 0 — 50  

Оценивание производится, начиная с помощника адвоката (в том порядке, как указано выше) и заканчивая руководителем юридической конторы.

Оценивание роли секретаря приемной суда проводит преподаватель (см. таблицу 7).

Таблица 7. Оценивание роли секретаря приемной суда

№ п/п Показатели Поощрения Штрафы
Оценка преподавателем работы секретаря приемной суда 0 — 50  

Учитываются мнения студентов, выступающих в ролях подателей документов. Устранение студента от участия в игре без уважительной причины, а так же если сумма набранных им баллов равна 0 или отрицательна, является основанием для преподавателя не допустить студента к экзамену.

Если студент получил 30 баллов за участие в игре, у преподавателя есть основание добавить студенту на экзамене один балл к полученной оценке.

Заключение

Деловая игра “Информационные технологии в юридической конторе” носит экспериментальный характер. Апробация состоится в осеннем семестре нового учебного года. Игру можно рассматривать, как комплекс деловых игр. Преподаватель может выбрать отдельные участки и проиграть их, как в отдельные игры.

Данная игра может быть модифицирована путем ввода новых ситуаций и игроков.

Ситуация 1. Руководитель юридической конторы в целях повышения эффективности работы вводит должность аналитика. Аналитику поручается изучение работы отдельных сотрудников и юридической конторы в целом. Аналитик создает электронные таблицы в MS Excel для анализа работы и прогнозирования деятельности юридической конторы.

Ситуация 2. В юридическую контору присылают на стажировку аспиранта юридического ВУЗа. Аспирант должен провести научные исследования и собрать материал для своей диссертации. Он изучает причины обращения клиентов в юридическую контору. Для статистического анализа разрабатываются таблицы MS Excel.

Для разработки деловой игры «Информационные технологии в юридической деятельности» использовались материалы из [1, 2, 3, 4].

Данную деловую игру можно применять для обучения специальностям, где требуется знание информационных технологий в объеме, необходимом для функционирования современного офиса.

Литература

1. Деловая игра в реализации компетентностного подхода (разработка и проведение): Материалы методолого- технологического семинара/ Н.В. Борисова, В. Б. Кузóв — М.: ГУЗ. 2013. – 29 с.

2. Игровые технологии в высшем профессиональном образовании: Учеб. пособие/ А.П. Балакина, Н.В. Солнцева, Н.И. Шелихова и др. – М.: ВГНА. 2005 – 126 с.

3. Информатика. Базовый курс: Учебник для Вузов.3-е издание/ Симонович и др. — Спб: Питер. 2013. – 640 с.

4. Практикум по информатике: Электр. Учеб. пособие. 4-е изд. исп. и доп./Коробочкин и др. — М.: Сеть ГУЗ. 2013. – 319 с.

Наши рекомендации