Как же могла она, мать и жена, не ходить в палаты после дежурства, как могла не приговаривать своих ласковых слов, как могла не помочь Алексею?
Вариант 18
(1)Она возникла перед взглядом Алексея как-то вечером, в час бешеного приступа его боли, и мимо не прошла, задержалась. (2)Это уж потом узнал Пряхин, что работает тётя Груня не санитаркой, не медсестрой, а вахтёршей, сидит при входе, а после смены обходит госпитальные палаты, чтобы кому водички подать, кому подоткнуть холодное суконное одеяльце, хотя никто её об этом не просил. (3)Только разве надо просить, когда война, когда люди нуждаются в сострадании больше, чем в хлебе? (4)И неграмотная старуха бродила вечерами между коек, взбивая подушки, кладя компрессы на жаром пышущие лбы и приговаривая, приговаривая какие-то словечки, то ли убаюкивая ими, то ли сказку какую волшебную рассказывая.
(5)Вот так же вошла она в Алексеев взгляд, в его расширенные болью зрачки, приложила ладошку к щеке, как-то удобно облокотилась, постояла минуточку, вздохнула и наклонилась к Пряхину, неожиданно сильно, но аккуратно приподняла одной рукой его голову, а другой взбила подушку.
(6)Когда заканчивалось её дежурство, усаживалась теперь тётя Груня на табурет возле Алексея, смачивала уголком полотенца ссохшиеся, запёкшиеся его губы, и обтирала лицо, и подносила водички, и всё время гладила она его холодную, неживую руку и приговаривала, приговаривала, не жалея слов, мягких, как хорошая повязка.
(7)И гладила она и гладила Алексея по холодной руке и, видимо, добилась-таки своего. (8)Рука порозовела, стала тёплой, и однажды Пряхин посмотрел на тётю Груню осознанно и заплакал. (9)И она заплакала тоже. (10)Только её слёзы лёгкие были. (11)3нала тётя Груня, что своего добилась, что теперь выживет этот солдат, потому что боль свою победил, и ещё заплакала она оттого, что муж её и сын с фронта давно весточки не шлют и, может, вот так же, как этот бедолага Алексей Пряхин, в госпитале где-нибудь маются, вот так же страдая и мучаясь... (12)Как же могла она, мать и жена, не ходить в палаты после дежурства, как могла не приговаривать своих ласковых слов, как могла не помочь Алексею?
(13)После выписки тётя Груня привела Алексея в свой домик, чистенький и уютный.
(14)В углу за занавеской вроде отдельной комнатки, и тётя Груня кивнула на неё:
— (15)Вон твоя комнатушка.
— (16)Тётя Груня, как с тобой рассчитываться-то стану? — улыбнулся Пряхин. — (17)Каким златом-серебром?
— (18)И-и, милай, — ответила тётя Груня сердито. — (19)Кабы люди за всё друг с дружкой рассчитываться принялись, весь бы мир в магазин превратили. (20)Храни нас Бог от этого магазина! (21)Тогда уж добро изничтожится! (22)Не станет его.
— (23)Почему? — удивился Алексей. (24)Тётя Груня строго на него поглядела.
— (25)Потому как добро без корысти. (26)Аль не знал?
(По А. Лиханову) * Лиханов Альберт Анатольевич (род. в 1935 г.) — писатель, журналист. Особое внимание в своих произведениях писатель уделяет роли семьи и школы в воспитании ребёнка, в формировании его характера.
2.В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснованияответа на вопрос: «Почему тётя Груня по вечерам обходила госпитальные палаты?»
Это входило в её обязанности.
Тётя Груня была корыстным человеком, она ждала от раненых благодарности и платы за уход.
Раненые просили приходить почаще.
Тётя Груня как мать и жена не могла остаться равнодушной к чужой беде.
3.Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является сравнение.
Она возникла перед взглядом Алексея как-то вечером, в час бешеного приступа его боли, и мимо не прошла, задержалась.
И неграмотная старуха бродила вечерами между коек, взбивая подушки, кладя компрессы на жаром пышущие лбы и приговаривая, приговаривая какие-то словечки, то ли убаюкивая ими, то ли сказку какую волшебную рассказывая.
Когда заканчивалось её дежурство, усаживалась теперь тётя Груня на табурет возле Алексея, смачивала уголком полотенца ссохшиеся, запёкшиеся его губы, и обтирала лицо, и подносила водички, и всё время гладила она его холодную, неживую руку и приговаривала, приговаривала, не жалея слов, мягких, как хорошая повязка.
Как же могла она, мать и жена, не ходить в палаты после дежурства, как могла не приговаривать своих ласковых слов, как могла не помочь Алексею?
4.Из предложений 1-5 выпишите слово, в котором правописание приставкиопределяется её значением — «неполнота действия».
5.Из предложений 2-8 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В полных страдательных причастиях прошедшего времени пишется НН».
6.Замените просторечное слово «бедолага»в предложении 11 стилистически нейтральным синонимом.Напишите этот синоним.
7. Замените словосочетание «госпитальные палаты»,построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление.Напишите получившееся словосочетание.
8. Выпишите грамматическую основупредложения 10.
9. Среди предложений 1-4 найдите предложение с обособленными обстоятельствами.Напишите номер этого предложения.
10. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.
И гладила она и гладила Алексея по холодной руке и(1) видимо(2) добилась-таки своего. Рука порозовела(3) стала тёплой(4) и однажды Пряхин посмотрел на тётю Груню осознанно и заплакал.
11. Укажите количество грамматических основв предложении 11. Ответ запишите цифрой.
12. В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными сочинительнойсвязью.
Когда заканчивалось её дежурство(1) усаживалась теперь тётя Труня на табурет возле Алексея(2) смачивала уголком полотенца ссохшиеся(3) запёкшиеся его губы(4) и обтирала лицо(5) и подносила водички(6) и всё время гладила она его холодную(7) неживую руку и приговаривала(8) приговаривала(9) не жалея слов(10) мягких(11) как хорошая повязка.
13. Среди предложений 1-4 найдите сложноподчинённое предложение с однородным и последовательнымподчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
14. |
Среди предложений 7-12 найдите сложноепредложение с союзной сочинительной и подчинительной связьюмежду частями. Напишите номер этого предложения.
15.1 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста А.И.Горшкова: «Выразительность — это свойство сказанного или написанного своей смысловой формой привлекать особое внимание читателя, производить на него сильное впечатление».Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста.
15.2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл фрагмента текста: «— Кабы люди за всё друг с дружкой рассчитываться принялись, весь бы мир в магазин превратили».
Приведите в сочинении двааргумента из прочитанного текста, подтверждающие Ваши рассуждения.
15.3. Как Вы понимаете значение слова СОСТРАДАНИЕ?Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое сострадание», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: одинпример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй— из Вашего жизненного опыта.
Выделенный в тексте А. Лиханова фрагмент я понимаю так: тётя Груня считает, что добро должно быть бескорыстным, то есть человек должен искренне стремиться к осуществлению блага, не требуя за это никакой платы, не думая о выгоде и удовлетворении собственного тщеславия. Справедливость своего суждения я могу доказать примерами из прочитанного текста.
Во-первых, во время войны тётя Груня, простая "неграмотная старуха", после работы спешила не домой, а в госпиталь к раненым, для того чтобы позаботиться о них, в меру своих возможностей облегчить их боль и страдания. Делала она это по зову собственного сердца, по-матерински и абсолютно бескорыстно (предложения 2-4).