Классификация информационных технологий
Классификация информационных технологий зависит от критерия классификации. В качестве критерия может выступать показатель или совокупность признаков, влияющих на выбор той или иной информационной технологии.
Возможны различные схемы классификации информационных технологий. Каждая из них строится на определенных классификационных признаках.
Первый признак классификации – отсутствие или наличие автоматизации. В этом случае говорят о традиционных и автоматизированных технологиях.
Различают обеспечивающие и функциональные информационные технологии. Обеспечивающие технологии могут использоваться в качестве инструментария в различных предметных областях для решения различных задач. Они могут быть классифицированы по видам задач, которые решают. Примерами обеспечивающих технологий являются технологии обработки текстов, технологии систем управления базами данных. Обычно эти технологии могут выполняться на разных компьютерах и в разных программных средах. Основная задача – объединение этих технологий в единую информационную систему.
Функциональные технологии – совокупность обеспечивающих технологий для автоматизации некоторой задачи, функции.
Технология обработки информации на компьютере может заключаться в заранее определенной последовательности операций и не требовать вмешательства пользователя в процесс обработки. В данном случае диалог с пользователем отсутствует и информация будет обрабатываться в пакетном режиме обработки.
Задачи, решаемые в пакетном режиме, характеризуются следующим:
- алгоритм решения задачи формализован, процесс ее решения не требует вмешательства человека;
- имеется большой объем входных и выходных данных, значительная часть которых храниться на магнитных носителях;
- расчет выполняется для большинства записей входных файлов;
- большое время решения задачи обусловлено большими объемами данных;
- задачи решаются с заданной периодичностью.
Если необходимо непосредственное взаимодействие пользователя с компьютером, при котором на каждое свое действие пользователь получает немедленные действия компьютера, используется диалоговый режим обработки информации. Диалоговый режим является развитием пакетного режима обработки. Диалоговый режим предполагает отсутствие жестко закрепленной последовательности операций обработки данных, если она не обусловлена предметной технологией.
Следующий классификационный признак – тип обрабатываемой информации. Условная классификация современных компьютерных информационных технологий в зависимости от типа обрабатываемой информации приведена на рис. 1.2.
Рис. 1.2. Классификация информационных технологий
по типу обрабатываемой информации
Классификация информационных технологий по другим классификационным признакам представлена в таблице 1.1.
Информационные технологии включают в себя системы автоматизированного проектирования (САПР), где в качестве объекта может быть отдельная задача или элемент автоматизированной или компьютерной информационной системы.
Неотъемлемой частью информационной технологии является электронная почта, представляющая собой набор программ, позволяющий хранить и пересылать сообщения между пользователями.
Таблица 1.1. Классификация информационных технологий
Классификационный признак | Вид информационной технологии |
Степень автоматизации задач управления | - электронная обработка данных; - автоматизация функций управления; - электронный офис; - поддержка принятия решений; - экспертная поддержка. |
Тип пользовательского интерфейса | - командный – предполагает выдачу на экран приглашения для ввода команды; - WIMP-интерфейс – графический интерфейс пользователя; - SILK-интерфейс – поисковый интерфейс, в котором при воспроизведении речевой команды происходит переход от одних поисковых изображений к другим согласно семантическим связям; |
Способ построения сети ЭВМ | - локальные; - многоуровневые; - распределенные. |
Тип носителя | - бумажная (входные и выходные документы); - безбумажная (сетевая технология, современная оргтехника, электронные деньги, документы); |
Степень типизации операций | - пооперационная – за каждой операцией закрепляется рабочее место с техническим средством, она присуща пакетной технологии; - попредметная – подразумевает выполнение всех операций на одном рабочем месте, например, автоматизированное рабочее место (АРМ). |
Вид информационного процесса | информационная технология обработки данных (см. рис. 1.3); информационная технология управления(см. рис. 1.4). |
Рис.1.3. Информационная технология обработки данных
Рис.1.4. Информационная технология управления
Обработка информации
Вся информация, поступающая в компьютер, кодируется или оцифровывается, т.е. всем характеристикам информации присваиваются числа. Таким образом, компьютер оперирует не со звуком или видеоизображением, а с рядом чисел. И обрабатывает не звук или видео, а числа. После обработки числа опять переводятся в звук или видеоизображение и мы слышим музыку и видим мультфильм на экране компьютера.
Чтобы технически упростить запись и обработку информации используется двоичная система счисления. Если в привычной для нас десятичной системе счисления для записи всех чисел используется десять цифр — 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, то в двоичной системе используется только две цифры — 0 и 1, и все числа записываются при помощи комбинации нулей и единиц:
Десятичная система | Двоичная система |
Какое-либо количество информации называется объемом информации.
Единица объема информации называется бит. В ячейке памяти компьютера объемом 1 бит может храниться 1 или 0.
8 бит составляют 1 байт.
У байта имеются кратные единицы:
Килобайт (Кбайт или Кб). 1 Кб=1024 байт.
Мегабайт (Мбайт или Мб). 1 Мб=1024 Кб.
Гигабайт (Гбайт или Гб). 1 Гб=1024 Мб.
Терабайт (Тбайт или Тб). 1 Тб=1024 Гб.
Для примера можно сказать, что если внести в компьютер текст одной машинописной страницы, то он будет иметь объем примерно 2500 байт.