Рас­ставь­те знаки пре­пи­на­ния. Ука­жи­те но­ме­ра пред­ло­же­ний, в ко­то­рых нужно по­ста­вить ОДНУ за­пя­тую.

За­да­ние 15.

1. 1) В гу­а­ше­вой жи­во­пи­си пре­иму­ще­ство имеют плос­кие и круг­лые кисти.

2) Я вынул из ящика стола тяжёлые спис­ки ро­ма­на чер­но­вые тет­ра­ди и начал их жечь.

3) Серд­це то вдруг за­дро­жит и забьётся то без­воз­врат­но тонет в вос­по­ми­на­ни­ях.

4) Можно лю­бить род­ник или тро­пин­ку тихое озеро или гу­стой лес синюю ночь или свет­лое утро.

5) Ночь быст­ро га­си­ла ска­зоч­но неж­ные крас­ки су­ме­рек и жар­кой чёрной тьмой на­пол­ня­ла леса.


2. 1) Са­ви­нов зажёг не­сколь­ко све­чей и те­перь можно было рас­смот­реть об­ста­нов­ку го­сти­ной

2) Я видел толь­ко вер­хуш­ки де­ре­вьев да из­ви­ли­стый край бе­ре­га.

3) Иней лежал на кры­шах домов и на лист­ве де­ре­вьев и еще долго бле­стел на солн­це.

4) Прошёл ко­рот­кий ли­вень и на ули­цах за­пах­ло горь­кой сла­до­стью берёзовых почек.

5) Ве­че­ром они или гу­ля­ют вдоль бе­ре­га реки или ведут не­спеш­ные раз­го­во­ры в бе­сед­ке на вер­ши­не холма или идут на спек­такль в мест­ный дра­ма­ти­че­ский театр.

3. 1) Не­ко­то­рые виды жи­вот­ных могут слу­жить ин­ди­ка­то­ра­ми тем­пе­ра­ту­ры воз­ду­ха воды и почвы.

2) Амбру чаще всего на­хо­ди­ли на бе­ре­гах или около ост­ро­вов тро­пи­че­ских морей.

3) Со вни­ма­ни­ем и лю­бо­вью на­пи­са­ны ху­дож­ни­ком и сам дом и об­ста­нов­ка в нём и одеж­да пер­со­на­жей.

4) С осо­бен­ной энер­ги­ей и увлечённо­стью дей­ство­вал Ста­сов в ка­че­стве как ху­до­же­ствен­но­го так и му­зы­каль­но­го кри­ти­ка.

5)Звуки скрип­ки из­ред­ка раз­да­ва­лись в су­мра­ке ночи и по­сте­пен­но рас­тво­ря­лись в шуме при­боя.

4.1) Ран­нее утро в самом раз­га­ре и ды­шит­ся по-ве­сен­не­му легко и ра­дост­но.

2) По ве­че­рам за сто­лом со­би­ра­лись дети и взрос­лые и чи­та­ли вслух.

3) В ху­до­же­ствен­ном про­мыс­ле ис­поль­зу­ют­ся тра­ди­ци­он­ные об­ра­зы и сим­во­лы приёмы и крас­ки.

4) Птицы были кем-то на­пу­га­ны или вовсе по­ки­ну­ли эти места.

5)Я видел толь­ко бой да слы­шал не­смол­ка­е­мый гро­хот ка­но­на­ды


5.1) Ху­дож­ни­ки и скуль­пто­ры изоб­ра­жа­ли ге­ро­ев мифов и пре­да­ний в за­учен­ных по­ло­же­ни­ях.

2) В се­ре­ди­не 50-х годов XX века по­яви­лась не­об­хо­ди­мость вы­ра­щи­вать не толь­ко жем­чу­жи­ны в мол­люс­ках но и самих мол­люс­ков.

3) Ни одно из живых су­ществ на­зем­но­го мира не может срав­нить­ся ни по кра­со­те ни по яр­ко­сти с ко­рал­ло­вы­ми по­ли­па­ми.

4) По­э­зия окру­жа­ю­щей при­ро­ды и жизни при­вле­ка­ла мо­ло­до­го пи­са­те­ля го­раз­до силь­нее по­э­зии па­мят­ни­ков ста­ри­ны и древ­них руин.

5) Вдруг по­лил­ся ру­чья­ми круп­ный дождь и один за дру­гим рас­ка­ти­лись удары грома.


6.1) По по­ве­де­нию не­ко­то­рых жи­вот­ных люди могут опре­де­лять при­бли­же­ние штор­мов и бурь или на­ступ­ле­ние без­об­лач­ной по­го­ды.

2) В сол­неч­ный день сквозь про­зрач­ную воду тёплых тро­пи­че­ских морей хо­ро­шо видны за­рос­ли оди­ноч­ных и ко­ло­ни­аль­ных ко­рал­ло­вых по­ли­пов.

3) Лег­ко­кры­лы­ми стре­ко­за­ми можно лю­бо­вать­ся около озёр или пру­дов.

4) На порт­ре­те ху­дож­ни­ки стре­мят­ся не толь­ко верно за­пе­чат­леть внеш­ний облик че­ло­ве­ка но и пе­ре­дать его внут­рен­ний мир.

5) Кар­ти­на М. Вру­бе­ля «Си­рень» прямо с вы­став­ки была куп­ле­на П.М. Тре­тья­ко­вым и вот уже более ста лет она на­хо­дит­ся в по­сто­ян­ной экс­по­зи­ции Тре­тья­ков­ской га­ле­реи.

7.1) Ху­до­же­ствен­ная рос­пись тка­ней су­ще­ству­ет при­мер­но с 30-х годов XX века и за время сво­е­го су­ще­ство­ва­ния она по­лу­чи­ла ши­ро­кое при­зна­ние.

2) На пес­ча­ных от­ме­лях реки или озера при же­ла­нии можно найти дву­створ­ча­тые ра­ко­ви­ны мол­люс­ков.

3) Во время Крым­ской кам­па­нии Л. Н. Тол­стой видел ге­ро­изм на­ро­да и не­ис­чис­ли­мые беды и не­сча­стья войны.

4) Яр­ко­стью и мно­го­цве­ти­ем ак­ти­нии за­тме­ва­ют кра­со­ту тро­пи­че­ских рас­те­ний и пор­ха­ю­щих над ними раз­но­цвет­ных птиц и ба­бо­чек.

5) Мно­же­ство за­бав­ных и груст­ных при­выч­ных и не­ожи­дан­ных сцен от­пе­ча­ты­ва­лось в цеп­кой па­мя­ти маль­чи­ка.

8.1) В не­уро­жай­ный год можно прой­ти по тайге сотни ки­ло­мет­ров и не услы­шать ни кри­ков кед­ров­ки ни бор­мо­та­ния бу­рун­ду­ков.

2) В При­мо­рье много за­кры­тых бухт и за­ли­вов.

3) А. Х. Во­сто­ков был из­бран дей­стви­тель­ным и почётным чле­ном мно­гих рус­ских и ино­стран­ных на­уч­ных об­ществ.

4) Вдали мор­ские волны ка­за­лись то го­лу­бы­ми то зелёными то тёмно-си­ни­ми.

5)С вер­шин де­ре­вьев ва­лят­ся на землю по­след­ние сухие ли­стья и по тро­пин­кам в ок­тяб­ре нель­зя сту­пить.

9.1) Толь­ко слы­шит­ся за­вы­ва­ние ветра в сна­стях да тихий гул моря.

2) Все эти звуки были стран­но кра­си­вы груст­ны и ка­за­лись на­ча­лом чу­дес­ной сказ­ки.

3) Фёдору по­сто­ян­но ме­ре­щи­лись огни то спра­ва то слева.

4) В дви­же­ни­ях Анны не чув­ство­ва­лось вол­не­ния или стра­ха.

5) В го­сти­ной слы­шал­ся мер­ный звук ста­рин­ных часов и чей-то не­вы­ра­зи­тель­ный шёпот.


10.1) Из ли­сто­во­го ме­тал­ла де­ла­ют кор­пу­са машин и при­бо­ров и по­су­ду.

2) Же­стян­щи­ки долж­ны знать устрой­ство раз­лич­ных стан­ков и при­спо­соб­ле­ний для об­ра­бот­ки ли­сто­во­го ме­тал­ла и уметь ра­бо­тать на них.

3) Сто­ляр­ный клей вы­пус­ка­ют в виде зёрен или твёрдых пли­ток с бле­стя­щей по­верх­но­стью.

4) Мы долго не ло­жи­лись спать и лю­бо­ва­лись то небом то морем.

5) Го­ро­док по­нра­вил­ся мне своим рас­по­ло­же­ни­ем и я часто ходил по на­бе­реж­ной вдоль ве­ли­ча­вой реки.

11.1) Солн­це до­ка­ти­лось до края земли и рас­тек­лось по небу вишнёвым за­ре­вом.

2) Ху­дож­ник писал как го­род­ские так и де­ре­вен­ские пей­за­жи.

3) При­ш­лось ждать своей оче­ре­ди и по­не­во­ле слу­шать скуч­ные и уже на­до­ев­шие раз­го­во­ры.

4) У вол­ни­стых по­пу­гай­чи­ков на­рост у ос­но­ва­ния клюва может быть го­лу­бо­го или си­не­го цвета.

5) Ан­тич­ность в Гре­ции пред­ста­ла перед В.А. Се­ро­вым в её чи­стом виде и ху­дож­ник вос­при­нял эту стра­ну как ре­а­ли­зо­ван­ную мечту о боль­шом ис­кус­стве.

12.1) Де­ре­вья спали и толь­ко солн­це могло про­бу­дить их от мо­ло­до­го зим­не­го сна.

2) Вас­не­цов тща­тель­но изу­чал древ­не­рус­скую ико­но­пис­ную тех­ни­ку и впо­след­ствии не­ко­то­рые её при­е­мы были им при­ме­не­ны в ра­бо­те над ис­то­ри­че­ски­ми кар­ти­на­ми.

3) Ало­гич­ность со­еди­не­ния слов создаёт осо­бый пси­хо­ло­ги­че­ский эф­фект и при­ко­вы­ва­ет вни­ма­ние чи­та­те­ля и уси­ли­ва­ет об­раз­ность.

4) До­воль­но скоро он об­жил­ся в этом рай­о­не да по­дру­жил­ся с со­се­дя­ми.

5) Опре­де­ле­ние всех ми­не­ра­лов на­чи­на­ет­ся с уста­нов­ле­ния их окрас­ки и ми­не­ра­ло­ги юве­ли­ры гра­ниль­щи­ки и кам­не­ре­зы долж­ны учить­ся улав­ли­вать и по­ни­мать цве­то­вые от­тен­ки.

13.1) Яркая мол­ния передёрнула небо и я уви­дел над окном дым­ный об­лач­ный вал.

2) При­ча­стия спо­соб­ны как об­раз­но опи­сать пред­мет или яв­ле­ние так и пред­ста­вить его при­знак в ди­на­ми­ке.

3) Ало­гич­ность со­еди­не­ния слов создаёт осо­бый пси­хо­ло­ги­че­ский эф­фект и при­ко­вы­ва­ет вни­ма­ние чи­та­те­ля и уси­ли­ва­ет об­раз­ность.

4) До­воль­но скоро он об­жил­ся в этом рай­о­не да по­дру­жил­ся с со­се­дя­ми.

5) Ра­бо­та шла быст­ро и ве­се­ло и была во­вре­мя за­кон­че­на.

14.1) Круп­ный дождь по­лил­ся ру­чья­ми и один за дру­гим рас­ка­ти­лись удары грома.

2) Дол­ги­ми осен­ни­ми ве­че­ра­ми мы чи­та­ли вслух или про­сто си­де­ли у ка­ми­на.

3) Ры­ца­ри то завоёвы­ва­ли новые го­ро­да то те­ря­ли все свои при­об­ре­те­ния то снова го­то­ви­лись к по­хо­дам.

4) Вещи Пуш­ки­на живут осо­бой жиз­нью и хра­ни­те­ли му­зеев чи­та­ют скры­тые в них пись­ме­на.

5) Есть раз­лич­ные вер­сии и ги­по­те­зы о про­ис­хож­де­нии и зна­че­нии на­зва­ния этого рас­те­ния.

15.1) После обеда ба­буш­ка вы­хо­ди­ла на бал­кон или с вя­за­ни­ем или с шитьём.

2) В XIX веке в Ев­ро­пе и Аме­ри­ке наука и про­из­вод­ство раз­ви­ва­лись быст­ры­ми тем­па­ми.

3) За снеж­ным ту­ма­ном не видно ни поля ни те­ле­граф­ных стол­бов ни леса.

4) Бо­га­тый и не бед­ству­ет да жа­лу­ет­ся.

5) Я про­ра­бо­тал пол­го­да в пес­ках и как сле­ду­ет оце­нил их.

16.1) Герой ро­ма­на любил пу­те­ше­ствия и при­клю­че­ния и в то же время стре­мил­ся к ком­фор­ту и се­мей­но­му уюту.

2) Очень мно­гие ак­ва­ре­ли или не имели ав­то­ров или при­пи­сы­ва­лись тем или иным де­каб­ри­стам пред­по­ло­жи­тель­но.

3) Жар­гон­ные слова вы­па­да­ют и из тра­ди­ции и из сферы ра­зум­но­го сло­во­упо­треб­ле­ния и из еди­но­об­ра­зия речи.

4) Для убеж­де­ния чи­та­те­ля в спра­вед­ли­во­сти своих оце­нок автор ре­цен­зии может ис­поль­зо­вать как приёмы на­уч­но­го ана­ли­за так и сред­ства ху­до­же­ствен­ной вы­ра­зи­тель­но­сти.

5) В силу сте­че­ния об­сто­я­тельств после ре­во­лю­ции Куп­рин ока­зал­ся в эми­гра­ции и почти два­дцать лет страст­но стре­мил­ся вер­нуть­ся в Рос­сию.

17.1) Три раза зи­мо­вал он в Мир­ном и каж­дый раз воз­вра­ще­ние домой ка­за­лось ему пре­де­лом че­ло­ве­че­ско­го сча­стья..

2) Каж­дая осина в лесу или на меже осе­нью ка­жет­ся мне каким-то фан­та­сти­че­ским рас­те­ни­ем.

3) Во взгля­де ав­то­ра «Слова о полку Иго­ре­ве» мы уга­ды­ва­ем и лю­бо­ва­ние бес­ко­неч­ны­ми про­сто­ра­ми и до­под­лин­ное зна­ние окру­жа­ю­ще­го мира.

4) За снеж­ным ту­ма­ном не видно ни поля ни те­ле­граф­ных стол­бов ни леса.

5)Ху­дож­ник со­вер­шал по­езд­ки по Фин­ско­му за­ли­ву и Чёрному морю и от­ра­зил свои впе­чат­ле­ния во мно­гих по­лот­нах

18. 1) И в дождь и в хо­лод­ный ветер и в грозу ра­дост­но воз­вра­щать­ся домой с пол­ной кор­зи­ной гри­бов.

2) Этот край не­хо­же­ных троп и не­пу­га­ных зве­рей и птиц об­ла­да­ет боль­шой при­вле­ка­тель­но­стью.

3) Каж­дая осина в лесу или на меже осе­нью ка­жет­ся мне каким-то фан­та­сти­че­ским рас­те­ни­ем.

4) Сю­же­ты для про­из­ве­де­ний де­каб­ри­стам под­ска­зы­ва­ли как ак­ту­аль­ные про­бле­мы со­вре­мен­ной жизни так и со­бы­тия на­ци­о­наль­ной ис­то­рии.

5) До от­хо­да по­ез­да оста­ва­лось всего не­сколь­ко минут и ста­но­ви­лось всё груст­нее от пред­сто­я­щей раз­лу­ки.

Наши рекомендации