Детали поршневых компрессоров.
При анализе конструкций картеров следует уяснить, что в вертикальных и V - образных бескрейцкопфных компрессорах они являются основанием для крепления всех частей машин, кроме того, они воспринимают все возникающие в компрессоре усилия.
Основное требование, предъявляемое к картерам - достаточная жесткость и прочность.
К верхнему фланцу картера шпильками крепят цилиндры. В средних и крупных компрессорах картеры отливают одним блоком с цилиндрами (блок-картер). Это уменьшает число разъемов, улучшает герметичность и обеспечивает правильное расположение осей цилиндров по отношению к оси отверстий под подшипники коленчатого вала.
Картеры и блоккартеры отливают из чугуна марки СЧ-18-36 или СЧ-24-40.
Следует помнить, что рабочий процесс - всасывание, сжатие и нагнетание паров хладагента осуществляется в цилиндрах. Стенки цилиндра испытывают силы от давления паров, упругости поршневых колец и нормальные силы кривошипно-шатунного механизма. f -
В средних и крупных компрессорах, работающих на аммиаке и хла-доне-22, где температура нагнетания достигает 140°С, цилиндры имеют водяные охлаждающие рубашки. В компрессорах, работающих на хладонах 12, 22, 134а, 502, где температура нагнетания, как правило, не превышает 90°С, цилиндры и крышки выполняют с ребрами для более интенсивного охлаждения их воздухом. Охлаждение цилиндров обеспечивает более экономичную работу компрессоров.
Цилиндры компрессоров отливают из чугуна марки СЧ-18-36 или
СЧ-21-40.
Студентам следует обратить внимание, что в вертикальных и V-образных бескрейцкопфных компрессорах устанавливают поршни тронкового типа. Они представляют собой цельную полую конструкцию. Поршень прямоточного компрессора - тронковый проходной, имеет удлиненную форму. В нем предусмотрены окна или каналы, по которым пары холодильного агента из всасывающего трубопровода поступают к всасывающим клапанам, расположенным в верхней части поршня.
Всасывающая полость отделяется от картера перегородкой в поршне.
Поршни выполняют из высококачественных чугунов типа СЧ-21-40 или СЧ-24-44, а также из алюминиевого сплава (без присадки магния) марки А-5. Для малых поршневых колец применяют чугун или низкоуглеродистую сталь.
Обратить внимание, что различают уплотнительные кольца, служащие для создания плотности между поршнем и стенками цилиндра при движении и маслосъемные, удаляющие избыток масла со стенок цилиндра. В вертикальных компрессорах уплотнительные кольца располагают в верхних канавках поршня, а в нижней канавке или непосредственно за уплотнительными кольцами ставят маслосъемные кольца. Маслосъемные отличаются от уплотнительных колец тем, что на наружной поверхности их имеется скос, образующий конусную поверхность. На поршень маслосъемные кольца устанавливаются конусом вверх.
Поршневые кольца изготавливают из чугуна марки СЧ-21-40 с твердостью по Роквеллу 91-102 единицы. В настоящее время внедряются неметаллические поршневые кольца из фторопластовой композиции.
Анализируя конструкцию шатуна, студентам следует обратить внимание на то, что в герметичных компрессорах верхняя и нижняя головки шатуна неразъемные, в открытых - нижняя головка разъемная, а верхняя -неразъемная. Разъемная головка заливается баббитом и закрепляется на коленчатом валу шатунными болтами. Между половинками головки шатуна с каждой стороны закладывается набор тонких регулировочных прокладок. При небольшом износе баббита можно снять часть прокладок и обеспечить прежний зазор между валом и внутренней поверхностью головки шатуна (так называемая перетяжка подшипника). Если слой баббита небольшой толщины, регулировочных прокладок не ставят. В компрессорах новых моделей ставят тонкостенные баббитовые вкладыши. Такой вкладыш имеет два слоя стальной ленты толщиной 0,25 мм, покрытый слоем баббита толщиной 1,7 мм. В этом случае набор регулировочных прокладок не ставится. Шатуны с нижними разъемными головками изготовляют коваными или штампованными с последующим отжигом и нормализацией. Материалом служит углеродистая сталь 45 и сталь 40. Шатуны с двумя неразъемные головками мелких хладоновых компрессоров изготовляют из бронзы или алюминия.
Следует помнить, что коленчатые валы - одна из наиболее ответственных деталей компрессора. Они должны быть жесткими, прочными, а его трущиеся поверхности износоустойчивыми. Коленчатый вал вертикального компрессора имеет число колен, соответствующее числу цилиндров. Колена смещены на 160°С. На щеках вала имеются противовесы, которые служат для уравновешивания сил инерции.
Для V и W - образных компрессоров применяют двухколенчатые валы с удлиненными шатунными шейками. На каждую шейку вала крепят два или четыре шатуна.
В некоторых мелких компрессорах (например, в герметичных) применяют эксцентриковые валы.
Коленчатые валы компрессора изготовляют из углеродистой стали 45 или хромистой стали 40Х в виде поковки либо штамповки (малых размеров). Для создания износостойкости шейки вала закаливают и отпускают до твердости НЯС=50+60. Нагрев шеек ведется токами высокий частоты. После термообработке их шлифуют.
Студент должен знать, что для уплотнения вала, выступающего из картера служат сальники. Правильная работа сальников обеспечивает герметичность компрессора и надежность работы.
Сальники бескрейцкопфных компрессоров подразделяются на сильфонные и пружинные. Плотность между кольцами в таких сальниках достигается за счет упругости сильфонов, пружин или мембран, а также благодаря масляной ванне, создающей дополнительный гидравлический затвор.
Надо помнить, что всасывающие и нагнетательные клапаны в холодильных компрессорах самодействующие, т.е. открываются под действием разности давлений с двух сторон пластины клапана, а закрываются под действием упругости пластины или пружины.
Чаще всего применяют пластинчатые самопружинящие клапаны, которые создают надежную плотность и большое проходное сечение. Пластины таких клапанов изготовляют из тонколистовой пружинящей стали толщиной от 0,2 до 1 мм.
В малых непрямоточнъх хладоновых компрессорах всасывающие и нагнетательные клапаны расположены в верхней части цилиндра (в клапанной доске). В прямоточных компрессорах всасывающие клапаны располагают в верхней части поршня, а нагнетательные - во внутренней крышке цилиндра.
Обратить внимание на требования, предъявляемые к клапанам: максимальное проходное сечение при минимальном мертвом пространстве, своевременная посадка на седло, плотность клапанов как при работе, так и при остановке компрессора и долговечность работы (для малых машин до 10000 часов, для крупных и средних до 3000 часов). Плотность клапанов считают удовлетворительной, если после остановки компрессора, работающего при давлении нагнетания 0,8 МПа (8 кГс/м2) и всасывания 0,053 КПа (400 мм рт.ст.), повышение давления на всасывающей стороне компрессора не будет превышать 0,00133 МПа (10 мм рт.ст.) за 15 мин.
КОМПРЕССОР 2ФВ-4/4,5
Является базовым для холодильных агрегатов ФАК-0,7, ФАК-1,1 и ФАК-1,5. При изучении конструктивных особенностей обратить внимание на устройство сальникового уплотнения коленчатого вала компрессора, его смазки. Уплотнение состоит из внутреннего и наружного сильфонных сальников, состоящих из упругого резинового кольца, стойкого к хладону и смазочному маслу, на которое плотно насажено стальное кольцо. Оба кольца вращаются вместе с валом. Затем на вал свободно надет узел, состоящий из сильфона (двухслойная тонкая гофрированная трубка), к одному концу которого припаяно бронзовое кольцо, к другому - направляющий стакан. Направляющий стакан закреплен на прокладках крышкой к картеру, поэтому бронзовое кольцо с сильфоном неподвижны. Пружина, надетая на сильфон, одним концом упирается в бронзовое кольцо и прижимает его к вращающемуся стальному кольцу.
В некоторых компрессорах этого типа применяются пружинные сальниковые уплотнения.
Головка блока разделена перегородкой на две полости: всасывающую и нагнетательную. С нагнетательной стороны к головке прикрепляется нагнетательный вентиль. Между блоком цилиндров и головкой находится клапанная доска. Обратите внимание, что все прокладки в компрессоре выполнены из бензомаслостойкой резины (севанита) или паранита.
На клапанной доске находятся всасывающие и нагнетательные клапаны. Всасывающие клапаны представляют собой V -образные пластины, которые лежат в углублениях блока цилиндра под клапанной доской. Раздвоенные концы пластин надеты на штифты. Нагнетательные клапаны находятся сверху клапанной доски и представляют собой круглые стальные пластины, которые прижимаются к седлу пружинами, расположенными в направляющем стакане. Рабочий ход пластины равен 2 мм. В случае попадания в цилиндры жидкого хладона и масла предусмотрена возможность дополнительного подъема пластин за счет сжатия буферных пружин. Во всасывающую полость блока вставлен сетчатый фильтр, предохраняющий компрессор от попадания загрязнений. Снизу всасывающая полость закрыта пластиной с просверленными отверстиями, через которые в картер возвращается масло.
При анализе элементов конструкции следует обратить внимание на то, что коленчатый вал имеет два колена, расположенных под углом 180° друг к другу. Для уравновешивания движущихся частей на валу имеется два противовеса. Шатуны, служащие для соединения поршней с коленчатым валом, имеют две головки: нижняя - разъемная, крепится к шейке вала, верхняя - неразъемная, к пальцу поршня. Поршни снабжены тремя уплотнительными кольцами. В нижней части поршня имеются кольцевые выточки для сбрасывания масла со стенок цилиндра при его ходе вниз.
Смазка компрессора осуществляется разбрызгиванием. На картере компрессора имеется пробка для залива масла и контроля за его уровнем. Над коренными подшипниками имеются специальные масляные ванны, из которых масло по сверлениям в теле втулок попадает в подшипник.