Расчет числа постов и линий ТО-1 при поточном обслуживании
Вначале определяется такт линии:
t1 * 60
τл = ----------- + tп, (48)
Рл
Где Рл – число рабочих на линии:
Рл = Хл * Рср, (49)
Где Хл – число постов на линии, принимается 2…3 по данным БЕЛНИТИАТ.
Количество постов и типаж линий ТО-1 см в [22, табл.3.2] для
автомобилей ГАЗ и ЗИЛ;
Рср – среднее число рабочих на линии [5, табл.22]; может быть целым и
дробным, но произведение Хл * Рср должно быть целым числом
или близкой к нему величиной;
tп – время передвижения автомобиля конвейером с поста на пост:
La+
tп = ----------- , мин, (50)
Vk
Где La – габаритная длина автомобиля,м;
– интервал между автомобилями (=1.5м);
Vk – скорость передвижения автомобиля конвейером, м/мин (Vk=10…15 м/мин).
Затем определяется ритм производства:
Тсм * Ссм*60
R1 = -----------------, мин (51)
с
N1
Тогда число линий ТО-1:
τл
iл1=---------, (52)
R1
Оно должно быть целым или близким к целому числу (отклонения не более 10%). Если при расчете iл1 не удовлетворяет этому требованию, следует изменить значение Хл и Рср.
Распределение работ по постам и расстановка исполнителей на постах линии ТО-1
Вначале определяется трудоемкость ТО-1, приходящаяся на одного или нескольких рабочих при одном обслуживании:
t1
tp1=--------; tp2=2tp1; tp3=3tp1 и т.д. в зависимости от того, сколько
Рт
Постов принято (при трех постах рассчитывается tp1, tp2 и tp3).
Затем с учетом специфики работ и на основании [3 таблица «Примерное распределение трудоемкости ТО-1 и ТО-2 по агрегатам и системам»] производится закрепление агрегатов и систем за постами. При этом рекомендуется закреплять агрегаты и системы, требующие их выве-шивания при ТО, за одним постом.
Далее, суммируя проценты трудоемкостей по агрегатам и системам на каждом посту, определяются трудоемкости работ, назначенных на каждый пост. И, если трудоемкость работ данного поста окажется равной одному из значений, то это и определяет количество рабочих на данном посту.
Такое закрепление работ и рабочих за постами является предварительным. Поэтому окончательным этапом является определение такта каждого поста:
tп1
Такт I поста τп1=-------- + tп, чел.-ч ( 53 )
Рп
Tп2
Такт II поста τп2=-------- + tп, чел.-ч (54 )
Рп
И т.д. по всем постам.
Где tп1 – трудоемкость работ на I посту;
tп =1…2 мин.
Если такт какого-либо поста окажется большим (пост перегружен), его необходимо выравнять, передав часть работ (какой-либо агрегат, узел) на пост, такт которого меньше. Вновь следует пересчитать такты постов (допустимое отклонение не более 10%).
Если по данной марке автомобиля отсутствует положение о ТО и ремонте, то разработчик проекта должен распределить работы и рабочих по постам линии ТО, придерживаясь изложенной выше методики на основании данных.
Таблица 10
Наименование агрегата, узла, системы | Объем работ | Рт | Номер поста | Примечание | |
% | чел.-ч | ||||
1. Общий осмотр | I | ||||
2. Кабина | |||||
3. Кузов | |||||
4. Шины | |||||
5. Коробка передач | |||||
1. Сцепление | II | ||||
2. Ручной тормоз | |||||
3. Ножные тормоза | |||||
И т.д. | |||||
ВСЕГО по зоне ТО-1 |
По такой же форме заполняется таблица по закреплению работ за постами ТО-1 (при отсутствии положения о ТО и ремонте по данной модели автомобиля).
2.14. Расчет числа универсальных постов ТО-1(если выбран
С метод организации ТО на универсальных тупиковых постах, т.е. при N1 менее 15 автомобилей в сутки).
Число таких постов для зоны определяется по формуле:
зоны
Рт1
Х1 = --------, ( 55 )
Рср * С
зоны
Где Рт1 - количество технологически необходимых рабочих зоны ТО-1;
Рср – принятое среднее число рабочих на одном посту, табл.11.
С – число смен работы зоны.
Таблица 11
Среднее число рабочих на одном посту
Вид техни-ческого обс-луживания | Число рабочих на одном посту | |||
Грузовые ав-томобили | Автопоезда | Легковые ав-томобили | Автобусы | |
1. ТО-1 | 2…4 | 3…5 | 2…4 | 4…5 |
2. ТО-2 | 2…3 | 2…4 | 2…3 | 2…4 |
При расчете числа постов нужно иметь в виду, что рассчитанное число постов должно быть целым числом. Чтобы получить расчетом целое число постов в зоне ТО-1, можно принимать значение Рср как целым, так и дробным числом, но кратным общему числу рабочих, занятых в одной смене.
Проектирование зоны ТО-2
2.15.1. Режим работы зоны ТО-2принимается в 1 или 2 смены в зависимости от программы.
2.15.2. Выбор метода организации технологического процессапроизводится по суточной программе:
г
с N2
N2= -------------, (56)
зоны
Дрг
г
Где N2 – годовое количество ТО-2 по данной марке автомобиля.
с
Если N2 больше 7 автомобилей в сутки (однотипных), то целесообразно применение поточного метода, если меньше 7 однотипных автомобилей оправдано применение метода универсальных тупиковых постов.