За ночь на око(1)ом стек­ле вы­рос­ли ди­ко­ви(2)ые се­реб­ря(3)ые цветы, сквозь ко­то­рые лился сла­бый утре(4)ий свет.

Вариант 3

1.Ука­жи­те два пред­ло­же­ния, в ко­то­рых верно пе­ре­да­на ГЛАВ­НАЯ ин­фор­ма­ция, со­дер­жа­ща­я­ся в тек­сте. За­пи­ши­те но­ме­ра этих пред­ло­же­ний.

1) Фан­та­сти­че­ские ис­то­рии о ба­ро­не Мюнх­гау­зе­на Ру­доль­фа Распе за­во­е­ва­ли по­пу­ляр­ность в Рос­сии после того, как их перевёл на рус­ский язык и адап­ти­ро­вал для рус­ско­го чи­та­те­ля К. И. Чу­ков­ский.

2) По­пу­ляр­ный ли­те­ра­тур­ный пер­со­наж барон Мюнх­гау­зен от­нюдь не яв­ля­ет­ся вы­мыш­лен­ным: его образ был «спи­сан» Ру­доль­фом Распе с не­мец­ко­го ба­ро­на Фри­дри­ха фон Мюнх­гау­зе­на, рот­мист­ра рус­ской служ­бы, ко­то­рый рас­ска­зы­вал о Рос­сии уди­ви­тель­ные ис­то­рии, и имен­но они, на­ря­ду с рас­ска­за­ми дру­гих ав­то­ров, стали ос­но­вой сю­же­тов книги.

3) Рас­ска­зы о коне, раз­ре­зан­ном по­по­лам в Оча­ко­ве, взбе­сив­шей­ся шубе, вишнёвом де­ре­ве, вы­рос­шем на го­ло­ве у оленя, при­пи­сы­ва­ют­ся ис­то­ри­че­ско­му про­то­ти­пу ба­ро­на Мюнх­гау­зе­на Фри­дри­ху фон Мюнх­гау­зе­ну, од­на­ко на самом деле ав­то­ра­ми этих ис­то­рий были дру­гие люди.

4) Про­то­ти­пом зна­ме­ни­то­го ли­те­ра­тур­но­го героя ба­ро­на Мюнх­гау­зе­на явил­ся ре­аль­ный че­ло­век — рот­мистр рус­ской армии и не­мец­кий барон Фри­дрих фон Мюнх­гау­зен, чьи рас­ска­зы об уди­ви­тель­ных при­клю­че­ни­ях в Рос­сии, на­ря­ду с ис­то­ри­я­ми дру­гих ав­то­ров, легли в ос­но­ву сю­же­тов Распе.

5) Все из­вест­ные нам ис­то­рии из жизни ба­ро­на Мюнх­гау­зе­на ли­ше­ны био­гра­фи­че­ской до­сто­вер­но­сти и были при­пи­са­ны ба­ро­ну твор­че­ским ге­ни­ем Ру­доль­фа Распе.

(1)Барон Мюнх­гау­зен, из­вест­ный всему миру из рас­ска­зов Ру­доль­фа Распе и за­во­е­вав­ший по­пу­ляр­ность в Рос­сии после адап­та­ции. К.И. Чу­ков­ским книги Распе для детей, не яв­ля­ет­ся, во­пре­ки рас­про­странённому мне­нию, вы­мыш­лен­ным пер­со­на­жем. (2)<…> ис­то­ри­че­ским про­то­ти­пом героя рас­ска­зов Распе был Фри­дрих фон Мюнх­гау­зен, не­мец­кий барон и рот­мистр рус­ской служ­бы, лю­бив­ший после воз­вра­ще­ния в Гер­ма­нию рас­ска­зы­вать своим со­се­дям уди­ви­тель­ные ис­то­рии о Рос­сии. (3)Рас­ска­зы ба­ро­на (о коне, раз­ре­зан­ном по­по­лам в Оча­ко­ве, взбе­сив­шей­ся шубе, вишнёвом де­ре­ве, вы­рос­шем на го­ло­ве у оленя), а также при­пи­сан­ные ему дру­ги­ми ав­то­ра­ми ис­то­рии и легли в ос­но­ву про­из­ве­де­ний Распе, ко­то­рый, даже не из­ме­нив фа­ми­лии ба­ро­на, ввёл Мюнх­гау­зе­на в га­ле­рею ли­те­ра­тур­ных пер­со­на­жей.

2.Какое из при­ведённых ниже слов или со­че­та­ний слов долж­но быть на месте про­пус­ка во вто­ром (2) пред­ло­же­нии тек­ста? Вы­пи­ши­те это слово.

По­это­му

Ока­зы­ва­ет­ся,

Хотя

Не­смот­ря на это,

Кроме того,

3.Про­чи­тай­те фраг­мент сло­вар­ной ста­тьи, в ко­то­рой при­во­дят­ся зна­че­ния слова ОС­НО­ВА. Опре­де­ли­те, в каком зна­че­нии это слово упо­треб­ле­но в тре­тьем (3) пред­ло­же­нии тек­ста. Вы­пи­ши­те цифру, со­от­вет­ству­ю­щую этому зна­че­нию в при­ведённом фраг­мен­те сло­вар­ной ста­тьи.

ОС­НО­ВА, -ы, ж.

1) Внут­рен­няя опор­ная часть пред­ме­тов, остов. Де­ре­вян­ная о. ди­ва­на.

2) Ис­точ­ник, глав­ное, на чём стро­ит­ся что-н., что яв­ля­ет­ся сущ­но­стью чего-н.

3) мн. Ис­ход­ные, глав­ные по­ло­же­ния чего-н. Ос­но­вы нрав­ствен­но­сти.

4) Про­доль­ные нити, иду­щие па­рал­лель­но вдоль ткани (спец.).

4.В одном из при­ведённых ниже слов до­пу­ще­на ошиб­ка в по­ста­нов­ке уда­ре­ния: НЕ­ВЕР­НО вы­де­ле­на буква, обо­зна­ча­ю­щая удар­ный глас­ный звук. Вы­пи­ши­те это слово.

срЕд­ства

дО­жив­ший (до ста лет)

на­чАв­ший

нА­ча­тый

пОд­ня­тый ( с земли)

5.В одном из при­ведённых ниже пред­ло­же­ний НЕ­ВЕР­НО упо­треб­ле­но вы­де­лен­ное слово. Ис­правь­те лек­си­че­скую ошиб­ку, по­до­брав к вы­де­лен­но­му слову па­ро­ним. За­пи­ши­те по­до­бран­ное слово.

Сто­и­ло бы НА­ДЕТЬ курт­ку по­теп­лее.

У ма­лы­ша от­ня­ли ЕДИН­СТВЕН­НУЮ иг­руш­ку.

М. Горь­кий со­ве­то­вал кри­ти­кам об­ра­щать вни­ма­ние на ли­те­ра­ту­ру в целом, а не на ЕДИ­НЫЕ яв­ле­ния её.

Те­перь ему тя­же­ло да­вал­ся каж­дый ВДОХ: что-то сжи­ма­ло и жгло около са­мо­го серд­ца.

Таб­ли­цу нужно было от­ре­дак­ти­ро­вать, ЗА­ПОЛ­НИТЬ так, как тре­бо­ва­лось по новым стан­дар­там.

6.В одном из вы­де­лен­ных ниже слов до­пу­ще­на ошиб­ка в об­ра­зо­ва­нии формы слова. Ис­правь­те ошиб­ку и за­пи­ши­те слово пра­виль­но.

ЛЯЖЬ на спину

зна­ме­ни­тые ПРО­ФЕС­СО­РА

в БОКУ

КРА­СИ­ВЕЙ­ШИЙ ри­су­нок

СМОТ­РЯ вперёд

7.Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между грам­ма­ти­че­ски­ми ошиб­ка­ми и пред­ло­же­ни­я­ми, в ко­то­рых они до­пу­ще­ны: к каж­дой по­зи­ции пер­во­го столб­ца под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца.

ГРАМ­МА­ТИ­ЧЕ­СКИЕ ОШИБ­КИ   ПРЕД­ЛО­ЖЕ­НИЯ
А) на­ру­ше­ние в по­стро­е­нии пред­ло­же­ния с при­част­ным обо­ро­том Б) на­ру­ше­ние в по­стро­е­нии пред­ло­же­ния с не­со­гла­со­ван­ным при­ло­же­ни­ем В) на­ру­ше­ние связи между под­ле­жа­щим и ска­зу­е­мым Г) ошиб­ка в по­стро­е­нии слож­но­го пред­ло­же­ния Д) на­ру­ше­ние ви­до­вре­мен­ной со­от­несённо­сти гла­голь­ных форм     1) Те, кто вни­ма­тель­но про­чи­та­ет за­гла­вие ста­тьи, может опре­де­лить и тему, и ос­нов­ную мысль тек­ста. 2) Одна из глав­ных черт, свой­ствен­ных На­та­ше Ро­сто­вой, – чест­ность в от­но­ше­ни­ях с лю­дь­ми. 3) Усло­вия для сдачи дома в экс­плу­а­та­цию были на­ли­цо, од­на­ко тем не менее сроки приёмки от­кла­ды­ва­лись. 4) Чехов верил в то, что гря­ду­щая ис­тин­ная куль­ту­ра обла­го­ро­дит че­ло­ве­че­ство. 5) Жи­лищ­ная про­бле­ма в го­ро­де ре­ша­ет­ся не толь­ко за счёт но­во­го стро­и­тель­ства, но и путём ре­кон­струк­ции ста­рых зда­ний. 6) Де­ле­га­ция на­прав­ля­лась к дому из­вест­но­го учёного, на­хо­див­ший­ся не­да­ле­ко от глав­ной пло­ща­ди. 7) В опи­са­нии Пе­тер­бур­га на стра­ни­цах ро­ма­на «Пре­ступ­ле­ние и на­ка­за­ние» До­сто­ев­ский ис­поль­зу­ет мрач­ные крас­ки, пре­иму­ще­ствен­но тем­ные, гряз­но-жёлтые, и этим по­ка­зал своё от­но­ше­ние к го­ро­ду Рас­коль­ни­ко­ва. 8) По окон­ча­нии кон­цер­та в зале «Ок­тябрь­ском» долго не смол­ка­ли ап­ло­дис­мен­ты. 9) Во­пре­ки пред­ска­за­нию моего спут­ни­ка, по­го­да про­яс­ни­лась.

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам:

A Б В Г Д
         

8.Опре­де­ли­те слово, в ко­то­ром про­пу­ще­на без­удар­ная че­ре­ду­ю­ща­я­ся глас­ная корня. Вы­пи­ши­те это слово, вста­вив про­пу­щен­ную букву.

ок..зать­ся

с..стема

г..рест­ный (вздох)

инф..рма­ция

р..сток

9.Опре­де­ли­те ряд, в ко­то­ром в обоих сло­вах про­пу­ще­на одна и та же буква. Вы­пи­ши­те эти слова, вста­вив про­пу­щен­ную букву.

ра..шиф­ро­вать, ра..тво­рить­ся;

от..дви­нуть, поз..вчера;

от..грать, по..грать;

пр..от­крыть, непр..стан­но;

неот..ем­ле­мый, коп..ё.

10.Вы­пи­ши­те слово, в ко­то­ром на месте про­пус­ка пи­шет­ся буква Е.

улыбч..вый

за­сушл..вый

рул..вой

наде..лся

пе­рек­ле..вать

11.Вы­пи­ши­те слово, в ко­то­ром на месте про­пус­ка пи­шет­ся буква И.

побор..шь

на­блю­да.. мый

воз­лож.. шь

побре.. шь

об­на­руж..нный

12.Опре­де­ли­те пред­ло­же­ние, в ко­то­ром НЕ со сло­вом пи­шет­ся СЛИТ­НО. Рас­крой­те скоб­ки и вы­пи­ши­те это слово.

Наш спут­ник ока­зал­ся мол­ча­ли­вым, (не)раз­го­вор­чи­вым че­ло­ве­ком.

Птиц гонит на юг (не)на­сту­па­ю­щий холод, а от­сут­ствие корма.

Более вы­со­кие де­ре­вья (не)вы­дер­жа­ли бы мо­ро­зов.

Солн­це стало уже (не)так жечь, дни стали за­мет­но ко­ро­че.

Кто из нас (не)любит при­ро­ду!

13.Опре­де­ли­те пред­ло­же­ние, в ко­то­ром оба вы­де­лен­ных слова пи­шут­ся СЛИТ­НО. Рас­крой­те скоб­ки и вы­пи­ши­те эти два слова.

(В)ТЕ­ЧЕ­НИЕ мно­гих дней про­дол­жа­лось силь­ное из­вер­же­ние вул­ка­на, клубы огня над ко­то­рым кру­ти­лись (НА)ПО­ДО­БИЕ вихря, уве­ли­чи­ва­ясь в раз­ме­рах.

(НЕ)СМОТ­РЯ на лю­бовь к го­род­ским пей­за­жам, мы ВСЁ(ТАКИ) не оста­лись рав­но­душ­ны­ми к кра­со­там при­ро­ды на Вал­дае.

(И)ТАК, все мои бле­стя­щие на­деж­ды ру­ши­лись, и (В)МЕСТО весёлой мос­ков­ской жизни ожи­да­ла меня скука в сто­ро­не глу­хой и отдалённой.

Труд­но даже пред­ста­вить, ЧТО(БЫ) со мной слу­чи­лось, ЕСЛИ(БЫ) па­ро­ход опоз­дал.

ЧТО(ТО) за­став­ля­ло меня идти даль­ше, как БУД(ТО) я не знал, что ни­че­го но­во­го не увижу.

14.Ука­жи­те все цифры, на месте ко­то­рых пи­шет­ся НН.

Цифры ука­жи­те в по­ряд­ке воз­рас­та­ния.

За ночь на око(1)ом стек­ле вы­рос­ли ди­ко­ви(2)ые се­реб­ря(3)ые цветы, сквозь ко­то­рые лился сла­бый утре(4)ий свет.

15.Рас­ставь­те знаки пре­пи­на­ния. Ука­жи­те два пред­ло­же­ния, в ко­то­рых нужно по­ста­вить ОДНУ за­пя­тую. За­пи­ши­те но­ме­ра этих пред­ло­же­ний.

1) По по­ве­де­нию не­ко­то­рых жи­вот­ных люди могут опре­де­лять при­бли­же­ние штор­мов и бурь или на­ступ­ле­ние без­об­лач­ной по­го­ды.

2) В сол­неч­ный день сквозь про­зрач­ную воду тёплых тро­пи­че­ских морей хо­ро­шо видны за­рос­ли оди­ноч­ных и ко­ло­ни­аль­ных ко­рал­ло­вых по­ли­пов.

3) Лег­ко­кры­лы­ми стре­ко­за­ми можно лю­бо­вать­ся около озёр или пру­дов.

4) На порт­ре­те ху­дож­ни­ки стре­мят­ся не толь­ко верно за­пе­чат­леть внеш­ний облик че­ло­ве­ка но и пе­ре­дать его внут­рен­ний мир.

5) Кар­ти­на М. Вру­бе­ля «Си­рень» прямо с вы­став­ки была куп­ле­на П.М. Тре­тья­ко­вым и вот уже более ста лет она на­хо­дит­ся в по­сто­ян­ной экс­по­зи­ции Тре­тья­ков­ской га­ле­реи.

16. Рас­ставь­те все знаки пре­пи­на­ния: ука­жи­те цифру(-ы), на месте ко­то­рой(-ых) в пред­ло­же­нии долж­на(-ы) сто­ять за­пя­тая(-ые).

Си­мо­нов (1) вы­удив из ме­жо­ко­нья плав­ле­ный сыр или об­рез­ки вет­чи­ны (2) ста­вил пла­стин­ку и на­чи­нал свой хо­ло­стяц­кий пир (3) на ак­ку­рат­но рас­сте­лен­ной (4) га­зе­те.

17. Рас­ставь­те все не­до­ста­ю­щие знаки пре­пи­на­ния: ука­жи­те цифру(-ы), на месте ко­то­рой(-ых) в пред­ло­же­нии долж­на(-ы) сто­ять за­пя­тая(-ые).

«Не спит­ся(1)няня: здесь так душно!

От­крой окно да сядь ко мне». —

«Что(2) Таня(3) что с тобой?» – «Мне скуч­но,

По­го­во­рим о ста­ри­не». —

«О чем же(4) Таня? Я(5) бы­ва­ло(6)

Хра­ни­ла в па­мя­ти не мало

Ста­рин­ных былей, не­бы­лиц

Про злых духов и про девиц;

А нынче всё мне тёмно(7) Таня:

Что знала, то за­бы­ла. Да,

При­ш­ла худая че­ре­да!

За­шиб­ло…» – «Рас­ска­жи мне(8) няня(9)

Про ваши ста­рые года:

Была ты (10)влюб­ле­на тогда?» —

(Алек­сандр Пуш­кин)

18. Рас­ставь­те все знаки пре­пи­на­ния: ука­жи­те цифру(-ы), на месте ко­то­рой(-ых) в пред­ло­же­нии долж­на(-ы) сто­ять за­пя­тая(-ые).

Наши рекомендации