За ночь на око(1)ом стекле выросли дикови(2)ые серебря(3)ые цветы, сквозь которые лился слабый утре(4)ий свет.
Вариант 3
1.Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.
1) Фантастические истории о бароне Мюнхгаузена Рудольфа Распе завоевали популярность в России после того, как их перевёл на русский язык и адаптировал для русского читателя К. И. Чуковский.
2) Популярный литературный персонаж барон Мюнхгаузен отнюдь не является вымышленным: его образ был «списан» Рудольфом Распе с немецкого барона Фридриха фон Мюнхгаузена, ротмистра русской службы, который рассказывал о России удивительные истории, и именно они, наряду с рассказами других авторов, стали основой сюжетов книги.
3) Рассказы о коне, разрезанном пополам в Очакове, взбесившейся шубе, вишнёвом дереве, выросшем на голове у оленя, приписываются историческому прототипу барона Мюнхгаузена Фридриху фон Мюнхгаузену, однако на самом деле авторами этих историй были другие люди.
4) Прототипом знаменитого литературного героя барона Мюнхгаузена явился реальный человек — ротмистр русской армии и немецкий барон Фридрих фон Мюнхгаузен, чьи рассказы об удивительных приключениях в России, наряду с историями других авторов, легли в основу сюжетов Распе.
5) Все известные нам истории из жизни барона Мюнхгаузена лишены биографической достоверности и были приписаны барону творческим гением Рудольфа Распе.
(1)Барон Мюнхгаузен, известный всему миру из рассказов Рудольфа Распе и завоевавший популярность в России после адаптации. К.И. Чуковским книги Распе для детей, не является, вопреки распространённому мнению, вымышленным персонажем. (2)<…> историческим прототипом героя рассказов Распе был Фридрих фон Мюнхгаузен, немецкий барон и ротмистр русской службы, любивший после возвращения в Германию рассказывать своим соседям удивительные истории о России. (3)Рассказы барона (о коне, разрезанном пополам в Очакове, взбесившейся шубе, вишнёвом дереве, выросшем на голове у оленя), а также приписанные ему другими авторами истории и легли в основу произведений Распе, который, даже не изменив фамилии барона, ввёл Мюнхгаузена в галерею литературных персонажей. |
2.Какое из приведённых ниже слов или сочетаний слов должно быть на месте пропуска во втором (2) предложении текста? Выпишите это слово.
Поэтому
Оказывается,
Хотя
Несмотря на это,
Кроме того,
3.Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ОСНОВА. Определите, в каком значении это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
ОСНОВА, -ы, ж.
1) Внутренняя опорная часть предметов, остов. Деревянная о. дивана.
2) Источник, главное, на чём строится что-н., что является сущностью чего-н.
3) мн. Исходные, главные положения чего-н. Основы нравственности.
4) Продольные нити, идущие параллельно вдоль ткани (спец.).
4.В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
срЕдства
дОживший (до ста лет)
начАвший
нАчатый
пОднятый ( с земли)
5.В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.
Стоило бы НАДЕТЬ куртку потеплее.
У малыша отняли ЕДИНСТВЕННУЮ игрушку.
М. Горький советовал критикам обращать внимание на литературу в целом, а не на ЕДИНЫЕ явления её.
Теперь ему тяжело давался каждый ВДОХ: что-то сжимало и жгло около самого сердца.
Таблицу нужно было отредактировать, ЗАПОЛНИТЬ так, как требовалось по новым стандартам.
6.В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
ЛЯЖЬ на спину
знаменитые ПРОФЕССОРА
в БОКУ
КРАСИВЕЙШИЙ рисунок
СМОТРЯ вперёд
7.Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ | ПРЕДЛОЖЕНИЯ | |
А) нарушение в построении предложения с причастным оборотом Б) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением В) нарушение связи между подлежащим и сказуемым Г) ошибка в построении сложного предложения Д) нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм | 1) Те, кто внимательно прочитает заглавие статьи, может определить и тему, и основную мысль текста. 2) Одна из главных черт, свойственных Наташе Ростовой, – честность в отношениях с людьми. 3) Условия для сдачи дома в эксплуатацию были налицо, однако тем не менее сроки приёмки откладывались. 4) Чехов верил в то, что грядущая истинная культура облагородит человечество. 5) Жилищная проблема в городе решается не только за счёт нового строительства, но и путём реконструкции старых зданий. 6) Делегация направлялась к дому известного учёного, находившийся недалеко от главной площади. 7) В описании Петербурга на страницах романа «Преступление и наказание» Достоевский использует мрачные краски, преимущественно темные, грязно-жёлтые, и этим показал своё отношение к городу Раскольникова. 8) По окончании концерта в зале «Октябрьском» долго не смолкали аплодисменты. 9) Вопреки предсказанию моего спутника, погода прояснилась. |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
A | Б | В | Г | Д |
8.Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.
ок..заться
с..стема
г..рестный (вздох)
инф..рмация
р..сток
9.Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.
ра..шифровать, ра..твориться;
от..двинуть, поз..вчера;
от..грать, по..грать;
пр..открыть, непр..станно;
неот..емлемый, коп..ё.
10.Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.
улыбч..вый
засушл..вый
рул..вой
наде..лся
перекле..вать
11.Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.
побор..шь
наблюда.. мый
возлож.. шь
побре.. шь
обнаруж..нный
12.Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
Наш спутник оказался молчаливым, (не)разговорчивым человеком.
Птиц гонит на юг (не)наступающий холод, а отсутствие корма.
Более высокие деревья (не)выдержали бы морозов.
Солнце стало уже (не)так жечь, дни стали заметно короче.
Кто из нас (не)любит природу!
13.Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
(В)ТЕЧЕНИЕ многих дней продолжалось сильное извержение вулкана, клубы огня над которым крутились (НА)ПОДОБИЕ вихря, увеличиваясь в размерах.
(НЕ)СМОТРЯ на любовь к городским пейзажам, мы ВСЁ(ТАКИ) не остались равнодушными к красотам природы на Валдае.
(И)ТАК, все мои блестящие надежды рушились, и (В)МЕСТО весёлой московской жизни ожидала меня скука в стороне глухой и отдалённой.
Трудно даже представить, ЧТО(БЫ) со мной случилось, ЕСЛИ(БЫ) пароход опоздал.
ЧТО(ТО) заставляло меня идти дальше, как БУД(ТО) я не знал, что ничего нового не увижу.
14.Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.
Цифры укажите в порядке возрастания.
За ночь на око(1)ом стекле выросли дикови(2)ые серебря(3)ые цветы, сквозь которые лился слабый утре(4)ий свет.
15.Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1) По поведению некоторых животных люди могут определять приближение штормов и бурь или наступление безоблачной погоды.
2) В солнечный день сквозь прозрачную воду тёплых тропических морей хорошо видны заросли одиночных и колониальных коралловых полипов.
3) Легкокрылыми стрекозами можно любоваться около озёр или прудов.
4) На портрете художники стремятся не только верно запечатлеть внешний облик человека но и передать его внутренний мир.
5) Картина М. Врубеля «Сирень» прямо с выставки была куплена П.М. Третьяковым и вот уже более ста лет она находится в постоянной экспозиции Третьяковской галереи.
16. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Симонов (1) выудив из межоконья плавленый сыр или обрезки ветчины (2) ставил пластинку и начинал свой холостяцкий пир (3) на аккуратно расстеленной (4) газете.
17. Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
«Не спится(1)няня: здесь так душно!
Открой окно да сядь ко мне». —
«Что(2) Таня(3) что с тобой?» – «Мне скучно,
Поговорим о старине». —
«О чем же(4) Таня? Я(5) бывало(6)
Хранила в памяти не мало
Старинных былей, небылиц
Про злых духов и про девиц;
А нынче всё мне тёмно(7) Таня:
Что знала, то забыла. Да,
Пришла худая череда!
Зашибло…» – «Расскажи мне(8) няня(9)
Про ваши старые года:
Была ты (10)влюблена тогда?» —
(Александр Пушкин)
18. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).