Механизация, автоматизация и роботизация как методы интенсификации производственных процессов

Под механизацией понимают частичную или полную замену мускульного труда человека машинным с сохранением непосредственного участия исполнителя в управлении процессом и контроле за его выполнением.

Под автоматизацией понимают частичное или полное освобождение человека не только от мускульного труда, но и от участия в оперативном управлении техно­логическим процессом, которое в этом случае осуществляется по специально раз­работанной программе. В обязанности персонала входит настройка оборудования, включая контроль.

Механизация и автоматизация являются важнейшими направлениями науч­но-технического прогресса при ТЭА, влияют на продолжительность выполнения операции ТО или ремонта, т.е. на производительность пер­сонала и средств обслуживания, качество самого обслуживания и ремонта, расход материалов и запасных частей и другие показатели эффективности ТЭА.

Уровень механизации Ум, %, производственных процессов определяет до­лю механизированного труда в общих трудозатратах и рассчитывается по фор­муле

Механизация, автоматизация и роботизация как методы интенсификации производственных процессов - student2.ru

где tН - трудоемкость механизированных операций процесса из применяемой тех­нологической документации, чел. • мин;

to - общая трудоемкость всех операций ■ процесса из применяемой технологичес­кой документации, чел. • мин.

Базой для определения этого пока­зателя является совместный анализ опе­раций и оборудования, применяемого при выполнении этих операций,

Фирменные системы ТО и Р

Эти системы разрабатываются производителями автомобилей, ориентированы главным образом на владельцев индивидуальных (некоммерческих) автомобилей, фирменные сервисные предприятия (дилеров) и стимулируют проведение ТО и ремонта на этих предприятиях.

Фирменные системы ТО и ремонта основаны на планово-предупредительной стратегии и информационно поддерживаются рядом документов.

1. В руководствах по эксплуатации, которыми располагают владельцы автомобилей, приводится минимум сведений.

Учитывая, что значительная часть владельцев автомобилей, даже в странах, имеющих традиционно развитую и доступную сервисную систему, обслуживают автомобили вне заводских сервисных предприятий, этих сведений явно недоста­точно.

2. Структура системы ТО фиксируется в сервисных книгах, в которых указы­вается последовательность (план-график, цепочка) проведения ТО с определенной, как правило постоянной, периодичностью. Каждый очередной вид ТО (после 15, 30, 45 тыс. км пробега автомобиля и т.д.) имеет свой перечень операций, который на 47-76% совпадает с предыдущим.

3. Ряд заводов-изготовителей для сервисных предприятий издает рекомендации по трудоемкости ТО и ремонта. Эти справочники и рекомендации в различных пропорциях и детализации содержат пооперационные нормативные трудоемкости следующих основных работ.

Эти материалы являются основанием (и оправданием) при нормировании стоимости выполнения услуг на сервисных предприятиях на ступени ТО (по сер­висной книжке) и конкретной ремонтной операции. Оценок (или норм) суммарных затрат на текущий ремонт (на 1000 км, год, за срок службы) заводские рекомен­дации, как правило, не содержат, что затрудняет общую оценку надежности автомобиля и технологические расчеты ремонтных постов и участков сервисных предприятий,

Ряд производителей в своей рекламе и документации предусматривают корректирование трудоемкости ремонтных работ по мерс увеличения наработки автомобиля с начала эксплуатации. Например, у ВАЗ увеличение трудоемкости ремонта при наработке 5-8 лет - до 10%, свыше 8 лет - до 20%.

4. Учитывая международный обмен автомобильной техникой (экспорт, импорт, лизинг, международные перевозки, туризм), большое значение и распространение приобретают обобщающие нормативные и технологические материалы, которые при их составлении, автотранспортными и информационными компаниями приоб­ретают функции рекомендуемых нормативов ТЭА.

98 Положение о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава: содержание и уровни регламентации системы ТО и Р.

Техническая документация, излагающая принципы функционирования системы ТО и ремонта, обычно содержит в той или иной комбинации следующие мате­риалы и рекомендации:

• принимаемые принципы (стратегия, тактика) обеспечение работоспособности и технического состояния;

• основные понятия и определения;

• виды и назначение ТО и ремонта;

• нормативы периодичности трудоемкости, ресурсов автомобилей и агрегатов, простоев на ТО и в ТР;

• типовые обобщенные перечни операций ТО, которые затем привязываются к конкретным моделям автомобилей и их модификациям;

• методы учета условий эксплуатации и корректирования нормативов,

• основные положения по организации ТО и ремонта автомобилей.

В действующей системе ТО и ремонта для технического обслуживания рекомендуется устанавливать расчетные периодичность, трудоемкость и простои.

Техническое обслуживание выполняется на самих автотранспортных предприя­тиях (комплексное АТП) или на специализированных автосервисных и ремонтных предприятиях: станциях технического обслуживания, ремонтных мастерских, базах централизованного технического обслуживания.

Ремонт в соответствии с характером и назначением работ подразделяется на капитальный и текущий.

Наши рекомендации