Нормы браковки съемных грузозахватных приспособлений.
В процессе эксплуатации владелец стропов должен периодически через каждые 10 дней производить осмотр стропов. Редко используемые стропы осматривать каждый раз перед выдачей их в работу.
Каждый раз перед выдачей в работу стропы петлевые и кольцевые должны осматриваться.
Целью осмотра стропов является выявление их состояния по признакам браковки и допустимости дальнейшей эксплуатации.
Осмотр, стропов должен производиться согласно Инструкции по эксплуатации стропов грузовых, разработанной и утвержденной владельцем стропа.
Лицо ответственное за контроль состояния стропов, находящихся в эксплуатации и хранящихся на предприятии, должно быть обучено и аттестовано в порядке установленном органами ФСТН.
Результаты осмотра стропов заносятся в «Журнал осмотра стропов».
Признаками браковки (изъятия из эксплуатации) стропов из стальных круглопрядных и плоских канатов являются:
- наличие на любой ветви стропа шести и более обрывов наружных проволок каната на участке длинной равной шести шагам свивки каната;
- наличие на любой ветви стропа трех и более обрывов наружных проволок каната на одной пряди каната или в петле стропа;
- разрыв одной пряди каната любой ветви стропа;
- уменьшение диаметра проволок каната на 30% и более на любой ветви стропа, из-за поверхностного износа и коррозии проволок каната;
- необратимые деформации каната любое ветви стропа, такие как волнистость, местное уменьшение диаметра или толщины, выдавливание металлического сердечника на поверхность каната, выдавливание проволок каната на его поверхность, раздавливание и перекручивание каната, местный залом и перегиб каната.
- изменение цвета проволок, в следствии воздействия повышенной температуры окружающей среды или электро тока.
При осмотре текстильных стропов на полимерной основе необходимо обратить внимание на состояние лент, швов, крюков, скоб, замыкающих устройств, обойм, карабинов и мест их креплений. Стропы не должны допускаться к работе, если:
отсутствует клеймо (бирка) или не читаются сведения о стропе, которые содержат информацию об изготовителе, грузоподъемности;
имеются узлы на несущих лентах стропов;
имеются поперечные порезы или разрывы ленты независимо от их размеров;
имеются продольные порезы или разрывы ленты, суммарная длина которых превышает 10% длины ленты ветви стропа, а также единичные порезы или разрывы длиной более 50 миллиметров;
имеются местные расслоения лент стропа (кроме мест заделки краев лент) на суммарной длине более 0,5 метра на одном крайнем шве или на двух и более внутренних швах, сопровождаемые разрывом трех и более строчек шва;
имеются местные расслоения лент стропа в месте заделки краев ленты на длине более 0,2 метра на одном из крайних швов или на двух и более внутренних швах, сопровождаемые разрывом трех и более строчек шва, а также отслоение края ленты или сшивки лент у петли на длине более 10% длины заделки (сшивки) концов лент;
имеются поверхностные обрывы нитей ленты общей длиной более 10% ширины ленты, вызванные механическим воздействием (трением) острых кромок груза;
имеются повреждения лент от воздействия химических веществ (кислоты, щелочи, растворителя, нефтепродуктов) общей длиной более 10% ширины ленты или длины стропа, а также единичные повреждения более 10 процентов ширины ленты и длиной более 50 миллиметров;
присутствует выпучивание нитей из ленты стропа на расстояние более 10 процентов ширины ленты;
имеются сквозные отверстия диаметром более 10% ширины ленты от воздействия острых предметов;
имеются прожженные сквозные отверстия диаметром более 10% ширины ленты от воздействия брызг расплавленного металла или наличие трех и более отверстий при расстоянии между ними менее 10% ширины ленты независимо от диаметра отверстий;
имеется загрязнение лент (нефтепродуктами, смолами, красками, цементом, грунтом) более 50 процентов длины стропа;
присутствует совокупность всех вышеперечисленных дефектов на площади более 10% ширины и длины стропа;
присутствует размочаливание или износ более 10% ширины петель стропа.
Запрещается эксплуатация стропов со следующими дефектами и повреждениями металлических элементов (колец, петель, скоб, подвесок, обойм, карабинов, звеньев):
трещинами любых размеров и расположения;
износом поверхности элементов или наличием местных вмятин, приводящих к уменьшению площади поперечного сечения на 10% и более;
наличием остаточных деформаций, приводящих к изменению первоначального размера элемента более чем на 3%;
повреждением резьбовых соединений и других креплений.