Проблема классификации СК технологий
Термин «классификация» происходит от слова «класс» и означает логическую систему внутренне подчиненных понятий (классов, объектов, явлений) в какой-либо области, распределенных по группам, классам на основе учета общих признаков и закономерных связей между ними. Назрела необходимость в проведении классификации и в сфере социально-культурных технологий, поскольку их широкий спектр и разнообразие, расширилось социокультурное пространство (информационное, культурное, образовательное, социально-защитное, реабилитационное, профессиональное и др.). Известно множество классификаций, расскажем о некоторых.
Классификация, разработанная Г.К. Селевко, который предлагает систему упорядочения образовательных технологий, объединив их в следующие группы:
- по уровню применения; - по философской основе; - по ведущему фактору психического развития; - по ориентации на личностные структуры; - по характеру содержания и структуры; - по типу организации и управления познавательной деятельностью.
Не все группы, предложенные Селевко, применимы в социально-культурной деятельности, поскольку не могут охватить всю совокупность социально-культурных технологий. Однако данная классификация может быть переосмыслена и использована в СКТ.
Б.Т. Лихачев предлагает Классификацию технологий, построенной по уровню применения: например, крупные методико-технологические структуры, технологические приемы, технологические звенья, цепочки, формы учета результатов и технологические средства.
Е.И. Григорьева выделяет социально-культурные технологии в три большие группы: - крупномасштабные технологии на уровне страны, республики, региона; - макротехнологии в отдельных городах, трудовых объединениях, социальных и общественных институтах и т. д;- микротехнологии, направленные на определенные общественные процессы и рассчитанные на участие в них небольших групп людей.
Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников предлагали разделить их на три основные группы; общие, функциональные, или отраслевые и дифференцированные.
Однако классификация по методическому принципу Е.И. Григорьевой предлагает свое понимание классификации, объединяя их в несколько ином порядке:
- технологии информационно-познавательной и просветительной деятельности;
- технологии самодеятельного творчества;
- рекреативно-оздоровительные технологии.
К дифференцированным технологиям исследователь относит::
- методику организации досуга детей и подростков;
- методику молодежного досуга;
- методику семейного досуга;
- методику организации досуга лиц среднего и пожилого возраста.
Подобная классификация охватывает лишь незначительное поле социально-культурной деятельности, что делает ее уязвимой н фактически отражает деление принципиально не различающихся технологий по различным основаниям, коих может быть необозримое множество.
Позднее коллектив авторов предложил новый подход к классификации социально-культурных технологий, дав ей новое, современное логическое обоснование.
В основу этой классификации положен ряд признаков, позволяющих охватить широкий спектр социально-культурных технологий:
1. Историко-содержательный признак охватывает значительную группу технологий, которые, в свою очередь, поделены на более мелкие подгруппы.
2. По функциональному или процессуальному признаку объединены еще несколько технологических подгрупп.
3. Следующую группу технологий объединяет социально-демографический признак. Эта группа также включает несколько подгрупп.
4. Отдельную группу составляют технологии, объединенные по признаку инноватики и механизма осуществления нововведения. Здесь также можно выделить несколько подгрупп,
Таким образом, мы рассмотрели несколько представленных вариантов классификации социально-культурных технологий, и несмотря на их многообразие и многозначность они все же не охватывают всю их палитру. Возможны и другие варианты разработки классификаций социально-культурных технологий, такие, как по основным видам деятельности и направлениям формирования личности, сферам общественной жизни и др. Важно понять, что они (классификации) позволяют выявить особенности технологического процесса, характерные приемы и способы проектирования и реализации, формы и методы, позволяющие наиболее эффективно реализовать задуманный проект, апробировать частные или общие нововведения, увидеть все многообразие социально-культурных технологий в более или менее собранном виде, понять, насколько освоено социально-культурное пространство, рассмотренное с разных точек зрения. Важно понять и то, что социально-культурные технологии, представляя собой одну из разновидностей педагогических технологий, должны быть «направлены на повышение прикладного, организационно-методического (а мы добавим еще и управленческого) потенциала педагогики, а их четкая прикладная направленность привлекала к ним внимание педагогов во всем мире»1