Пропуск ледохода, весенних и ливневых вод
На реках с ледоходом изучают и систематизируют данные о ледовом режиме водотока (возможность и время образования шуги, донного льда, зажоров), ежегодно фиксируют в Книге искусственного сооружения (Карточке моста АСУ ИССО) время ледостава, первой подвижки льда, максимальную толщину льда, начало, продолжительность, характер и уровень весеннего ледохода [1].
Опасность для моста, связанная с ледоходом, заключается в возможности повреждения опор и укреплений движущимся льдом, в образовании заторов и размыва русла реки. До начала ледохода заготавливают необходимый инструмент, инвентарь и материалы [16].
Рис. 2.8. Устройство майны в зоне опоры: hл – толщина льда |
При подготовке моста к пропуску ледохода необходимо непрерывно получать информацию о ледовой обстановке как в верховье реки, так и в низовье. При получении информации о том, что с верховья движутся ледяные поля размерами в поперечнике более пролета моста, необходимо раздроблять их в 1,5–2,0 км от моста. Эти работы производят специалисты-взрывники [1].
Заторы льда возникают у поворотов реки, островов, мелей, кос и у других препятствий. При образовании затора ниже моста появляется опасность подпора воды и прохода льда под мостом выше проектных отметок. Затор льда может постепенно приближаться к мосту при несвоевременной его ликвидации, что приводит к неблагоприятным последствиям, связанными с повреждением или разрушением опор.
Для предупреждения образования вблизи моста ледяных заторов, создающих опасные условия прохода льда и воды под мостом, производят следующее:
· предварительное дробление всей сплошной ледяной поверхности на небольшие поля;
· подрывание уже образовавшегося затора;
· подрывание отдельных льдин до подхода их к мосту.
Взрывные работы проводятся в соответствии с Наставлением по производству взрывных работ при пропуске ледохода у инженерных сооружений железных дорог, а также Едиными правилами безопасности при взрывных работах.
Ликвидация заторов производится взрывным способом, начиная с низовой стороны затора. Во время пропуска ледохода и паводка организуют постоянное наблюдение за режимом водотока и его воздействием на искусственное сооружение. При необходимости на мостах устанавливают круглосуточное дежурство служб наблюдения и специальных бригад.
В необходимых случаях окалывание льда производится около откосов конусов и регуляционных сооружений во избежание повреждения их укрепления примерзшим льдом при его подвижке [16].
Подготовка искусственных сооружений к пропуску паводковых вод включает следующие основные мероприятия [1, 3]:
– расчистку русла от снега, льда, кустарника на расстоянии не менее 20–30 м в верховую и низовую стороны;
– очистку кюветов;
– устранение дефектов укрепления русла;
– устранение неисправностей труб, из-за которых возможна фильтрация воды в насыпь;
– устройство ограждения входных оголовков для защиты труб от засорения плывущими предметами.
В случае значительного подъема воды, превышающего средние наблюдаемые уровни высоких вод, на мостах с неглубоким заложением опор при легко размываемом русле, а также при наличии больших скоростей потока, периодически измеряют глубину русла вокруг опор. При этом результаты каждого последующего промера сравниваются с предыдущими. Промеры русла производятся также в зоне конусов и регуляционных сооружений в случае опасности их подмыва.
Рис. 2.9. Специальная платформа для сбрасывания габионов: 1 – платформа; 2 – стойка; 3 – роликовый блок; 4 – удерживающий крюк; 5 – металлический лист; 6 – габион; 7 – ролик |
Для малых мостов и труб большую опасность представляют летние паводки, особенно при наличии крутых склонов местности вблизи этих сооружений. Ливневые паводки отличаются внезапностью, большой скоростью течения и в ряде случаев обилием наносов, вследствие чего возможны заторы и закупорки отверстий малых сооружений. В этой связи до наступления ливневых паводков исправляют все повреждения, возникшие в малых мостах и трубах после прохода весенних вод, а также очищают от наносов лотки и подходные русла [16].
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Что включает в себя организация работ по текущему содержанию искусственных сооружений?
2. Перечислите основные работы текущего содержания металлических пролетных строений мостов.
3. Перечислите основные работы текущего содержания железобетонных пролетных строений мостов.
4. Перечислите основные работы текущего содержания промежуточных и береговых опор мостов.
5. Перечислите основные работы текущего содержания водопропускных труб.
6. Какие основные работы выполняются при пропуске ледохода, весенних и ливневых вод?