Прочие виды реконструкции мостов

Реконструкция пролетных строений с ликвидацией их внутренней негабаритности. В процессе эксплуатации металлических пролетных строений с ездой понизу старой постройки возникает необходимость в изменении их внут­реннего очертания – габарита приближения строений. Для ликвидации внутренней негабаритности по высоте обычно переустраивают порталы и верх­ние поперечные связи между главными фермами пролетных строений. Наиболее распространенной схемой такого переустройства является перенос заполнения портальных рам в плоскость первых подвесок (стоек), а поперечных распорок – в плоскость горизонтальных листов верхних поясов (рис. 4.21) [1].

Рис. 4.21. Схема переустройства верхних связей при увеличении высоты фермы пролетного строения: 1 – стойка фермы; 2 – верхний пояс фермы; 3 – распорка; 4 – фасонка горизонтальных связей
Подъемка пролетных строений. При капитальном ремонте пути воз­никает необходимость подъемки пути с увеличением толщины балласт­ного слоя. В связи с этим в зависимости от типа мостового полотна (с ездой на поперечинах или на балласте) и местных условий на мостах малых пролетов осуществляют подъемку пролетных строений или увеличивают толщину балласта под шпалой. В мостах с большими пролетными строениями смягчение продольного профиля в связи с утол­щением балластной призмы выполняют путем срезки насыпи подходов [1].

В железобетонных пролетных строениях с ездой на балласте возможность подъемки пути и увеличение толщины балластного слоя под шпалой могут быть обеспечены наращиванием бортиков балластного корыта и боковых стенок береговых опор [1] (рис. 4.22).

Рис. 4.22. Схема наращивания бортика пролетного строения: а – вид балки вдоль оси моста; б – поперечное сечение бортика; 1 – эксплуатируемое пролетное строение; 2 – железобетон наращивания бортика; 3 – бортик эксплуатируемого пролетного строения

Работы по наращиванию бортиков железобетонного пролетного строе­ния производят под прикрытием инвентарного пакета [2]. В усло­виях эксплуатации мостов независимо от вида мостового полотна при­меняют подъемку пролетного строения с наращиванием подферменных плит, шкафных и боковых стенок береговых опор (рис. 4.23).

Рис. 4.23. Схема подъемки пролетного строения с наращиванием опорных площадок и шкафных и боковых стенок береговых опор: а – вид вдоль оси моста; б – вид поперек оси береговой опоры; 1 – эксплуатируемое пролетное строение; 2 – новая опорная площадка промежуточной опоры; 3 – то же береговой опоры; 4 – блоки наращивания шкафной и боковой стенок береговой опоры; 5 – оси балок пролетного строения

Работы по подъемке пролетных строений производят с устройством разгрузочных пакетов. Подъемку пролет­ного строения, установку и уборку разгрузочных пакетов производят в «окна» с соблюдением соответствующих требований безопасного ведения работ. В мостах, расположенных на суходолах, подъемку про­летных строений небольших пролетов осуществляют с по­мощью домкратов, установленных на временных опорах из элементов МИК С или шпальных клеток, в других случаях используют стреловые краны.

Рис. 4.24. Технологический комплекс для подъемки пролетных строений железнодорожных мостов разработки СГУПС
В современных условиях в практике реконструкции малых и средних мостов находит применение «Технологический комплекс для подъемки пролетных строений железнодо­рож­ных мостов», разработанный лабораторией «Мосты» ФГБОУ ВПО Сибирского государствен­ного университета путей сообщения (СГУПС) (рис. 4.24).

Данный комплекс состоит из рамы для подъемки пролетных строений и необходимого гидравлического оборудования. При­менение его значительно сокращает время предоставленного «окна» для производства работ по подъемке пролетных строений.

Замена малых мостов водопропускными трубами. При подготов­ке железнодорожных линий к более высоким нагрузкам и скоростям движения поездов реконструкция малых мостов из-за значительной из­но­шенности конструктивных элементов нередко оказывается экономи­чески и технически более целесообразной, чем их капитальный ремонт. В таких случаях обычно практикуют замену существующих малых мос­тов водопропускными трубами, если это возможно по водопропускной способности и не противоречит инженерно-геологическим условиям местности [1].

Балочные металлические и железобетонные мосты малых пролетов также нередко переустраивают в водопропускные трубы (одно- или многоочковые) из типовых железобетонных элементов (рис.4.25) [1].

Рис. 4.25. Схема переустройства железобетонного моста в водопропускную трубу: 1 – шпунтовое ограждение; 2 – фундамент трубы; 3 – железобетонное звено трубы; 4 – разборка верней части устоя

Все основные строительно-монтажные работы (устройство шпунтового ограждения, разработка котлована, укладка фундамента и звень­ев трубы, их гидроизоляция и др.) выполняют по обычной техноло­гии, принятой при сооружении новых железобетонных труб, и не требующей прекращения движения поездов. Старое пролетное строение снимают в «окно» с помощью стрелового крана. Одновременно разбирают кладку верхней части устоев на высоту не менее 1 м от подошвы рельса и произ­водят досыпку насыпи над трубой до проектной отметки. Входные и выходные оголовки новых труб, как правило, сооружают по­сле открытия движения поездов [1].

Наши рекомендации