Прочие виды реконструкции мостов
Реконструкция пролетных строений с ликвидацией их внутренней негабаритности. В процессе эксплуатации металлических пролетных строений с ездой понизу старой постройки возникает необходимость в изменении их внутреннего очертания – габарита приближения строений. Для ликвидации внутренней негабаритности по высоте обычно переустраивают порталы и верхние поперечные связи между главными фермами пролетных строений. Наиболее распространенной схемой такого переустройства является перенос заполнения портальных рам в плоскость первых подвесок (стоек), а поперечных распорок – в плоскость горизонтальных листов верхних поясов (рис. 4.21) [1].
Рис. 4.21. Схема переустройства верхних связей при увеличении высоты фермы пролетного строения: 1 – стойка фермы; 2 – верхний пояс фермы; 3 – распорка; 4 – фасонка горизонтальных связей |
В железобетонных пролетных строениях с ездой на балласте возможность подъемки пути и увеличение толщины балластного слоя под шпалой могут быть обеспечены наращиванием бортиков балластного корыта и боковых стенок береговых опор [1] (рис. 4.22).
Рис. 4.22. Схема наращивания бортика пролетного строения: а – вид балки вдоль оси моста; б – поперечное сечение бортика; 1 – эксплуатируемое пролетное строение; 2 – железобетон наращивания бортика; 3 – бортик эксплуатируемого пролетного строения
Работы по наращиванию бортиков железобетонного пролетного строения производят под прикрытием инвентарного пакета [2]. В условиях эксплуатации мостов независимо от вида мостового полотна применяют подъемку пролетного строения с наращиванием подферменных плит, шкафных и боковых стенок береговых опор (рис. 4.23).
Рис. 4.23. Схема подъемки пролетного строения с наращиванием опорных площадок и шкафных и боковых стенок береговых опор: а – вид вдоль оси моста; б – вид поперек оси береговой опоры; 1 – эксплуатируемое пролетное строение; 2 – новая опорная площадка промежуточной опоры; 3 – то же береговой опоры; 4 – блоки наращивания шкафной и боковой стенок береговой опоры; 5 – оси балок пролетного строения
Работы по подъемке пролетных строений производят с устройством разгрузочных пакетов. Подъемку пролетного строения, установку и уборку разгрузочных пакетов производят в «окна» с соблюдением соответствующих требований безопасного ведения работ. В мостах, расположенных на суходолах, подъемку пролетных строений небольших пролетов осуществляют с помощью домкратов, установленных на временных опорах из элементов МИК С или шпальных клеток, в других случаях используют стреловые краны.
Рис. 4.24. Технологический комплекс для подъемки пролетных строений железнодорожных мостов разработки СГУПС |
Данный комплекс состоит из рамы для подъемки пролетных строений и необходимого гидравлического оборудования. Применение его значительно сокращает время предоставленного «окна» для производства работ по подъемке пролетных строений.
Замена малых мостов водопропускными трубами. При подготовке железнодорожных линий к более высоким нагрузкам и скоростям движения поездов реконструкция малых мостов из-за значительной изношенности конструктивных элементов нередко оказывается экономически и технически более целесообразной, чем их капитальный ремонт. В таких случаях обычно практикуют замену существующих малых мостов водопропускными трубами, если это возможно по водопропускной способности и не противоречит инженерно-геологическим условиям местности [1].
Балочные металлические и железобетонные мосты малых пролетов также нередко переустраивают в водопропускные трубы (одно- или многоочковые) из типовых железобетонных элементов (рис.4.25) [1].
Рис. 4.25. Схема переустройства железобетонного моста в водопропускную трубу: 1 – шпунтовое ограждение; 2 – фундамент трубы; 3 – железобетонное звено трубы; 4 – разборка верней части устоя
Все основные строительно-монтажные работы (устройство шпунтового ограждения, разработка котлована, укладка фундамента и звеньев трубы, их гидроизоляция и др.) выполняют по обычной технологии, принятой при сооружении новых железобетонных труб, и не требующей прекращения движения поездов. Старое пролетное строение снимают в «окно» с помощью стрелового крана. Одновременно разбирают кладку верхней части устоев на высоту не менее 1 м от подошвы рельса и производят досыпку насыпи над трубой до проектной отметки. Входные и выходные оголовки новых труб, как правило, сооружают после открытия движения поездов [1].