Подготовка судна к грузовым операциям

РАЗДЕЛ IV

ПРАВИЛА ПЕРЕВОЗКИ СЖИЖЕННЫХ ГАЗОВ НАЛИВОМ

СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫМИ СУДАМИ-ГАЗОВОЗАМИ.

РД 31.11.81.43 – 83

Настоящие Правила устанавливают обязательные для морского транспорта и клиентуры условия морской перевозки сжиженных газов наливом специализированными судами-газовозами, осуществляемые пароходствами Министерства морского флота.

По вопросам, не предусмотренным настоящими Правилами, надлежит руководствоваться действующим законодательством СССР, Кодексом торгового мореплавания Союза ССР, правилами, положениями и инструкциями, действующими на морском транспорте, инструкциями заводов-строителей, а также договорами на перевозку.

Общие положения

1.1. Сжиженные газы могут обладать следующими опасными свойствами и последствиями при контакте с ними:

а) токсичностью, заключающейся во вредном воздействии паров и жидкости на дыхательные пути, глаза и кожу человека (отравление, наркотическое действие), которое может привести к временной потере трудоспособности, тяжелым заболеваниям или смертельному исходу;

б) пожаро- и взрывоопасностью;

в) вызвать обмораживание при попадании жидкой или газообразной фазы газов с низкой температурой кипения на незащищенные участки кожи;

г) вызвать удушье;

д) воздействием низких температур на материалы конструкции и уплотнений, способствующим изменению кристаллической структуры и возникновению внутренних напряжений, превышающих допустимые, что может привести к хрупкому излому материалов, не рассчитанных для работы при низких температурах;

е) вредным воздействием на окружающую среду при ее загрязнении. Кроме того, отдельные сжиженные газы могут обладать следующими дополнительными опасными свойствами:

а) повышенной реакционной способностью, приводящей к опасным химическим реакциям с отдельными примесями, несовместимыми материалами, кислородом воздуха или другими сжиженными газами при их смешении;

б) способностью к реакции полимеризации и саморазложению.

Транспортно-технологический процесс Перевозки сжиженных газов должен организовываться и осуществляться с учетом свойств каждого конкретного газа на основе информации и требований, изложенных в настоящих Правилах, технических условиях, информационной карте данного груза и договоре на его перевозку.

1.2. Капитан судна должен быть снабжен инструкциями по погрузке и выгрузке, информацией об остойчивости и непотопляемости одобренного типа, поставляемыми заводом-строителем при постройке судна, или разработанными другими организациями по согласованию с Регистром СССР.

1.3. Техническое состояние танков, технологических трубопроводов и запорной арматуры должно обеспечивать сохранность качества и количества сжиженных газов во время грузовых операций и их транспортировки, включая случай перевозки двух сортов груза.

1.4. На судне должно быть не менее двух переносных приборов для определения: концентрации токсичных паров перевозимых газов; концентрации паров взрыво- и пожароопасных грузов; содержания кислорода в контролируемой атмосфере.

Подготовка судна к грузовым операциям

2.1. До прихода судна в порт погрузки (выгрузки) капитан должен при необходимости запросить у агента или порта/пароходства (сообщить агенту) следующую информацию:

а) наименование и количество груза по каждому коносаменту;

б) давление и температуру груза у приемных фланцев;

в) размеры присоединительных фланцев для погрузки/выгрузки;

г) наличие/необходимость газоотводной магистрали;

д) особые требования береговой базы к судну и другие необходимые данные, оговоренные договором перевозки.

В случае необходимости дегазации или инертизации атмосферы грузовых танков капитан должен также запросить у агента информацию о наличии на береговой базе азота и факела для сброса остаточного газа из танков.

2.2. До прихода в порт погрузки (выгрузки) должна быть проверена с записью результатов всудовой журнал исправность следующих судовых систем и механизмов:

а) системы аварийного закрытия клапанов;

б) системы пожаротушения;

в) трубопроводов грузовой системы с точки зрения отсутствия не плотностей, надежности их крепления и отсутствия смещения. Коррозии и наросты льда на трубопроводах и в местах их соединений свидетельствуют о возможных утечках в этих местах. Особое внимание должно уделяться соединениям трубопроводов с компенсаторами;

г) механического оборудования грузовой системы;

д) приборов контроля и автоматики;

е) системы вентиляции насосного и компрессорного отделений;

ж) системы обнаружения утечки газа и аварийной сигнализации;

з) наружного освещения;

и) стационарных и переносных средств связи судна, применяемы при грузовых операциях;

к) включателей сигнализации предельного уровня заполнения грузовых танков.

2.3. Грузовые танки должны быть подготовлены к погрузке в соответствии с Приложением 3, если нет иных указаний грузоотправителя

2.4. Межбарьерные, изолированные пространства газовозов быть заполнены инертным газом или сухим воздухом в зависимости от конструктивных особенностей и типа грузовых емкостей. Инертный газ, используемый для заполнения вышеуказанных пространств, должен иметь точку росы не выше минус 25оC и содержание кислорода в эти пространствах не должно превышать 8% об.

2.5. С приходом в порт погрузки (выгрузки) судно должно быть надежно ошвартовано, ошланговано и заземлено. Грузоотправителем/грузополучателем должна быть установлена с помощью технических средств надежная и постоянно действующая связь судна с оператором специализированного предприятия, ведущего погрузку (выгрузку), или с соответствующей береговой службой, береговой и рейдовой. Пожарными командами, подключена к судовой береговая автоматическая система аварийного закрытия клинкетов грузовой магистрали при наличии таковой.

2.6. Грузовая система должна быть подготовлена к погрузке (выгрузке) в соответствии с утвержденной капитаном технологической картой предстоящих грузовых операций. Запорные устройства грузовой системы должны открываться в последовательности, исключающей условия образования гидравлических ударов.

2.7. Грузовые, холодильные системы и системы для продувки групп танков, подготавливаемых для одновременной перевозки двух различных сортов сжиженных газов, должны быть разобщены. При этом съемные участки трубопроводов, соединяющие эти системы, должны быть демонтированы, а фланцы заглушены.

2.8. Все приемные фланцы, не используемые для подключения грузовых шлангов или стендеров, должны быть заглушены.

2.9. Предохранительные клапаны танков на газовозах, предназначенных для транспортировки сжиженных газов с охлаждением, перед началом грузовых операций должны быть установлены на давление срабатывания, определяемое правилами классификационных обществ, действующими в порту выгрузки, но в любом случае оно не должно превышать величины, указанной в документах завода-строителя.

Перенастройка реле давления и предохранительных клапанов производится только по указанию капитана судна, о чем делается запись в судовом журнале.

2.10. До начала грузовых операций комиссия, назначенная капитаном судна, с участием старшего помощника капитана, старшего механика и рефрижераторного механика, должна проверить готовность судна к грузовым операциям, выполнение требований Наставлений по борьбе за живучесть судов Министерства морского флота Союза ССР и соблюдение следующих условий:

2.10.1. Необходимо доводить до сведения экипажа и соблюдать портовые правила; на видном месте должна быть вывешена информационная карта груза, с которой должен быть ознакомлен экипаж; доведен до сведения экипажа запрет курения в не установленных местах.

2.10.2. Необходимо согласовать с береговой базой график погрузки/выгрузки, максимальную скорость погрузки/выгрузки, последовательность заполнения/опорожнения танков, сигналы начала и прекращения грузовых операций, изменения режимов погрузки/выгрузки.

2.10.3. Необходимо отработать согласованность действий экипажа и берегового персонала при пожаре и других аварийных ситуациях.

2.10.4. Необходимо обеспечить достаточное освещение в местах работы в районе грузовой палубы.

2.10.5. Система вентиляции жилых и служебных помещений должна работать в установленном режиме.

2.10.6. Необходимо следить за своевременным включением стационарной системы обнаружения утечки газа, соответствием градуировки (калибровки) газоанализатора роду груза, подлежащего погрузке.

2.10.7. Противопожарные системы и оборудование, включая систему водяной завесы шлангоприемников (если таковая установлена), должны быть готовы к немедленному действию.

2.10.8. Члены экипажа должны быть обеспечены необходимыми средствами индивидуальной защиты, которые проверены и находятся в исправном состоянии, баллоны изолирующих воздушных дыхательных аппаратов заправлены воздухом до требуемого инструкцией давления.

2.10.9. В грузовой зоне не должны находиться посторонние лица, не связанные с выполнением грузовых работ.

2.10.10. Необходимо строго соблюдать пожарно-профилактичсские меры

(см. п.п. 6.2.1 –.6.2.7).

2.10.11. Предохранительные клапаны на танках отрегулированы на необходимое давление.

2.10.12. Огнепреградители или подобные устройства очищены и не могут препятствовать потоку газа.

2.10.13. Содержание кислорода в атмосфере помещений с инертным газом не должно превышать установленного максимального уровня (см. п. 2.4), необходимо обеспечивать подачу инертного газа для поддержания небольшого избыточного давления в этих помещениях на весь период проведения грузовых операций.

2.10.14. В местах присоединения береговых грузовых магистралей к судовым установлены изолирующие фланцы (если таковые требуются портовыми правилами).

2.10.15. Корпус газовоза (если нет изолирующего фланца) и антенна судовой радиостанции должны быть заземлены, заземляющий кабель должен, подключаться на судне к включателю взрывобезопасного исполнения, который в момент присоединения кабеля должен находиться в положении «выключено». Только после того, как кабель надежно закреплен и будет обеспечен хороший контакт, включатель должен быть переведен в положение «включено» и находиться в этом положении в течение всего времени стоянки судна у причала до момента отсоединения кабеля.

2.10.16. Под магистральными соединениями необходимо устанавливать поддоны, дренажные вентили должны быть закрыты. В случаях погрузки-выгрузки аммиака поддоны должны быть заполнены водой.

2.11. Шланговка/отшланговка к фланцам судна выполняется силами, средствами и под ответственность грузителя/получателя в присутствии представителя судовой администрации, если иное не предусмотрено в договоре на перевозку.

2.12. Перед началом грузовых операций старший помощник капитана и старший механик обязаны доложить о готовности судна и судовых систем к грузовым операциям и сделать об этом запись в судовом журнале.

2.13. До начала погрузки второй помощник капитана должен ознакомить всех лиц, участвующих в грузовых операциях, с грузовым планом и технологической картой, о чем должна быть сделана запись в судовом журнале.

Вахтенные помощники капитана обязаны перед заступлением матросов на вахту инструктировать их о проводимых в соответствии с грузовым планом и технологической картой операциях.

Наши рекомендации