Структура коммуникативной деятельности
Семинар № 12
Тема: Развитие общения ребенка со взрослыми в раннем и дошкольном детстве
Вопросы для обсуждения:
1. Значение общения со взрослым для психического развития.
2. Общение как деятельность. Понятие форм общения.
3. Развитие и смена форм общения у детей со взрослыми.
Задания:
1) Привести доказательства, что общение является необходимым условием психического развития.
2) Охарактеризовать структуру коммуникативной деятельности.
3) Выписать критерии потребности в общении.
4) Определить критерии и параметры выделения форм общения дошкольников со взрослыми.
5) Подготовить тезисы выступления на пед совете по теме: «Роль и особенности общения ребенка со взрослым в раннем и дошкольном возрасте».
6) Охарактеризовать формы общения в дошкольном возрасте. Переписать таблицу: «Развитие общения дошкольника со взрослыми».
См.12
1.Общение– взаимодействие двух (или более) людей,
направленное на согласование и объединение их усилий с целью
налаживания отношений и достижения общего результата.
Три группы фактов доказывают решающую роль общения в общем
психическом развитии ребенка:
1) изучение «детей–маугли»;
2) исследование природы и причин так называемого госпитализма;
3) прямое выявление влияния общен ия на психическое развитие в
формирующих экспериментах.
Важнейший путь влияния общения на психическое развитие детей состоит в том, что ребенок в контактах со взрослым наблюдает его деятельность и черпает в ней образцы для подражания.
Структура коммуникативной деятельности
- Предмет общения– это другой человек, партнер по общению как
субъект.
- Потребность в общениисостоит в стремлении человека к
познанию и оценке других людей, а через них и с их помощью – к
самопознанию и самооценке. Люди узнают о себе и об окружающих
благодаря разнообразным видам деятельности, так как человек
проявляется в каждой из них. Но общение играет в этом отношении
особую роль, потому что направлено на другого человека как на свой
предмет и, будучи двусторонним процессом (взаимодействием),
приводит к тому, что познающий и сам становится объектом познания и
отношения другого или других участников общения. Коммуникативные мотивы– это то, ради чего предпринимается общение.Действие общения– это единица коммуникативной деятельности, целостный акт, адресованный другому человеку и направленный на него
как на свой объект. Две основные категории действий общения –
инициативные акты и ответные действия.Задачи общения– это та цель, на достижени е которой в данных конкретных условиях направлены разнообразные действия,
совершаемые в процессе общения. Цели (мотивы) и задачи общения
могут не совпадать между собой.Средства общения– это те операции, с помощью которых осуществляются действия общения.Продукты общения– образования материального и духовного характера, создающиеся в итоге общения
3. Эти и подобные им исследования привели М. И. Лисину к выделению 4 этапов становления потребности в общении и 4 критериев, по которым можно судить об этой потребности. Первый этап и критерий — внимание и интерес ребенка к взрослому; второй этап и критерий — эмоциональные проявления ребенка в адрес взрослого; третий этап и критерий — инициативные действия ребенка, направленные на привлечение интереса взрослого; четвертый этап и критерий — чувствительность ребенка к отношению и оценке взрослого.
6. формой общениямы называем коммуникативную деятельность на определенном этапе ее развития, взятую в целостной совокупности черт и характеризуемую по нескольким параметрам.
Основными среди них являются следующие 5 параметров:
1) время возникновения данной формы общения на протяжении
дошкольного детства;
2) место, занимаемое ею в системе более широкой
жизнедеятельности ребенка;
3) основное содержание потребности, удовлетворяемой детьми при
данной форме общения;
4) ведущие мотивы, побуждающие ребенка на определенном этапе
развития к общению с окружающими людьми;
5) основные средства общения, с помощью которых в пределах
данной формы общения осуществляются коммуникации ребенка с
людьми.
Экспериментальные исследования общения детей со взрослыми привели нас к выделению в первые 7 лет жизни следующих четырех видов содержания потребности в общении:
1) потребности в доброжелательном внимании (0,02–0,05, то есть от 2 до 5 мес.);
2) потребности в сотрудничестве (0,06–3, то есть от 6 мес. до 3 лет);
3) потребности в уважительном отношении взрослого (3–5);
4) потребности во взаимопонимании и сопереживании (5–7).
Тезисы
Важнейшее значение в возникновении и развитии у детей общения имеют воздействия взрослого, опережающая инициатива которого постоянно «подтягивает» деятельность ребенка на новый, более высокий уровень по механизму «зоны ближайшего развития» .Организуемая взрослым практика взаимодействия с детьми способствует обогащению и преобразованию их социальных потребностей. Без постоянной поддержки взрослого, особенно в первые месяцы и годы жизни, развитие общения детей с окружающими замедляется или даже прекращается. Но активное вмешательство взрослого способно в относительно короткий срок вызвать благоприятные сдвиги в общении детей даже старшего дошкольного возраста, выправить дефекты и отклонения в их коммуникативной деятельности.