Практическое занятие №6. Расчет потребности АТП в моторном топливе

1.1. Исходные данные

Исходными данными при расчете нормативных значений расхода ТСМ автомобилями служат:

- списочное количество автомобилей и прицепов в АТП по маркам;

- планируемый годовой пробег автомобилей;

- показатели, характеризующие условия эксплуатации автомобилей.

Исходные данные, характеризующие списочное количество автомобилей в АТП, средний планируемый пробег, величина объема перевезённых грузов и условия эксплуатации принимаются из табл. 1.1–1.3 путем нахождения трехзначного числа по формуле:

Практическое занятие №6. Расчет потребности АТП в моторном топливе - student2.ru(17)

где NЗК - цифры номера зачетной книжки или шифра без года поступления.

1.2. Расчет потребности АТП в моторном топливе.

Нормы расхода топлива на автомобильном транспорте – это плановые показатели его расхода на единицу пробега и единицу транспортной работы. Они являются нормами технологическими, т.е. включают расход топлива, необходимый для осуществления транспортного процесса. Расход топлива на ремонт автомобилей и прочие хозяйственные расходы в состав этих норм не включаются и формируются отдельно.

Таблица 8

Марки и количество автомобилей

  Вариант
Марка автомобиля
Одиночный бортовой автомобиль ЗИЛ-4318 - - - -
Одиночный бортовой автомобиль ЗИЛ-5301 «Бычок» - - - - - -
Бортовой автомобиль КамАЗ-5320 с прицепом ГКБ-8350 - - -
Автомобиль-тягач МАЗ-5429 с полуприцепом МАЗ-5205А - - - - - - - -
Автомобиль-самосвал МАЗ-503 - -
Автомобиль-самосвал КамАЗ-5511 с прицепом ГКБ-8527 - - - - - -
Автомобиль-фургон ГАЗ-33022 «Газель» - - - -
Автомобиль-фургон ИЖ-271501 - - - - - -

Таблица 9

Годовой пробег автомобилей, тыс. км

  Вариант
Марка автомобиля
ЗИЛ-431810
ЗИЛ-5301 «Бычок»
КамАЗ-5320 с ГКБ-8350
МАЗ-5429 с п/п МАЗ-5205А
МАЗ-503
КамАЗ-5511 с ГКБ-8527
ГАЗ-33022 «Газель»
ИЖ-271501

Таблица 10

Условия и срок эксплуатации автомобилей

Условия и срок эксплуатации автомобилей Вариант
Работа в условиях зимнего времени по горным дорогам на высоте 1501-2000м. Срок эксплуатации автомобилей 3 года
Работа на асфальтных дорогах за пределами пригородной зоны. Срок эксплуатации автомобилей 10 лет
Работа в условиях, не требующих применения надбавок или снижений. Срок эксплуатации автомобилей 9 лет
Работа в горной местности на высоте свыше 3000 м. Срок эксплуатации автомобилей 5 лет
Работа на дорогах за пределами пригородной зоны, но с холмистой местностью. Срок эксплуатации автомобилей 7 лет
Работа в зимнее время в северных районах страны на высоте от 500 до 1500 м. Срок эксплуатации автомобилей 2 года
Работа зимнее время в южных районах страны. Срок эксплуатации автомобилей 4,5 года
Работа в городе с населением свыше 2,5 млн человек. Срок эксплуатации автомобилей 6 лет
Работа на дорогах за пределами пригородной зоны из щебня. Срок эксплуатации автомобилей 9 лет.
Работа в городе с населением от 0,5 до 2,5 млн человек. Срок эксплуатации автомобилей 5 лет

Нормы расхода топлива разрабатываются в соответствии с методикой определения базовых норм расхода топлива на автомобильном транспорте, утверждаются Министерством транспорта РФ и периодически (раз в 2-3 года) пересматриваются.

Базовая норма устанавливается для однозначно определенных дорожно-эксплуатационных, климатических и нагрузочных условий работы. Норма на транспортную работу зависит от разновидности двигателя (бензиновый, дизельный или газовый) и полной массы автомобиля. Норма расхода топлива на ездку с грузом учитывает увеличение расхода, связанное с маневрированием в пунктах погрузки-выгрузки.

Учет дорожно-транспортных, климатических и других эксплуатационных факторов производится с помощью ряда поправочных коэффициентов увеличения или снижения базовых норм.

Нормативные значения расхода топлива для бортовых грузовых автомобилей, седельных тягачей и фургонов определяют следующим образом:

Qн = 0,01∙(Hs.АП S Hw W )∙(1 ±0 ,01Д),(18)

где Qн – нормативный расход топлива, л или м3;

HS.АП - норма расхода топлива на пробег автопоезда, л/100 км или м3/100 км;

S – пробег автомобиля за год, км;

Hw – норма расхода топлива на транспортную работу, л/100 ткм или м3/100 ткм (табл. 10);

W - объем транспортной работы, ткм;

Д – поправочный коэффициент к норме, % (при необходимости применения одновременно нескольких надбавок норма расхода топлива устанавливается с учетом суммы или разности этих надбавок);

HS .АП = HS + HД ∙GПР , (19)

где HS – базовая норма расхода топлива на пробег автомобиля, л/100км или м3/100

км (табл. 11);

НД – норма расхода топлива на дополнительную массу прицепа или полуприцепа, л/100 ткм или м3/100 ткм (табл. 12);

GПР – собственная масса прицепа или полуприцепа, т (табл. 12);

W = Gгр∙ Sгр , ткм (20)

где Gгр – масса перевозимого груза, т;

Sгр – пробег с грузом, км;

Gгр = (gавт + gпр)∙, т (21)

где qавт – грузоподъемность автомобиля, т (табл. 11);

qпр – грузоподъемность прицепа, т (таблл. 12).

γ – коэффициент использования грузоподъемности (γ=0,8);

Sгр = Lг ∙ᵦ, км (22)

где Lг – годовой пробег автомобиля, км (табл. 11);

β – коэффициент использования пробега (β=0,6);

Для грузовых бортовых автомобилей и автопоездов, выполняющих работу, учитываемую в тоннокилометрах, нормы на 100 ткм (Hw) устанавливаются в зависимости от вида используемого топлива. При работе бортовых автомобилей с прицепами и седельных тягачей с полуприцепами норма расхода топлива на пробег автопоезда (НД) увеличивается на каждую тонну собственной массы прицепов и полуприцепов также в зависимости от вида топлива (тал. 10).

В соответствии с «Нормами расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте» от 18 февраля 1997 г. Р3112194-0366-97, нормы расхода топлива повышаются при следующих условиях:

1) работа в зимнее время:

а) в южных районах страны - до 5%;

б) в северных районах страны - до 15%;

в) в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам

Крайнего Севера, – до 20%;

г) в остальных районах страны – до 10%;

2) работа в горных местностях при высоте над уровнем моря:

а) от 500 до 1500 м – на 5%;

б) от 1501 до 2000 м – на 10%;

в) от 2001 до 3000 м – на 15%;

г) свыше 3000 м – на 20%;

3) работа в городах с населением:

а) свыше 2,5 млн человек – до 20%;

б) от 0,5 до 2,5 млн человек – до 15%;

в) до 0,5 млн человек – до 10%;

4) работа, требующая частых технологических остановок, связанных с погрузкой и выгрузкой, посадкой и высадкой пассажиров и т.п. (в среднем более чем одна остановка на 1 км пробега – маршрутные автобусы, автомобили по очистке почтовых ящиков, инкассация денег, обслуживание пенсионеров, больных, инвалидов и т.п.) – до 10%;

5) перевозка крупногабаритных, взрывоопасных и т.п. грузов, грузов в стекле и т.п.; выполнение полевых работ со скоростью движения от 2 до 20км/ч; движение в колоннах, требующее понижение скоростей движения автомобилей (до 20 км/ч), - до 10%;

6) работа автотранспорта на дорогах со сложным планом (наличие в среднем на 1 км пути более 5 закруглений радиусом менее 40 м, т.е. на 100 км пути не менее 501 поворота) – до 10%;

7) при пробеге первой тысячи автомобилями, вышедшими из капитального ремонта, и новыми, а также при централизованном перегоне таких автомобилей своим ходом в одиночном состоянии – до 10%; при перегоне в спаренном или строенном состоянии – до 20%;

8) для автомобилей, находящихся в эксплуатации более 8 лет, - до 5%;

9) почасовая работа грузовых бортовых автомобилей или их постоянная работа в качестве технологического транспорта, или в качестве грузовых таксомоторов – до 10%;

10) работа киносъемочных и иных аналогичных специальных автомобилей, выполняющих транспортный процесс на пониженных скоростях, при частых остановках, многократном движении задним ходом, - до 10%;

11) работа в карьерах (с тяжелыми дорожными условиями), движение по полю (при проведении сельскохозяйственных работ), а также при вывозке леса (на лесных участках вне основной магистрали общего пользования) – до 20%;

12) работ в тяжелых дорожных условиях в период сезонной распутицы, снежных или песчаных заносов, наводнений и других стихийных бедствий – до 35%;

13) при учебной езде – до 20%;

14) при использовании кондиционера и установки «климат-контроль» - до 5%;

Снижение норм расхода топлива предусмотрено в следующих случаях:

1) при работе за пределом пригородной зоны на дорогах из цементобетона, асфальтобетона, брусчатки, мозаики на равнинной слабохолмистой местности (высота над уровнем моря свыше 300 м до 1000 м) – до 10%;

2) при работе за пределом пригородной зоны на аналогичных дорогах, но с холмистой местностью (высота над уровнем моря свыше 300 м до 1000 м) – до 10%;

3) при работе за пределом пригородной зоны на дорогах из битумоминеральной смеси, дегтебетона, щебня (гравия) и гористой местности (от 1000 до 2000 м над уровнем моря) – до 5%;

4) при эксплуатации заказных и ведомственных автобусов, не работающих на постоянных маршрутах, – до 10%;

Нормативные значения расхода топлива для самосвалов определяют по формулам:

Qн = 0,01HS.АПС S(1± 0,01Д)+ HZZF , (23)

где НS.АПС - норма расхода топлива самосвального автопоезда, л/100 км;

S – пробег автомобиля, км;

HZ –дополнительная норма расхода топлива на каждую ездку с грузом за

смену, л или м3 (табл. 10);

Z – количество ездок с грузом за смену (для расчетов принять Z= 4);

F – количество смен за год (F=200);

HS.АПС = HS Hw (Gпр + 0,5qпр),(24)

где Hw - норма расхода топлива на транспортную работу и на дополнительную массу прицепа или полуприцепа при работе автомобилей самосвалов с самосвальными прицепами (табл. 12);

qпр – грузоподъемность прицепа, т (табл. 12).

При работе автомобилей - самосвалов с самосвальными прицепами норма расхода топлива увеличивается на каждую тонну собственной массы прицепа и половину номинальной грузоподъемности. Для автомобилей-самосвалов и автопоездов с самосвальными кузовами дополнительно устанавливается норма расхода топлива (HZ) на каждую ездку с грузом при маневрировании в местах погрузки и разгрузки.

Нормативные значения расхода топлива для автомобилей-фургонов, выполняющих работу, учитываемую в тонно-километрах, определяют так же, как для бортовых грузовых автомобилей.

После определения нормативных значений расхода топлива определенного автомобиля необходимо рассчитать суммарный расход топлива всеми автомобилями данной марки:

QН∑i = QHi ∙nавт , (25)

где QH i – нормативное значение расхода топлива автомобилем определенной марки, л;

nавт – количество автомобилей данной марки, шт.

Таблица 10

Дополнительные нормы расхода топлива

Вид топлива Норма Hw, л или м3/100 ткм Норма НД, л или м3 Норма Нwꞌ, л или м3 Норма Нz, л или м3/на ездку
Бензин 0,25л
Дизельное топливо 1,3л 1,3л 1,3л 0,25л
Сжиженный газ 2,5л 2,5л 2,5л 0,25л
Природный газ 2 м3 2 м3 2 м3 2 м3
При газодизельном питании 1,2м3 природного газа и 0,25л диз. топлива 1,2м3 природного газа и 0,25л диз. топлива 1,2м3 природного газа и 0,25л диз. топлива 0,2м3 природного газа и 0,1л диз. топлива

Таблица 11

Базовые нормы расхода топлива для автомобилей

Марка, модель автомобиля Базовая норма, л или м3 Норма давления в шинах, кгс/см2 Грузоподъемность автомобиля, т
Бортовой автомобиль ЗИЛ-431810 42,0гсн 7,3
Бортовой автомобиль ЗИЛ-5301 «Бычок» 14,78д 6,75
Бортовой автомобиль КамАЗ-5320 25,0д 6,3
Автомобиль-тягач МАЗ-5429 23,0д 8,4
Автомобиль-самосвал МАЗ-503 28,0д 8,4
Автомобиль-самосвал КамАЗ-5511 34,0д 6,9
Автомобиль-фургон ГАЗ-33022 «Газель» 16,5б 4,75 1,35
Автомобиль-фургон ИЖ-271501 11,0б 2,5 0,65

Примечание: д - дизельное топливо; б – бензин; гсн – газ сжатый нефтяной.

Таблица 12

Технические характеристики прицепов и полуприцепов

Марка прицепа или полуприцепа Грузоподъемность прицепа или полуприцепа, т Собственная масса прицепа или полуприцепа, т  
Прицеп ГКБ – 8350 8,5 3,2
Полуприцеп МАЗ – 5205А 27,5 7,5
Прицеп самосвальный ГКБ-8527 7,5 4,1

Наши рекомендации