Макаров Валентин Семенович 1 страница
Макаров В.С.
ТЕХНОЛОГИЯ И МЕХАНИЗАЦИЯ ПЕРЕГРУЗОЧНЫХ РАБОТ
Справочные материалы и нормативы технологического проектирования перегрузочных процессов
Санкт-Петербург
УДК
ББК
Рецензент:
кандидат технических наук, профессор
П.А. Головачев
Технология и механизация перегрузочных работ: Справочные материалы и нормативы технологического проектирования перегрузочных процессов./ сост. Макаров В.С. СПб.: СПГУВК, 2006. - 59с./
Содержат справочные материалы и нормативы, необходимые при выполнении курсового проекта по дисциплине «Технология и механизация перегрузочных работ», а также технологических разделов дипломного проекта.
Предназначены для студентов факультета «Портовой техники и электромеханики», обучающихся по специальности 150900 (190602.65) «Эксплуатация перегрузочного оборудования портов и транспортных терминалов» очной и заочной форм обучения.
УДК
ББК
© Санкт-Петербургский государственный
университет водных коммуникаций, 2006
СОДЕРЖАНИЕ
Введение................................................................................................................................................. 6
1. Основные характеристики самоходных грузовых судов........................................................... 7
2. Основные характеристики несамоходных грузовых судов....................................................... 9
3. Коэффициент использования грузоподъемности судна............................................................ 10
4. Характеристика вагонов............................................................................................................... 11
5. Технические нормы загрузки 4-х осных вагонов....................................................................... 14
6. Нормы времени грузовой обработки железнодорожных вагонов........................................... 14
7. Характеристики портальных кранов........................................................................................... 15
8. Техническая характеристика грейферов...................................................................................... 16
9. Коэффициент заполнения грейфера............................................................................................ 17
10. Показатели вместимости оперативных складов, коэффициент прохождения груза через склад, норматив продолжительности хранения груза на складе........................................................................... 18
11. Средняя норма нагрузки на 1 м2 площади склада и рекомендуемая высота складирования груза 19
12. Коэффициент использования основной площади склада......................................................... 22
13. Расстояние между судами (безопасный интервал) у причалов................................................. 23
14. Нормы времени на выполнение маневровых и вспомогательных операций с судном у причала 23
15. Суммарное время выполнения маневровых и вспомогательных операций с сухогрузными судами 24
16. Единые судо-часовые нормы погрузки-разгрузки судов для причалов общего и необщего пользования.......................................................................................................................................................... 27
17. Распределение навалочных грузов в судне по слоям................................................................ 29
18. Насыпная плотность, угол естественного откоса навалочных грузов..................................... 29
19. Коэффициент снижения интенсивности обработки судна из-за неодновременного окончания работы кранов.............................................................................................................................................. 30
20. Удельные капиталовложения КI и эксплуатационные расходы ЭI по общестроительным объектам причала............................................................................................................................................ 30
21. Стоимость перегрузочных машин и оборудования. Нормы отчислений на амортизацию и текущий ремонт.............................................................................................................................................. 31
22. Стоимость инженерных сооружений причала. Нормы отчислений на амортизацию и текущий ремонт.......................................................................................................................................................... 38
23. Стоимость вертикальной причальной набережной................................................................... 38
24. Нормы расхода топлива перегрузочными машинами............................................................... 39
25. Среднее относительное ожидание судами обслуживания ( ) в зависимости от среднего коэффициента загрузки причалов ( ) и количества причалов (Nпр)....................................... 41
26. Масса тарно-штучных грузов в подъеме..................................................................................... 42
27. Нормы времени на застропку (отстропку) груза и рекомендуемый состав звена.................. 44
28. Нормы времени на направление, установку и захват груза грейфером.................................. 46
29. Нормы времени на направление и высыпку груза из грейфера............................................... 47
30. Нормы времени на нацеливание и установку на штабель порожнего и груженого грейфера (грузы классов ЛК-4, ЛК-6, ЛК-9, ЛБ-2, ЛБ-3)........................................................................................ 47
31. Нормы времени на захват леса круглого грейфером и высыпку из грейфера........................ 48
32. Нормы времени на направление (нацеливание) захватного приспособления краном.......... 49
33. Нормы времени на захват и установку (укладку) груза погрузчиком..................................... 50
34. Нормы времени на перемещение груза погрузчиком................................................................ 51
35. Нормы времени на перемещение груза кранами........................................................................ 52
36. Нормы времени на активное наблюдение при подъеме (опускании) захватного приспособления 53
37. Затраты труда на формирование и расформирование подъема................................................ 53
38. Нормы времени на вспомогательные операции, связанные с погрузочно-разгрузочными работами 54
39. Нормы времени на ручную зачистку «под метлу» грузовых трюмов и палуб после выгрузки грузов.......................................................................................................................................................... 55
40. Нормы времени на зачистку полувагона от остатков груза...................................................... 55
41. Нормативы времени на подготовительно-заключительную работу, обслуживание рабочего места, перерывы, обусловленные технологией и организацией процесса, отдых и оперативную работу 56
Список литературы.............................................................................................................................. 58
ВВЕДЕНИЕ
Справочные материалы предназначены для использования при курсовом и дипломном проектировании портов в части разработки схем механизации причалов и технологии перегрузочных работ.
В справочных материалах приведены основные действующие нормативы технологического проектирования портов; характеристики транспортных средств; судо-часовые нормы времени грузовой обработки транспортных средств; нормы времени на выполнение операций перегрузочного процесса, в том числе на вспомогательные операции, связанные с погрузочно-разгрузочными работами.
Стоимостные показатели основных типов перегрузочных машин, оборудования портов и инженерных сооружений причала приведены в условных единицах (у.е.).
Таблица 1
Основные характеристики самоходных грузовых судов [1]
№ п/п | Типы судов, номер проекта | Грузо-подъем-ность, т | Габаритные размеры, м | Осадка судна, м | Количество, размеры трюмов и люков | Коэф. вертикальной проницаемости | Строительная стоимость, тыс.у.е. | Себестоимость на стоянке, у.е./сут | |||
длина | ширина | высота борта | в грузу | порожнем | |||||||
1. | «Волго-Дон» пр.507А, 507Б | 16,7 | 5,5 | 3,5 | 0,9 | 1 трюм 96,6×12,3 люк 96,6×12,3 | 1,0 | ||||
2. | «Волго-Дон» пр.1565, 507Б с люковыми закрытиями | 16,7 | 5,5 | 3,53 | 1,01 | 2 трюма 45×13,1 люки 45×13,3 | 1,05 | ||||
3. | «Сормовский» пр.1557 с люковыми закрытиями | 13,2 | 5,5 | 3,5 | 1,35 | 4 трюма 19,8×11,24 люки 19,8×11,24 | 0,78 | ||||
4. | «Сормовский» пр.1557 с люковыми закрытиями | 13,2 | 5,5 | 3,5 | 1,35 | 4 трюма 19,8×11,2 люки 18×9,35 | 0,89 | - | - | ||
5. | «Проф.Керичев» пр.791 с люковыми закрытиями | 13,2 | 5,5 | 3,35 | 1,13 | 4 трюма 19,8×11,2 люки 16,5×9,4 | 0,69 | ||||
6. | «Волго-Балт» пр.2-95А с люковыми закрытияи | 13,2 | 5,5 | 3,44 | 1,55 | 4 трюма 18,8×11,2 люки 17,3×9,5 | 0,89 | ||||
7. | «VI пятилетка» пр.576 с люковыми закрытиями | 13,23 | 4,8 | 3,15 | 0,77 | 4 трюма 16,2×12,2 люки 15×8,8 | 0,67 | ||||
8. | «Калининград» пр.21-88 с люковыми закрытиями | 103,5 | 12,4 | 4,9 | 2,81 | 0,44 | 4 трюма 17×12 люки 15,6×8,0 | 0,63 | |||
9. | «Балтийский» пр.781 с люковыми закрытиями | 13,2 | 5,5 | 3,3 | 1,36 | 3 трюма 21,4×11,2 люки 16,5×9,4 | 0,64 | ||||
10. | «Овощевоз» пр.Р-168 | 83,8 | 12,3 | 3,5 | 2,55 | Трюм 43,2×9,0 раскрытие люка 21×9,0 | 0,45 | ||||
11. | «Окский» пр.559-Б | 85,1 | 15,03 | 2,8 | 1,75 | 0,54 | Палуба 54×12,6 | 1,0 | |||
12. | «Ладога» пр.289 | 11,98 | - | 3,5 | 1,63 | 2 трюма (26,2-21,4) ×10, люки (16,9-24,7) ×8,2 | 0,7 | - | - | ||
13. | «Братья Игнатовы» пр.Р-19 (катамаран) | 96,9 | 15,8 | 4,4 | 3,0 | 1,1 | Палуба 66,5×13,6 | 1,0 |
Окончание таблицы1
14. | «Охта» пр.Р-86А | 2,0 | 1,4 | - | Палуба48×12 | 1,0 | |||||
15. | пр.25А | 88,7 | 12,66 | 3,4 | 1,75 | 0,6 | 1 трюм 58,8×10 Люк.закр., телескоп | 1,0 | - | - | |
16. | пр.2036 | 88,1 | 12,5 | 3,4 | 1,66 | 0,54 | трюм 60×10 люковые закрытия, телескоп | 1,0 | |||
17. | «СТ» пр.765 | 400-600 | 9,2 | 2,8 | 1,8 | 0,55 | 3 трюма 14×8,5 люк. закрытия, телескоп | 0,82 | - | - |
Таблица 2
Основные характеристики несамоходных грузовых судов [2]
№ п/п | Типы судов, номер проекта | Грузо-подъем-ность, т | Габаритные размеры, м | Осадка судна, м | Количество, размеры грузовых трюмов | Коэф. вертикальной проницаемости | Строительная стоимость, тыс.у.е. | Себестоимость на стоянке, у.е./сут | |||
длина | ширина | высота борта | в грузу | порожнем | |||||||
1. | Секция состава пр.Р-156 | 14,25 | 5,0 | 3,7 | 0,5 | 1 трюм | 1,05 | ||||
2. | Секция состава пр.1787 | 14,25 | 4,8 | 3,5 | 0,5 | 1 трюм 77,4×10 | 1,07 | ||||
3. | Трюмная баржа Р-79 | 5,0 | 4,0 | 0,64 | 1 трюм 77,4×10 | 1,0 | |||||
4. | Трюмная баржа 461-Б | 86,2 | 4,5 | 3,2 | 0,6 | 1 трюм 70,2×10,2 | 1,12 | ||||
5. | Трюмная баржа Р-29 | 16,5 | 4,0 | 2,8 | 0,47 | 1 трюм 73,8×13 | 1,09 | ||||
6. | Баржа-площадка Р-56 | 17,3 | 2,85 | 2,63 | 0,4 | Палуба 72,8×16,5 | 1,0 | ||||
7. | Баржа бункерная Р-85 | 87,5 | 14,2 | 3,5 | 2,77 | 0,4 | Бункер | 3,7 | |||
8. | Трюмная баржа 567 | 3,2 | 2,5 | - | Трюм | 1,1 | |||||
9. | Баржа-площадка пр.459 | 75,5 | 2,5 | 2,0 | - | Палуба 63,6×11 | 1,0 | ||||
10. | Баржа-площадка пр.942 | 14,2 | 2,0 | 1,78 | 0,36 | Палуба 55×12 | 1,0 |
Таблица 3
Коэффициент использования грузоподъемности судна (Ψс) [3]
№ п/п | Род груза | Ψс |
1. | Зерно: тяжеловесное легковесное | 1,0 0,85 |
2. | Лес при перевалке: с железной дороги на воду с воды на железную дорогу | 0,50 0,90 |
3. | Пиломатериалы | 0,75 |
4. | Навалочные (уголь, руда, щебень, песок) | 1,0 |
5. | Тарно-штучные | 0,7 |
6. | Контейнеры: в судах универсальных в судах-контейнеровозах | 0,6 1,0 |
7. | Железобетонные изделия | 0,8 |
8. | Трубы стальные диам. 1020-1420 | 0,8 |
Примечание: Коэффициент Ψс может корректироваться исходя из конкретных условий судоходства.
Таблица 4
Характеристика вагонов [4]
Тип и хар-ка вагона | Грузоподъем-ность, т | Длина вагона по оси авто-сцепки, м | Внутренние размеры кузова, м | Объем кузова, м3 | Размеры дверного проема, м | Количество загрузочных (разгрузочных) люков | Размеры загрузочных (разгрузочных) люков, м | Высота до уровня пола, м | Габаритные размеры, м | |||
длина | ширина | высота по боковой стенке | высота | ширина | ||||||||
Крытые | ||||||||||||
4-х осный деревянный с металлической торцевой стеной, модель 11-066 | 14,73 | 13,844 | 2,76 | 2,79 | 120.15 (до люков – 86.4) | 2×2,34 | 4 в боковой стене; 4 в крыше (-) | 0,69×0,37 в боковой стене. Ø 0,4 – в крыше (-) | 1,283 | 4,688 | 3,279 | |
4-х осный цельнометаллический, модель 11-217 | 14,73 | 13,844 | 2,764 | 2,737 | 120 (до люков – 104) | 3,79×2,34 | 4 в боковой стене; 4 в крыше (-) | 0,69×0,37 в боковой стене. Ø 0,4 – в крыше (-) | 1,286 | 4,668 | 3,249 | |
4-х осный цельнометаллический, модель 11-260 | 16,97 | 16,08 | 2,77 | 3,05 | 3,97×2,72 | 4 в боковой стене; 4 в крыше (-) | 0,614×0,365 в боковой стене. Ø 0,4 – в крыше (-) | 1,286 | 4,674 | - | ||
4-х осный цельнометаллический, модель 11-270 | 68,5 | 14,73 | 13,84 | 2,764 | 2,791 | 122 (до люков – 104) | 3,80×2,34 | 4 в боковой стене; 4 в крыше (-) | 0,614×0,365 в боковой стене. Ø 0,4 – в крыше (-) | 1,286 | 4,66 | 3,22 |
4-х осный цельнометаллический, модель 11-264 | 14,73 | 13,082 | 2,764 | - | 114 (до люков – 81) | 1,83×2,13 | 4 в боковой стене; 4 в крыше (-) | 0,69×0,37 в боковой стене. Ø 0,4 – в крыше (-) | 1,285 | 4,645 | 3,249 |
Продолжение таблицы 4
4-х осный цельнометаллический для бумаги, модель 11-259 | 14,73 | 13,864 | 2,784 | - | 120 (без крыши – 110) | 3,97×2,34 (при 1 открытой двери – 1,92×2,34) | - | - | 1,286 | 4,692 | 3,249 | ||||
4-х осный цельнометаллический с поднимающимся кузовом для апатитового концентрата, модель 11-475 | 11,63 | - | - | - | - | 2 (4) | (0,97×4,825) | - | 3,71 | 3,52 | |||||
4-х осный вагон-хоппер для цемента, модель 11-715 | 11,92 | - | - | - | - | 4 (4) | Ø 0,621 (0,5×0,4) | - | 4,18 | 3,24 | |||||
4-х осный вагон-хоппер для зерна, модель 11-739 | 14,72 | - | - | - | - | 4 (6) | Ø 0,576 (0,475×1,08) | - | 4,653 | 3,25 | |||||
4-х осный вагон-хоппер для зерна, модель 19-752 | 14,72 | - | - | - | - | 4 (6) | 0,562×1,592 (0,475×1,08) | - | 4,565 | 3,24 | |||||
4-х осный вагон-хоппер для сырья минеральных удобрений, модель 19-756 | 1,09 | - | - | - | - | 2 (2) | 0,7×3,62 (0,8×4,5) | - | 4,177 | 3,27 | |||||
Полувагоны | |||||||||||||||
4-х осный, модель 12-751 | 13,92 | 12,228 | 2,964 | 2,315 | 2,766×– | - (14) | - (1,37×1,54) | 1,423 | 3,746 | 3,22 | |||||
4-х осный, модель 12-119 | 13,92 | 12,088 | 2,878 | 2,06 | 2,482×– | - (14) | - (1,327×1,54) | 1,416 | 3,484 | 3,13 | |||||
Окончание таблицы 4
4-х осный для технологической щепы, модель 12-4004 | 20,96 | 20,03 | 3,026 | - | - | - (22) | - (1,327×1,54) | 1,415 | 4,365 | 3,24 | ||
Думпкары (самосвалы) | ||||||||||||
4-х осный, модель 31-656 | 11,83 | - | - | 1,187 | - | - | - | 1,816 | 2,99 | 3,204 | ||
4-х осный, модель 31-661 | 12,45 | - | - | 1,187 | - | - | - | 1,803 | 2,99 | 3,204 | ||
Платформы | ||||||||||||
4-х осная, модель 13-401 | 14,62 | 13,3 | 2,77 | 0,5 | - | - | - | - | 1,31 | 1,82 | 3,204 | |
4-х осная для крупнотоннажных контейнеров, модель 13-470 | 14,72 | - | - | - | - | - | - | - | 1,275 | 1,96 | 2,5 | |
4-х осная для крупнотоннажных контейнеров и колесной техники, модель 13-9004 | 19,62 | 18,3 | 2,31 | 0,4 (торцевые борта) | - | - | - | - | 1,395 | 1,357 | 2,87 |
Таблица 5
Технические нормы загрузки 4-х осных вагонов
№ п/п | Род груза | Норма загрузки, т |
1. | Зерно: тяжелое легкое | |
2. | Лес круглый: сырой полусухой | |
3. | Пиломатериалы | |
4. | Навалочные (уголь, руда, щебень, песок, соль) | |
5. | Тарно-штучные | |
6. | Контейнеры | |
7. | Железобетонные изделия |
Таблица 6
Нормы времени грузовой обработки железнодорожных вагонов
№ п/п | Наименование грузов | Погрузка вагонов, ч | Выгрузка вагонов, ч | ||
крытых | открытых | крытых | открытых | ||
1. | Тарно-штучные | 2,5 | 2,5 | 2,5 | 2,5 |
2. | Навалочные: -известь, цемент, мин.удобр.; -песок, гравий, щебень; -уголь, руда, кокс; -кирпич. | 5,0 3,5 3,5 - | - 2,5 2,5 3,5 | 4,5 2,5 3,0 - | - 1,5 2,0 3,0 |
3. | Металл | 4,0 | 3,5 | 3,5 | 3,0 |
4. | Лесные | 3,5 | 4,0 | 3,5 | 3,5 |
5. | Автомобили, с/х машины | - | 1,5 | - | 0,5 |
Таблица 7
Характеристики портальных кранов [5]
№ п/п | Типы кранов | Наименование параметров | |||||||
Грузоподъем-ность, т | Вылет стрелы наибольший, м | Колея портала, м | Высота подъема наибольшая, м | Скорость подъема, м/мин | Скорость изменения вылета, м/мин | Скорость передвижения крана, м/мин | Частота вращения стрелы, об/мин | ||
1. | КПП-5-30-10,5 | 10,5 | 23,5 | 1,6 | |||||
2. | «Ганц» 5/6-30-10,5 | 5/6 | 10,5 | 1,75 | |||||
3. | «Абус» 10-32-10,5 | 10,5 | 37,2 | 1/1,88 | |||||
4. | «Альбрехт» 10/20-32/16-10,5 | 10/20 | 32/16 | 10,5 | 62,5 | 39,1 | 1,52 | ||
5. | «Альбатрос» 10/20-32/16-10,5 | 10/20 | 32/16 | 10,5 | 1,6 | ||||
6. | «Чайка» 10/12,5/16/25-32/25/16 | 12,5/16/25 | 32/25/16 | 10,5 | 63/30 | 1,56 | |||
7. | КПП-10/12,5-30-10,5 | 10/12,5 | 10,5/15,3 | 26,5 | 1,5 | ||||
8. | КПП-16-30-10,5 | 10,5/15,3 | 1,4 | ||||||
9. | КПП-16/20-30-10,5 | 16/20 | 30/21 | 10,5/15,3 | 26,5 | 1,5 | |||
10. | «Ганц» 16/27,5-33/21-10,5 | 16/27,5 | 33/21 | 10,5 | 26/14 | 1,5 | |||
11. | «Сокол» | 16/20/32 | 32/25/16 | 10,5 | 25,6 | 1,6 | |||
12. | «Кондор» | 16/32/40 | 32/32/25 | 10,5 | 28,5 | ||||
13. | «Коне» | 16/20/32 | 32/32/20 | 10,5 | 35/70 | 1,6 | |||
14. | «Атлант» | 16/20/25/32/40 | 40/40/32/25/20 | 10,5 | 60/30 | 60/40 | 1,2/1,5 |
Таблица 8