Федеральный государственный надзор в области промышленной безопасности

Контроль и надзор в области промышленной безопасности

Федеральный государственный надзор в области промышленной безопасности

Правовые основы осуществления федерального государственного надзора в области промышленной безопасности содержатся в ст. 16 ФЗ «О промышленной безопасности производственных объектов» от 27.07.1997 №116-ФЗ с последующими изменениями и дополнениями в Положении о Федеральной службе по экологическому, техническому и атомному надзору (Ростехнадзор), установленному постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 г. №411. В соответствии со ст. 366 ТК РФ государственный надзор за соблюдением требований по безопасному ведению работ на опасных производственных объектах осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление федерального государственного надзора в области промышленной безопасности, который проверяет соблюдение государственных требований охраны труда на объектах угольной, горной, нефтегазоперерабатывающей, химической, металлургической промышленности, а так же при устройстве и эксплуатации подъемных сооружений, котельных установок и сосудов, работающих под давлением, трубопроводов для пара и горячей воды, объектов, связанных с добычей, транспортировкой, хранением и использованием газа. Так, Ростехнадзор является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации госполитики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, а так же в сфере технологического и атомного надзора, функции по контролю и надзору в сфере безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, промышленной безопасности, безопасности электрических и тепловых установок, безопасности гидротехнических сооружений. Руководит деятельность Ростехнадзора Правительство Российской Федерации, которой назначает на должность и освобождает от должности его руководителя. Ростехнадзор является: 1) органом федерального государственного надзора в области использования атомной энергии; 2) органом федерального государственного надзора в области промышленной безопасности;

3) органом государственного горного надзора; 4) органом федерального государственного энергетического надзора; 5) органом федерального государственного строительного надзора. Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления. Полномочия в установленной сфере деятельности: – вносит в Правительство РФ проекты федеральных законов, нормативноправовых актов; – самостоятельно в пределах своей компетенции принимает нормативные правовые акты; – осуществляет контроль и надзор за: соблюдением норм и правил использования атомной энергии; ядерной, радиационной, технической и пожарной безопасностью (на объектах использования атомной энергии); физической защиты ядерных установок; соблюдение требований промышленной безопасности при проектировании, строительстве, эксплуатации, консервации и ликвидации опасных производственных объектов; соблюдением требований безопасности в электроэнергетики; безопасным ведением работ, связанных с пользованием недрами, с целью обеспечения соблюдения всеми пользователями недр законодательства РФ; соблюдением требований пожарной безопасности на подземных объектах; соблюдением собственниками гидротехнических сооружений и эксплуатирующими организациями норм и правил безопасности гидротехнических сооружений на объектах промышленности и энергетики; соблюдением требований законодательства РФ в области охраны окружающей среды; соблюдением требований законодательства в области охраны атмосферного воздуха; соблюдением требований в области обращения с отходами. – осуществляет лицензирование деятельности: по обращению с радиоактивными отходами; по эксплуатации химических опасных производственных объектов; по эксплуатации взрывоопасных производственных объектов; по эксплуатации пожароопасных производственных объектов подземных и открытых горных работ; по эксплуатации нефтегазодобывающих производств; по эксплуатации трубопроводного транспорта; по проведению экспертизы промышленной безопасности; по работе (обращению) со взрывчатыми материалами; по эксплуатации электротехнических и тепловых сетей.

– организует и проводит государственную экологическую экспертизу. С целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право: – проводить необходимые расследования, организовывать проведение экспертиз, заказывать проведение исследований, испытаний, анализов и оценок, а так же научных исследований по вопросам осуществления контроля и надзора; – осуществлять контроль за деятельностью территориальных органов службы и подведомственных организаций; – применять предусмотренные законодательством РФ меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) пресечение нарушений юридическими лицами и гражданами обязательных требований, а так же меры по ликвидации последствий указанных нарушений. Срок проведения проверки по закону не должен быть больше 30 рабочих дней. В исключительных случаях, срок осуществления проверки разрешается продлить руководителю органа надзора, но не более чем на 20 рабочих дней. С этой целью внесены изменения в ст. 16 Закона № 116-ФЗ («Федеральный государственный надзор в области промышленной безопасности») в части периодичности проведения плановых проверок. Установлено, что такие проверки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих ОПО, осуществляются: – в отношении ОПО I или II класса опасности; – не чаще чем один раз в течении одного года; – в отношении ОПО III класса опасности - не чаще чем один раз в течении трех лет. В отношении ОПО IV класса опасности плановые проверки не проводятся. На ОПО I класса опасности устанавливается режим постоянного государственного надзора. Его порядок определен постановлением Правительства РФ от 05.05.2012 № 455 «О режиме постоянного государственного надзора на опасных производственных объектах и гидротехнических сооружениях» и предусматривает систематическое (в соответствии с графиком) и беспрепятственное осуществление уполномоченными должностными лицами органа надзора следующих мероприятий по контролю: – обход и осмотр зданий, сооружений, помещений, технических устройств; – проверка работоспособности приборов и систем контроля безопасности; – рассмотрение документации, анализ и оценка ее соответствия обязательным требованиям; – рассмотрение и анализ отчетов о результатах производственного контроля; – проверка выполнения мероприятий по устранению причин аварий, повреждений и инцидентов; – проверка правильности идентификации ОПО и др.

При этом революционной новацией ФЗ № 22 в этой части является то, что, в случае если деятельность в области промышленной безопасности осуществляется организацией с применением обоснования безопасности ОПО, предметом проверки будет не соблюдение обязательных требований, содержащихся в законодательных и иных нормативно-правовых актах, а соблюдение требований именно такого обоснования безопасности. Должностные лица Ростехнадзора и других федеральных органов исполнительной власти в области промышленной безопасности, кроме общих прав, предоставленных законодателем, госинспекторам всех надзорных органов, вправе давать указания о выводе людей с рабочих мест в случае угрозы жизни и здоровью работников. Федеральные органы исполнительной власти в области промышленной безопасности, как и в иных областях государственного контроля (надзора) могут привлекаться судом к участию в деле либо вправе вступить в дело по собственной инициативе для дачи заключений по иску о возмещении причиненного вреда вследствие нарушений обязательных требований промышленной безопасности.

Наши рекомендации