Техническое обслуживание вооружения и техники.
ТО и Р ВВТ. Технологический процесс ТО и Р ВВТ.
ТО и восстановление ВВТ общие положения.
Техническое обслуживание и восстановление, как обеспечивающий процесс, присутствует на всех этапах эксплуатации объектов ВВТ. Например, различают техническое обслуживание объектов ВВТ при их использовании и при хранении, отличающиеся между собой как видами технического обслуживания, так и объемами, периодичностью и технологической направленностью выполняемых работ.
Поддержание объекта ВВТ в установленной степени готовности его к использованию по назначению предусматривает выполнение как профилактических, так и восстановительных мероприятий на машинах. Потребность в этих мероприятиях обусловлена необходимостью компенсации снижения ресурса машины за счет расхода эксплуатационных материалов, старения и износа деталей, узлов.
При использовании объекта ВВТ по назначению проявляются в той или иной степени его боевые и эксплуатационно-технические свойства в ходе выполнения боевых или учебно-боевых задач. Поэтому использование можно рассматривать как основной этап эксплуатации, ради которого и создается объект ВВТ. В ходе использования реализуются потенциальные качества, заложенные в конструкцию объекта. При этом для обеспечения нормального режима работы всех агрегатов, систем и механизмов, а также выполнения требований безопасности необходимо соблюдать нормы и правила, изложенные в эксплуатационной документации.
В случае, когда нет надобности в использовании объекта ВВТ по назначению, или необходимо сохранить его ресурс в течение определенного промежутка времени, его ставят на хранение. В ходе хранения выполняют целый ряд (комплекс) специальных работ, направленных на исключение или снижение скорости коррозии и старения конструктивных устройств объекта ВВТ. Перед постановкой на хранение объекты ВВТ проходят специальную подготовку. Содержание на хранении должно быть таковым, чтобы в течение определенного срока объект ВВТ не потерял работоспособность или исправность.
В процессе эксплуатации происходит проявление и поддержании свойств объекта согласно условиям его использования.
Вспомним эксплуатационные свойства. Основные эксплуатационные свойства объектов ВВТ: подготавливаемость, экономичность, обслуживаемость, эргономичность, приспособленность к эксплуатации в различных условиях, транспортабельность, безотказность, ремонтопригодность, сохраняемость, долговечность.
Подготавливаемость - это свойство объекта, характеризуемое способностью его приведения в состояние готовности к движению перед использованием или применению в конкретных условиях.
Подготавливаемость объектов улучшается конструктивным усовершенствованием при разработке и создании новых образцов, а также путем проведения технических мероприятий в процессе эксплуатации.
характеризуется показателями:
- трудоемкость и продолжительность КО перед выходом, чел-мин,мин;
Основным показателем подготавливаемости объекта является "продолжительность". Ее величина при параллельном выполнении работ и одинаковой загруженности членов экипажа вычисляется делением величины трудоемкости на число исполнителей (членов экипажа), а при неодинаковой загруженности она численно равна продолжительности выполнения работы наиболее занятым исполнителем (членом экипажа).
Обслуживаемость - это свойство объекта, характеризующее его потребность и приспособленность к проведению работ по техническому обслуживанию. Наиболее характерным оценочным показателем обслуживаемости является удельная суммарная продолжительность технического обслуживания. Сокращение трудозатрат достигается механизацией наиболее трудоемких работ, автоматизацией контроля потребности в обслуживании, сокращением ассортимента применяемых ГСМ и другими мероприятиями.
Периодичность и трудоемкость обслуживания объекта связаны с их эксплуатационной технологичностью. В качестве показателя эксплуатационной технологичности принято соотношение затрат времени на обслуживание на один час использования по назначению.
Наиболее характерными оценочными показателями обслуживаемости являются:
периодичность STOi и продолжительность tTOi выполнения основных видов ТО;
удельная суммарная продолжительность видов ТО за назначенный ресурс Туд;
Приспособленность к эксплуатации в различных условиях характеризуется возможностью реализации показателей, потенциально присущих объекту, в любых условиях его применения по назначению
К числу некоторых показателей, характеризующих приспособленность объекта к эксплуатации в различных условиях окружающей среды, относятся:
температура окружающей среды, при которой машина может двигаться на всех передачах, реализуя полную мощность двигателя;
периодичность обслуживания воздухоочистителей при различной запыленности воздуха.
Надежность комплексное свойство, которое в зависимости от назначения и условий применения объектов состоит из следующих свойств: безотказности, долговечности, ремонтопригодности и сохраняемости.
Долговечность - свойство объекта сохранять работоспособность до наступления предельного состояния при установленной системе технического обслуживания и ремонта. Под предельным состоянием понимается такое состояние машины, при котором ее дальнейшее применение по назначению недопустимо или нецелесообразно.
Ремонтопригодность - свойство объекта, заключающееся в приспособленности к предупреждению и обнаружению причин возникновения отказов и повреждений и к восстановлению работоспособного состояния путем проведения технического обслуживания и ремонтов.
Принятая система технического обслуживания направлена на обеспечение постоянной работоспособности узлов, систем и агрегатов, предупреждение преждевременных выходов их из строя. В то же время вследствие целого ряда причин конструктивного, производственного и эксплуатационного характера появляются отказы.
С наработкой потребное время на выполнение необходимого объема работ видов ТО увеличивается.
Трудоемкость устранения отказов в различных интервалах наработки также имеет тенденцию к возрастанию, которая объясняется не только возрастанием количества отказов с увеличением наработки, но и сложностью отказов, которые требуют больших трудозатрат на их устранение.
Необходимость выполнения работ по техническому обслуживанию и ремонту в процессе применения ВВТ свидетельствует о том, что такие свойства, как обслуживаемость, безотказность и ремонтопригодность, не являясь в прямом смысле боевыми свойствами, тем не менее при оценке боевой эффективности объекта ВВТ должны быть поставлены в один ряд с боевыми, т.к. вопросы технического обслуживания и ремонта оказывают непосредственное влияние не только на подвижность объектов ВВТ, но и на эффективность их боевого использования в целом.
В процессе эксплуатации объектов ВВТ поддерживается и восстанавливается их качество.
Техническое обслуживание вооружения и техники.
Техническое обслуживание включает комплекс операций по поддержанию работоспособности и исправности вооружения и техники при использовании по назначению, хранении и транспортировании. Оно осуществляется в целях обеспечения постоянной их готовности к использованию (боевому применению) и надежной работы в ходе выполнения поставленных задач. Проводится при подготовке, в ходе и после использования.
В целях поддержания вооружения и техники в высокой степени готовности техническое обслуживание всех его составных частей совмещается по месту и времени.
Объем и порядок выполнения работ установленных видов технического обслуживания, периодичность их проведения определяются техническими описаниями и инструкциями по эксплуатации каждой марки машин.
Для проведения технического обслуживания и проверки состояния машин всех групп в целях поддержания их в постоянной боевой готовности в воинских частях ежемесячно проводятся парковая неделя и не менее двух парковых дней (кроме парково-хозяйственных дней и времени, выделяемого на проведение номерных, сезонного и регламентированного технических обслуживаний).
Парковые недели, парковые дни проводятся под руководством командиров воинских частей с привлечением всего личного состава.
Парковые недели (6 дней) и парковые дни предусматриваются планом боевой подготовки воинской части и расписаниями занятий подразделений. В воинской части и подразделении составляется план проведения парковой недели. В процессе их проведения работы ежедневно планируются в объеме полного учебного дня.
В парковые недели, парковые дни личный состав подразделений обслуживания и ремонта воинских частей может привлекаться только для оказания помощи экипажам (механикам-водителям, водителям или личному составу, закрепленным за машинами) в обслуживании и ремонте машин.