Значения допускаемого приведенного полезного напряжения [k0] для плоских ремней, соответствующее критическому значению коэффициента тяги
Диаметр малого шкива d1 | Тип ремня | [k0], Н/мм2 | |
при σо=1,18 Н/мм2 | при σо=1,47 Н/мм2 | ||
³90 | О | 1,42 1,54 1,62 | 1,59 1,71 1,82 |
³125 | А | 1,48 1,58 1,67 | 1,64 1,76 1,87 |
³180 | Б | 1,48 1,64 1, 71 | 1,64 1,84 2,01 |
³280 | В | 1,48 1,66 1,80 1,87 | 1,64 1,85 2,03 2,20 |
³450 | Г | 1,48 1,69 1,87 1,88 | 1,64 1,89 2,12 2,20 |
³630 | Д | 1,48 1,69 1,88 | 1,64 1,89 2,20 |
Примечания. При числе пробегов ν < 5с-1 назначают σо=1,47 Н/мм2, при ν =5¸10с-1 – σо=1,18 Н/мм2 |
12. Находят поправочные коэффициенты и допускаемое полезное напряжение , Н/мм2.
,
где Ca, Сu, Сθ, Ср − поправочные коэффициенты (см. табл. 3).
Таблица 3
Значения поправочных коэффициентов
Коэффициент угла обхвата α1 на ведущем шкиве Cα | ||||||||||||
Угол охвата α1, град | ||||||||||||
Cα | Для плоских ремней | 0,97 | 0,94 | 0,91 | — | — | — | |||||
Для клиновых и поликлиновых ремней | 0,98 | 0,95 | 0,92 | 0,89 | 0,86 | 0,83 | ||||||
Коэффициент влияния натяжения от центробежной силы Сυ (Cu=1,04–0,0004u2) | ||||||||||||
Скорость ремня υ, м/с | ||||||||||||
Сυ | Для плоских ремней | 1,04 | 1,03 | 0,95 | 0,88 | 0,79 | 0,68 | |||||
Для клиновых и поликлиновых ремней | 1,05 | 1,04 | 0,94 | 0,85 | 0,74 | 0,6 | ||||||
Коэффициент динамичности нагрузки и длительности работы Cp | ||||||||||||
Характер нагрузки | спокойная | с умеренными колебаниями | со значительными колебаниями | ударная и резко неравномерная | ||||||||
Cp | 0,9 | 0,8 | 0,7 | |||||||||
Примечание: При двухсменной работе Cp следует понижать на 0,1; при трехсменной − на 0,2. | ||||||||||||
Коэффициент угла наклона линии центров шкивов к горизонту Сθ | ||||||||||||
Угол наклона θ, град | 0¸60 | 60¸80 | 80¸90 | |||||||||
Сθ | 0,9 | 0,8 | ||||||||||
13. Определяют требуемое число ремней
,
где А площадь поперечного сечения ремня, мм2 (см. табл.18).
Для удобства монтажа и эксплуатации передачи рекомендуется ограничивать z£5; если же по расчету получается z>5, то следует увеличить d1 и соответственно d2 или перейти к большему сечению ремня.
14. Вычисляют силу предварительного натяжения ветвей ремней F0, Н,
где q − масса 1 метра ремня (см. табл.18).
15. Определяют силы натяжения ведущей F1 и ведомой F2 ветвей ремней, Н:
; ;
Ft и F0 определены в пунктах 10 и 14.
16. Рассчитывают силу давления ремня на вал Fоп, Н:
,
где α1 − угол охвата ремнем малого шкива.
17. Проверяют прочность ремня. Для этого необходимо определить максимальное напряжение в сечении ведущей ветви σmaxи сравнить его с допускаемым значением [σ]:
,
где σ1 − напряжение от растяжения, Н/мм2 – ;
σи − напряжение от изгиба, Н/мм2, – (Еи=80¸100/мм2 − модуль продольной упругости при изгибе для прорезиненных ремней);
συ=ρυ2∙10-6 − напряжения от центробежных сил, Н/мм2 (ρ=1250¸1200 кг/м3 − плотность материала ремня для плоских ремней);
[σ]р− допускаемое напряжение растяжения, Н/мм2;
[σ]р=10 Н/мм2 −для клиновых и поликлиновых ремней.
Если условие σmax≤ [σ]Pне удовлетворяется, необходимо увеличить диаметр ведущего шкива d1 или принять большее сечение ремня и повторить расчет.
18. Определяют материалы и геометрические параметры шкивов
Шкивы клиноременных передач выполняют из чугуна СЧ 15 и СЧ 18, а при 30 м/с – из стали 25Л или алюминиевых сплавов.
Конфигурация обода шкива и размеры канавок даны в табл.23.
Таблица 23