Психологические технологии в социальной работе.
Социальная работа направлена на оказание помощи человеку в его семье, социальной среде, в коррекции его межличностных отношений и внутриличностного статуса. Поэтому психологические технологии и методики по праву активно используются и в подготовке специалиста, и в его профессиональной деятельности.
Наиболее верный критерий выбора технологии — своеобразие восприятия личности в различных парадигмах научного знания о человеке и обществе: личность, структура личности, ее индивидуальность и субъектность, взаимоотношения и взаимодействия с окружающей средой, ее потенциальные возможности роста и изменения, развитие рефлексивности, интенциональности, аутентичности и конгруэнтности, т.е. следует акцентировать внимание на силе личности, а не на ее слабости.
Психоаналитическая и психодинамическая модели психологии основаны на учении 3. Фрейда — основателя метода исследования бессознательного в психике человека и его влияния на поведение и личность. 3. Фрейд выделил три уровня психики: сознание, подсознание, бессознательное. Именно на последнем уровне находятся основные детерминанты личности, психической энергии, побуждений и инстинктов.
Он полагал, что структура личности состоит из следующих компонентов: Ид (Оно), Эго (Я) и Суперэго. Все три части тесно взаимодействуют, реализуя свои специфические функции. Согласно 3. Фрейду самой архаичной, но центральной частью личности является Ид — биологическая сущность человека, сближающая его с животным миром, все то, что определяется конституцией, генетикой, эндокринной системой, является инстинктивным (либидо, т.е. стремление к сексуальному удовлетворению, инстинкты агрессии, стремление к смерти). Ид — бессознательная часть личности, руководствующаяся принципом удовольствия, оторванным от реальности. Соединяет Ид с реальностью другая часть личности — Эго как сознательное начало.
Развивая мысли Фрейда, его последователь К. Юнг описал «коллективное бессознательное» — то, что накоплено человечеством и передается от одного поколения к другому в виде архетипов, т.е. образований, существующих уже при рождении ребенка и содержащих опыт предыдущих поколений. Именно архетип, по мнению К. Юнга, направляет и организует психику. Архетипы проявляют себя в виде символов, мифов, традиций и др. Эту структуру можно назвать Суперид.
Современный психодинамический подход в целом фиксирует внимание на огромной роли прошлого опыта человека, уходящего корнями в его детство, который, как правило, не осознается субъектом. В связи с этим центральным понятием является «конфликт» — непознанные («бессознательные») моменты, которые возникли в ходе развития человека, начиная с детства, и продолжились в его взрослой жизни. Такие конфликты — манеры поведения — были заложены как индикаторы чувств, мыслей и поступков
Использование идей психодинамического направления в целом и Эго-психологии в частности в социально-психологической работе обусловлено пониманием и учетом защитных механизмов личности.
Защита и сопротивление — особые когнитивные способности человека, позволяющие ему освободиться от неприятных чувств и воспоминаний, вывести их из своего сознания, обеспечивая бессознательную компенсацию тревоги и стресса. Психологическая зашита — один из механизмов, препятствующих изменению личности («сопротивление
Другое современное направление психодинамического подхода — Я-психология (self-psychology), возникшая в конце 50-х гг.; одним из ее основоположников является X. Кохут, еще в большей степени отличающийся тенденцией к гуманизации, характерной для современных психодинамических теорий. Основная сущность Я-психологии — рассмотрение Я как рефлексивной структуры, выполняющей функцию самоотражения и самоотношения.
Теория Я-психологии, соединяет психоанализ с экзистенционалыюй и гуманистической психологией. В настоящее время она рассматривается как одна из альтернатив классического психоанализа теорий; большое значение придается чувствам (эмпатии), анализу субъективного опыта и образа жизни индивида.
Типичный пример психолинамического подхода — трансактный анализ (ТА), который способствовал развитию совершенно нового, оригинального взгляда на личность и включению ее в межличностное взаимодействие. В соответствии с ТА человек порой играет в течение жизни в неосознаваемые им самим запрограммированные игры, составленные на основе сценария — бессознательной структуры, определяющей его жизнь. Существуют сценарии «счастливчиков», «мальчиков на побегушках», «козлов отпущения» и др.
Основная идея бихевиористского подхода в том, что поведение человека определяется воздействиями окружающей среды, которая контролирует его путем различного рода стимуляций. Основным достоинством бихевиоризма является возможность продемонстрировать влияние окружения на поведение человека. В этой связи бихевиоризм в отличие от психодинамического подхода склонен недооценивать роль прошлого опыта в жизни человека. Особого внимания не уделяется и специфике восприятия, самоанализу и мироощущениям личности, чему придают значение экзистенциализм и гуманистические теории. Для бихевиоризма важны мысли и поступки личности.
На основе развития идей бихевиоризма (но в то же время и достаточно независимо) сформировалась когнитивная психология. Особо прочные позиции в практике индивидуальной работы это направление заняло в 80-е гг. Представители когнитивного направления считают важным, как человек думает о мире, делает выбор из множества возможностей, принимает решение и действует в рамках реальности.
Когнитивная психология возникла из попытки объединить поступки и мысли, знание и поведение. Это направление оформилось на базе других теорий, но привнесло и собственные конструкты. Его основу составляет способ структурирования и классификации мира личности. Каждый человек имеет свои мироощущения, конструкты, способы описания окружающих людей. Конструкты, определяющие поведенческие стратегии и целенаправленное принятие решений, отражаются в языке, языковых конструкциях, анализ которых помогает понять внутренний мир человека.
Эффективное использование когнитивной модели в социальной работе предусматривает акцент на трех аспектах поведения: моральный код, или социальная философия; теория личности; методы воздействия.
7. Социальная диагностика в технологияхсоциальной работы
Термин «диагностика» (от греч. diagnostikos — способность распознавать) используется в медицине для обозначения процесса распознавания болезни, постановки диагноза.
Методы социальной диагностики основываются на ряде принципов, как общих для всех социальных наук, так и специфических. Прежде всего это принцип объективности, который следует рассматривать в двух аспектах. Во-первых, исследователь не должен зависеть от влияния внешних факторов (например, желания и предпочтений начальства). Bo-вторых, социальный работник должен противостоять влиянию на результаты проводимого им анализа внутренних факторов — собственных предрассудков, незнания, аберрации собственного жизненного, семейного опыта. Искажающее воздействие этих факторов может быть оказано как на сбор фактов, так и на их интерпретацию.
В связи с этим необходимо также использовать принцип верификации социальной информации, т.е. установления ее достоверности, возможности проверки при помощи других процедур или других источников данных. Социальная действительность полна противоречий, единичных фактов и случайностей, и, чтобы формулировать на их основе закономерности, необходимо проверять эмпирические данные солидной теорией, сопоставлять сведения, полученные по различным каналам.
Вследствие этого необходимо применять принцип системности в диагностике, так как абсолютно все социальные проблемы являются поликаузальными, т.е. их зарождение и развитие определяется не одной причиной, а несколькими, часто даже системой, сетью причин. В связи с этим, для того чтобы определить источник и способы разрешения жизненного затруднения клиента, необходимо проанализировать его микросоциальную среду, его семейные взаимоотношения; необходимо также иметь представление об интеллектуальном уровне и особенностях характера клиента, о состоянии его здоровья. Социальный работник ни в коей мере не может быть специалистом во всех названных областях, однако определить наличие затруднения и порекомендовать профессионала, который способен произвести углубленную диагностику, он обязан.
Специфическим принципом диагностики в социальной работе можно считать принцип клиентоцентризма, т.е. рассмотрения всех сторон социальной действительности, всех связей и опосредовании социальной ситуации с точки зрения интересов и прав индивидуального или группового клиента.
Уровни социальной диагностики можно разделить в соответствии как с решаемыми на этих уровнях задачами, используемыми средствами и методами, так и с организационно-управленческой структурой страны. Так, общесоциальный уровень социальной диагностики эквивалентен в Украине уровню государственной власти; на этом уровне изучается состояние всего общества или его больших социально-демографических групп: детей, пожилых людей, женщин, мужчин, молодежи и т.д.
Можно отметить также региональный (территориальный) уровень организации социальной диагностики, которая проводится как силами научных подразделений областей и регионов Украины, так и соответствующими службами при областных администрациях. Если организации государственного уровня (научные или управленческие) подробно исследуют какой-либо конкретный регион, имеется совмещение методов и задач двух уровней. При социальной диагностике регионального уровня используют результаты всеукраинских исследований применительно к соответствующей территории (и в сравнении с другими территориями); кроме того, организуются исследования на местах.
Ha уровне непосредственной социальной работы с клиентом функции социальной диагностики несколько изменяются. Главной ее целью становится определение социальной проблемы клиента и нахождение правильных средств для ее разрешения. Обеспечение социальной политики на местном, региональном или, тем более, гоударственном уровне также входит в компетенцию социального работника, однако отнюдь не в первую очередь. Данные общесоциологических методов, масштабных исследовательских технологий используются социальным работником, но лишь как фон, на котором проявляется конкретная ситуация клиента. В связи с этим широко используются в первую очередь микросоциологические, социально-психологические, педагогические диагностические процедуры. В процессе профессионального отбора социальных работников широко используются специальные профориентационные методики или специальная интерпретация психологических методик.
На более высоких уровнях социальная диагностика может быть отдельной отраслью деятельности, осуществляемой специальными сотрудниками, которые интерпретируют собранные ими данные (возможна также внутренняя дифференциация: сбор данных производят одни подразделения или организации, интерпретацию — другие). По итогам этой работы могут быть предприняты какие-либо действия, но не обязательно. Социальная диагностика — необходимая стадия технологического процесса, начало работы в любой сфере обслуживания, с любой категорией клиентов и любым типом социальных проблем. Она ни личностно, ни организационно не отделена от других этапов социального вмешательства. Ни один социальный работник не занимается только социальной диагностикой, но каждый социальный работник наряду с другими обязанностями должен выполнять функции социального диагноста.
Еще одна особенность социальной диагностики — ограниченное использование количественных соотношений и математических методов, Социальная ситуация клиента всегда уникальна, неповторима, поэтому наиболее распространены технологии эмпирического наблюдения, анализ единичных данных. Пока еще не слишком развиты инструментальные технологии, что объясняется лишь недавним возникновением социальных технологий (и диагностических, в частности) и тем, что социальный работник рассматривает самого себя в качестве инструмента изучения и преобразования социальной ситуации. При помощи несложных приборов можно измерить клиенту артериальное давление и определить важные показатели его здоровья, но «измерить давление» внутрисемейных или внутригрупповых противоречий довольно сложно. Наконец, последнее отличие технологий социальной диагностики, обусловленное уже рассмотренными отличиями: данные технологии в значительной степени определяются не только знаниями, но и умениями и навыками. Их изучение не может основываться только на усвоении теории. Необходимы передача технологий, наставничество опытных специалистов и практическое научение начинающих.
Социальная диагностика относится к наиболее общим комплексным социальным технологиям, использующимся на всех этапах социальной работы и социального обслуживания. Изучение научных знаний и овладение навыками, позволяющими заниматься диагностической деятельностью, относится к числу необходимых умений специалистов по социальной работе в любой отрасли деятельности.
8. Технология социальной экспертизы и ее применение в социальной работе.
Под экспертизой принято понимать исследование какого-либо вопроса, требующего специальных знаний, с представлением мотивированного заключения. Общим для множества специальных видов экспертиз является то, что они представляют собой исследование, а в некоторых случаях (врачебно-трудовая, судебно-психиатрическая и некоторые другие экспертизы) — освидетельствование; предполагают указание на специальный, порой закрепленный в ведомственных актах или даже в законах порядок их назначения и проведения; в основном применяются при диагностике, проектировании и составлении прогнозов. В ряде экспертиз точно фиксируется характер окончательного вывода: судебно-психиатрическая экспертиза решает вопросы вменяемости и невменяемости; судебно-почерковедческая экспертиза устанавливает исполнителя текстов и т.д. Но главная специфическая черта экспертизы состоит в том, что она представляет собой исследование задачи, плохо поддающейся количественному анализу и трудно формализуемой, которое осуществляется путем формирования мнения (составления заключения) специалиста, способного восполнить недостаток информации по исследуемому вопросу, опираясь на свои знания, интуицию, опыт решения сходных задач и «здравый смысл», и систематизировать эту информацию.
Потребность в проведении социальной экспертизы возникает каждый раз, когда решение нормативного характера (принятое или подготовленное к принятию) может положительно или отрицательно сказаться на жизнедеятельности людей; при этом у принимающего решения органа:
Цель социальной экспертизы — установление соответствия деятельности органов государственной власти и других социальных институтов социальным интересам граждан и задачам социальной политики, а также формирование предложений относительно достижения этого соответствия.
Цели и задачи социальной экспертизы не могут быть безграничными, иначе ее проведение потеряет практический смысл. Установление соответствия деятельности органов государственной власти и других социальных институтов социальным интересам граждан и задачам социальной политики должно быть социальным итогом экспертизы. Если бы эксперты рассматривали все возможные ситуации, в которых затрагиваются социальные интересы людей, то огромный объем деятельности и ее неопределенность поставили бы их в крайне затруднительное положение. Поэтому необходимо уточнить цель социальной экспертизы, сформулировав конкретные задачи, которые она призвана решать:
• дать аргументированное заключение о соответствии нормативных правовых актов и деятельности органов государственной власти, решений и деятельности органов местного самоуправления и т.д. положениям социальной политики;
• выявить положения документов или факты деятельности, которые могут иметь негативные социальные последствия, и оценить возможные масштабы таких последствий;
• оценить на предмет соответствия законным интересам граждан проекты нормативных правовых актов, социальные проекты и программы и представить вывод о целесообразности и допустимости их реализации;
• внести предложения по решению возникшей социальной проблемы,
Итак, социальная экспертиза проводится прежде всего в том случае, когда нужно оценить позитивные или негативные последствия принятия нормативных правовых актов и других управленческих решений, а также когда предстоит принимать такие акты и решения по подготовленным проектам.
Тех, кто формирует такие оценки, можно назвать субъектами экспертных оценок. Проще было бы назвать их экспертами. Но в социальной экспертизе участвует большое количество субъектов экспертных оценок, которые в организационном отношении находятся как бы на двух ступенях лестницы.
На первой ступени субъектом является орган государственной власти, формирующий заказ на экспертизу, или негосударственная структура,
На второй ступени в роли субъекта выступает исполнитель заказа на социальную экспертизу. В зависимости от характера заказа исполнителем могут быть:
• исследователь, исследовательский коллектив.
• практические работники из системы «заказчика».
• авторитетная референтная группа.
Порядок заказа социальной экспертизы предполагает следующую последовательность действий органа, принимающего решения:
1) определение контуров проблемы. В этом случае орган (его должностные лица) выступает или как эксперт, или как исполнитель решения органа, имеющего более высокий уровень компетенции. Масштабы и суть проблемы заказчик уточняет в соответствии с собственным уровнем компетенции;
2) установление способов исследования проблемы и определение необходимости экспертизы (еще раз следует подчеркнуть, что экспертиза имеет особый круг решаемых задач и не во всех случаях она уместна или способна привести к наилучшим результатам);
3) формирование частей заказа, которые соответствуют компетентности органа. Иначе говоря, он определяет подлежащую разрешению проблему, целеполагание и форму экспертного исследования, игнорируя организационные детали. На этой стадии решение об экспертизе еще не принято. Заказчик передает эстафету дальнейших действий организатору;
4) выбор модели экспертного исследования в зависимости от характера задачи. Организатор (исполнительный орган, должностное лицо, ведомственное учреждение, фирма, оказывающая соответствующие услуги, и т.д.) предлагает кандидатуру эксперта (состав экспертной группы), составляет бизнес-план. При представлении планируемых мероприятий заказчику организатор обосновывает не только свои расчеты, но и основания подбора данных экспертов. Ни при каких случаях эксперт не должен представлять доказательства своей компетентности заказчику;
5) если заказчик не удовлетворен предложениями организатора, он ведет диалог с ним до достижения согласия, меняет организатора или отказывается от проведения экспертизы (возможно, по финансовым соображениям);
6) после согласования организационных вопросов заказчик оформляет свое решение о проведении экспертизы, устанавливая ответственность организатора, но не экспертов, ответственность которых возникает лишь в порядке заключенных с организатором трудовых договоров или ином договорном порядке. Таким образом, эксперт (группа экспертов) выступает в качестве исполнителя только по отношению к организатору, но не к заказчику.