Подраздел 3.2 Требования к сырью, материалам, покупным изделиям
Требования к сырью, материалам, покупным изделиям устанавливают:
- применение покупных изделий, жидкостей, смазок, красок;
- применение и ограничение применяемых дефицитных и драгоценных материалов, металлов, сплавов, порядок их учёта;
- применение вторичных материалов и сырья (рециклированных материалов).
Пример: указывается вид смазочного масла: SAE 15W40;…..
Подраздел 3.3 Комплектность.
Устанавливаются входящие в комплект поставки отдельные, механически не связанные при поставке, составные части изделия, запчасти, инструмент и принадлежности и т.п., а так же поставляемые вместе с изделием документацию.
Примеры:
1) ЗИП к электроинструменту.
2) Документы: а) ТУ;
б) инструкция по эксплуатации (Instruction manual).
Подраздел 3.4 Маркировка.
Различают маркировку непосредственно на изделии и транспортной паре.
Устанавливают: место маркировки (на ярлыках, этикетках, шильниках и.п.); способ нанесения (гравировка, травление и т.п.); содержание маркировки. Содержание маркировки предусматривает нанесение: товарного знака (бренда); наименование предприятия изготовителя; знак соответствия продукции; сертифицированной не соответствия стандартизации.
Примеры:
1) Знак соответствия Европейским директивам (Community Europe).
2) Двойная изоляция.
3) Знаки рециклиорования, переработка при утилизации.
4) Соблюдайте осторожность и будьте особенно внимательны.
5) Маркировка плат печатных.
6) Маркировка высокоточных болтов.
Подраздел 3.5 Упаковка.
Устанавливаются требования к упаковочным материалам, способу упаковки и т.п.
Обращается внимание на многобортность тары: требования технической эстетики; условие транспортации; консервацию продукции; перечень документов, вкладываемых в тару.
Раздел 4: Требования безопасности.
В раздел включают:
- требования электробезопасности;
- требования пожарной безопасности;
- требования взрывоопасности;
- требования радиационной безопасности;
- требования безопасности от воздействия химических и загрязняющих веществ, в том числе предельно допустимые концентрации веществ (ПДК);
- требования безопасности при обслуживании машин и оборудовании, в том числе при ошибочных действиях обслуживающего персонала и самопроизвольном нарушении функционирования;
- требования к защитным средствам, в том числе к устройствам ограждения, блокировок, концевых включений, аварийной сигнализации, к нанесению сигнальных цветов и знаков безопасности, приводят сведения о способности материалов, веществ к образованию токсичных и пожароопасных соединений, способы обезвреживания и захоронения веществ.
Раздел 5: Требования охраны окружающей среды.
В разделе устанавливают экономические требования для предупреждения вреда окружающей среде, здоровью и генетическому фонду человека.
В раздел включают показатели и нормы, определяющие:
- требования по допустимым (по уровню и времени) химическим, механическим, радиационным, электромагнитным, термическим, и биологическим воздействиям на окружающую среду;
- требования к устойчивости загрязняющих ядовитых веществ в окружающей среде;
- требования к утилизации и местам захоронения опасной продукции и отходов.
Раздел 6: Правила приемки.
В разделе устанавливают:
- порядок предъявления к приёмке и проведения приёмки продукции;
- размер предъявляемых партий;
- контрольные нормативы;
- необходимость и время выдержки продукции до начала приёмки;
- порядок оформления результатов приёмки (документ о качестве, клеймо, место установки клейм);
- программ периодических и приёмо-сдаточных испытаний, проверяемые характеристики;
- при выборочном и статистическом контроле качества указывает объём выборок контрольные нормативы.
Раздел 7: Методы контроля.
В разделе устанавливают: приёмы, способы, режимы контроля, то есть испытаний, измерений, анализа продукции на соответствие требованиям, изложенным в стандарте.
Раздел 8: Транспортирование и хранение.
В разделе указывают:
- виды транспорта (воздушный, железнодорожный, морской, автомобильный);
- требования к транспортным средствам (крытые вагоны, рефрижераторы, крытые автомобили и т.п.);
- способы применения и укрытия;
- габаритные размеры пакетов;
- параметры транспортирования (допустимую дальность, скорость и т.п.);
- допустимые механические и климатические воздействия при транспортировании;
- правила выдержки в нормальных условиях после транспортирования при отрицательных температурах;
- прядок расконсервации;
- условия хранения продукции (крытое помещение, отапливаемое помещение и т.д.);
Правила хранения излагают в такой последовательности: место хранения; условия хранения; условия складирования.
Раздел 9: Указание по эксплуатации (ремонту, утилизации).
В разделе предусматривают:
- требования к подготовке и вводу в эксплуатацию;
- порядок монтажа изделия;
- основные нормы и правила эксплуатации;
- виды, периодичность и объём техобслуживания и ремонта.
Требования должны быть пригодны для проведения сертификации продукции.
1.3.10 Требования к содержанию стандартов
Эти стандарты устанавливают требования к методам (способам, режимам) выполнения различных работ в технологических процессах:
- разработки;
- изготовления;
- транспортирования;
- эксплуатации;
- ремонта;
- утилизации;
- к технологическим операциям, имеющим самостоятельное значение.
Стандарты устанавливают:
- методы автоматизированного проектирования продукции и информационного обслуживания;
- методы блочно-модульного конструирования;
- технологические режимы и нормы;
- технологические методы изготовления;
- принципиальные технологические схемы изготовления.
Стандарты содержат:
- требования безопасности для жизни и здоровья пи проведении технологических операций;
- требования к оборудованию, приспособлениям, инструменту.
Стандарты содержат требования окружающей среды при проведении технологических операций:
- предельно допустимые нормы химических, физических, биологических и механических воздействий на окружающую среду опасные в экологическом отношении;
- требования к уменьшению (предотвращению) вредного воздействия технологических процессов на окружающую среду;
- характеристики эффективности работы водо(газо)очистного оборудования;
- требования по предотвращению аварийных сбросов (выбросов);
- предельно допустимые нормы сбросов (выбросов) загрязняющих веществ со сточными водами в системы канализации.
1.3.11 Требования к содержанию стандартов на методы контроля
Методы контроля (испытаний, измерений, анализа) обязательных требований стандартов должны быть объективными, точными, обеспечивать воспроизводимые результаты.
Стандарты на методы контроля могут устанавливать:
- методы контроля одного показателя нескольких групп однородной продукции;
- методы контроля комплекса показателей.
В стандартах на методы контроля одного показателя предусматривают несколько методов контроля, один из которого берётся в качестве арбитражного (поверочного).
При указании средств контроля приводят перечень применяемого оборудования (установок, приборов, приспособлений, инструмента) или основных технических характеристик оборудования (диапазон измерения, систематическая погрешность и т.п.) необходимы для контроля с требуемой точностью.
При применении универсального оборудования указывают его наименование, обозначения со ссылкой на нормативный документ, по которому оно выпускается, его класс, диапазон изменений.
При применении оборудования, изготовляемых специально для данного использования и производства которых отсутствует, в тексте стандарта дают описание оборудования, схемы и т.п.
При изложении порядка подготовки функции, соединенной к испытаниям, указывает способ отбора образцов (проб), их форму, размеры, массу.
Изложение методики испытаний предусматривает последовательность проводимых операций, характеристик условий контроля.
При изложении правил обработки результатов контроля, приводят расчётные формулы.
Требования к оформлению результатов контроля содержат:
- требования к протоколам (журналам) испытаний;
- к содержанию и последовательности вносимых данных.
Требования к точности:
- указанная допустимая погрешность;
- точность вычислений и округлений;
- данные воспроизводительности и повторяемости результатов.
2 ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ СТАНДАРТОВ ОРГАНИЗАЦИИ (СТО)
2.1 Понятие организации
Понятие организации даётся в ГОСТ Р 1.4 – 2004 «Стандарты организаций».
Организация – юридическое лицо, которое имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, а так же имеющие самостоятельный баланс или смету и зарегистрированные в установленном порядке.
На практике применяется и другое определение организации.
Организация – группа работников и необходимых средств с распределением ответственности, полномочий и взаимоотношений.
Организации могут быть, в том числе коммерческие, общественные, научные, саморегулируемые, и объединения юридических лиц.
Примеры организаций: компания (ТНК – ВР), корпорация («Сухой»), фирма, предприятие (ФГУП), акционерное общество (ОАО «Рязанский радиозавод»), учреждение, благотворительная организация, предприятия розничной торговли, ассоциация, а так же их подразделения или комбинации из них.
2.2 Общие положения по разработке СТО. Объекты стандартизации по СТО
СТО могут разрабатываться на применяемые в данной организации продукцию, процессы, а также на продукцию, создаваемую и поставляемую на внутренний и внешний рынок.
Объектами организации на поставляемый рынок могут быть:
- детали и сборочные единицы разрабатываемой или изготовляемой продукции;
- процессы организации и управления производством;
- процессы менеджмента;
- технологическая оснастка и инструмент;
- технологические процессы;
- методы; методики проектирования, проведение испытаний, измерений, анализа;
- услуги, оказываемые внутри организации;
- номенклатура сырья, материалов, комплектующих изделий;
- процессы выполнения работ на стадии ЖЦП.
СТО могут разделяться для обеспечений требований ТР, применения национальных стандартов РФ, межгосударственных, национальных стандартов других стран, СТО других организаций.
СТО развивается, также на полученные в результате научных исследований принципиально новые виды продукции, процессы, услуги, методы испытаний, нетрадиционные технологии, с целью распространения фундаментальных исследований.
СТО не должны противоречить:
- требованиям ТР;
- национальным стандартам, обеспечивающим применение международных стандартов ИСО, МЭК;
- не должны содержать требования, характеристики, параметры, противоречащие национальным стандартам.
Разработку СТО ведут с учётом национальных стандартов общетехнических систем (ЕСКД, ЕСТД и т.п.).
2.3 Порядок разработки и оформления СТО
2.3.1 Стадии разработки СТО
Основанием для разработки СТО является:
- организационно-распорядительный документ, предусматривающий разработку (программу по качеству, план стандартизации, план совершенствования СК);
- указания руководства (оформляются в виде распоряжений и приказов);
- СТО могут разрабатываться в инициативном порядке.
Организационно-распорядительный документ разрабатывает отдел стандартизации.
Организационно-методической основой разработки СТО являются ФЗ «О технической регламентации», стандарты системы «Стандартизация РФ», в частности ГОСТ Р 1.4 – 2004; ГОСТ Р 1.5 – 2004.
Разработка СТО ведётся по следующим стадиям:
- разработка и утверждение технической задачи (ТЗ) на разработку СТО;
- разработка и утверждение первой редакции проекта СТО и рассылка его на отзыв;
- обработка отзывов, разработка окончательной редакции проекта СТО, представление его на утверждение;
- разработка и утверждение мероприятий по введению в действие СТО и его регистрация;
- рассылка СТО;
- изменение СТО.
Ответственность должностных лиц при разработке СТО.
Исполнитель основного подразделения – разработчика СТО несёт ответственность за содержание и плановые сроки.
Начальники подразделений – согласователей СТО несут ответственность за целесообразность и правильность предлагаемых решений, своевременность представления отзывов на первую редакцию.
Начальник отдела управления качеством несёт ответственность за связь СТО с другими НД системы качества.
Начальник отдел стандартизации несёт ответственность за структуру, наименование СТО, за полноту согласователей, контролирует сроки разработки и изменений СТО, за соответствием СТО положениям стандартов более высокой категории и другими НД.
Главный инженер – за соответствия норм СТО структуре и основным документам организации.
Обозначение СТО состоит:
- из индекса СТО;
- кода предприятия (организации);
- регистрационного номера;
- года утверждения.
Если СТО имеет одинаковый групповой заголовок, то после регистрационного номера указывается порядковый номер в группе.
Пример обозначения.
СТОИКМС. 7.5. 02 – 2003 СМК
индекс стандарта СТО | | | | |
код организации | | | |
№ группы СТО (производство и обслуживание) | | |
№ СТО в группе (управление технологическими | |
процессами) | |
год утверждения |
Техническое задание (ТЗ) на разработку СТО разрабатывают в случае, если СТО разрабатывают несколько подразделений.
ТЗ разрабатывает подразделение – ответственное за разработку СТО.
После утверждения ТЗ исполнитель передаёт его в отдел стандартизации.
2.3.2 Разработка первой редакции проекта СТО
Построение, изложение и содержание СТО должно соответствовать ГОСТ Р 1.5.
С нового листа располагают: «титульный лист», «предисловие», «содержание», «приложения», «лист регистрации изменений».
На первой странице основного текста СТО располагают разделы: «область применения», нормативные ссылки, сокращения, определения.
Первую редакцию СТО подразделения – разработчик рассылает на отзывы и согласование подразделениям-согласователям. В число согласователей включены подразделения, деятельность которых регламентируется СТО.
В отзыве указываются фамилии сотрудников, которые составили пункты отзыва.
На основании отзывов исполнитель СТО составляет сводку отзывов. В сводку отзывов включают не согласованные замечания и предложения.
Процедуры разработки должны предусматривать создание условий для свободного участия в обсуждении проектов и первой редакции СТО широкого круга сотрудников, заинтересованных подразделений, а при разработке СТО на продукцию, поставляемую на внутренний и внешний рынок – представителей других организаций, заказчиков и приобретателей поставляемой продукции.
По отклонённым замечанием подразделение – разработчик СТО организовывает совещание у главного инженера. Решение совещания является основной для разработки окончательной редакции проекта СТО.
Перед утверждением СТО на продукцию, поставляемую на внутренний или внешний рынок, проводится экспертиза СТО. Экспертиза проекта СТО может проводиться силами самой организацией – разработчиком при наличии в ней квалифицированных специалистов и экспертов, или может быть проведена специализированными органами.
Проводятся следующие экспертизы:
- метрологическая (по ГОСТ Р 1.11);
- терминологическая;
- научно – техническая;
- правовая;
- патентная;
- на соответствии ТР и национальным стандартам.
2.3.3 Утверждение и введение в действие СТО
После подписания СТО исполнитель-разработчик готовит проект приказа на введение в действие СТО и передаёт проект приказа совместно со СТО на утверждение директору организации.
После подписания приказа исполнитель СТО заносит сведения о приказе непосредственно в СТО и предъявляет нормоконтролеру:
- СТО;
- отзывы и сводку отзывов;
- ТЗ на разработку;
- протокол совещания.
После проверки документации нормоконтролер подписывает СТО и сдает его и все сопровождающие документы в Бюро технической документации.
Бюро технической документации проводит учёт подлинника СТО.
Сводка отзывов передаётся нормативом на хранение в отдел стандартизации.
Отдел стандартизации (ответственный за НД) отслеживает информацию о вновь введённых и изменённых СТО и доводит её до подразделений.
Если для работы подразделения необходима копия СТО, отдел стандартизации изготавливает её учтённой копии СТО.
2.4 Изменение и пересмотр СТО
Подразделение, ответственное за СТО, обеспечивает поддержание СТО на современном уровне, его своевременную актуализацию на соответствие требованиям стандартов более высокого уровня, на соответствие изменениям организации.
Изменение СТО оформляется в виде «Извещения об изменении». Выбор способа изменения (замена всех листов или изменение текста на отдельных листах зачёркиванием или замена текста с помощью вкладышей зависит от объёма изменений).
Извещение об изменении выпускает подразделение – разработчик СТО и согласовывается с подразделениями, которых касается изменения СТО.
При большом объёме изменений допускается выпускать новую редакцию СТО.
Порядок пересмотра СТО.
Пересмотр каждого СТО проводят не реже одного раза в 5 лет для повышения его научно-технического уровня.
Отдел стандартизации ежегодно определяет СТО, срок пересмотра которых истекает, и включение их в план стандартизации совершенствования НД.
2.5 Заключение
Требования СТО подлежат соблюдению в организациях приобретателях продукции, если СТО указаны в сопроводительной ТД изготовителя.
Сто организации, разработавшей и утвердившей стандарт, может использоваться другой организацией в её интересах только по договору с организацией, утвердившей СТО.
Организация, разработавшая и утвердившая СТО на продукцию, поставляемую на внутренний или на внешний рынок, может готовить предложение о разработке национального стандарта на основе СТО.
3 ТЕХНОЛОГИИ РАЗРАБОТКИ СТАНДАРТОВ ОРГАНИЗАЦИЙ НА СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА (СТО СМК)
3.1 Цели создания СТО СМК
Появление рынков нового типа – рынков потребителей и быстрая глобализация экономики резко обострили конкуренцию и сделали поиск согласия между всеми без исключения заинтересованными сторонами условиями выживания бизнеса.
В связи с этим одной из стратегических линий РФ стало создание такой нормативно – технической базы, определяющей требования к качеству в целом, которая позволила бы конкурентоспособной продукции беспрепятственно продвигаться на международные рынки.
В первую очередь, эта задача решается применением международных нормативных документов в качестве российских. Одной из наиболее важных является серия стандартов ГОСТ Р ИСО 9000, рационализирующая опыт, накопленный различными организациями по системам качества, и являющаяся гарантией стабильного уровня качества.
Согласно положениям ГОСТ Р ИСО 9000 – 2001 документация СМК должна включать:
- документально оформленные заявления о политике и целях в области качества;
- руководство по качеству;
- документированные процедуры по качеству;
- документы, необходимые организации для обеспечения эффективного планирования, осуществления процессов и управления ими;
- записи.
Указанные требования необходимы для полного описания СМК и включается в документ, обладающий статусом СТО – «Руководство по качеству».
Разработка СТО на СМК преследует следующие цели:
- изложение политики организации в области качества;
- описание и внедрение эффективной СМК;
- обеспечение улучшения управления процессами по обеспечению качества;
- обеспечение непрерывности функционирования СМК;
- подготовку персонала в области менеджмента качества;
- презентацию СМК для внешних связей.
3.2 Этапы разработки СТО СМК
СМК следует разрабатывать, основываясь на системном подходе, учитывая передовой отечественный и зарубежный опыт. Причём направление разработки должно обеспечивать гармонизацию СТО СМК с требованиями нового законодательства в области технического регулирования.
Разработка СТО «Руководство по качеству» проходит несколько этапов:
1) подбор исходных документов и определение требования СТО. Его содержание должно отвечать положениям законодательных и нормативных документов в том числе:
- ФЗ «О техническом регулировании»;
- ГОСТ Р ИСО 9001 – 2001 СМК. Требования;
- ГОСТ Р 1.4 – 2004 Стандарты организаций;
- ГОСТ Р 1.5 – 2004 Стандарты национальные РФ;
2) определение процессов, необходимых для функционирования СМК;
3) определение последовательности и взаимодействие этих процессов;
4) определение критериев и методов управления процессами;
5) распределение ответственности по выполнению СМК;
6) определение производственных связей;
7) утверждение проекта СТО.
3.3 Правила построения и изложения СТО СМК
Правила построения и изложения СТО СМК определяются ГОСТ Р 1.4 и положениями, рассмотренными выше в разделе 4.
Титульный лист стандарта. На титульном листе приводят следующие данные:
Пока нет стандартизованного обозначения СТО, одно из рекомендуемых следующее:
СТО АБВГ. 4. 1. 01. – 2005
код (№ раздела) СТО «руководство по качеству» | | |
№ раздела в СТО СМК | |
№ СТО в разделе |
После титульного листа помещают три раздела:
1 – область применения;
2 – нормативные ссылки;
3 – определения, обозначения, сокращения.
Раздел 1: Область применения.
В этом разделе указывается:
- почтовый и юридической адреса;
- основные виды деятельности организации; (например, разработка производство и ремонт военной техники связи, а именно…..);
- для каких целей применяется СТО и на какую продукцию он распространяется (например, данный СТО распространяется на продукцию рязанского радиозавода:
6 класс (по классификатору ОКП) – мебельная фурнитура металлическая;
9класс – радиостанции; головки динамические; громкоговорители; стереофонические наушники; штепсельные разъемы; приборы для установки момента зажигания двигателей;
11 класс – ионизаторы воздуха и т.д.
Раздел 2: Нормативные ссылки.
В этом разделе приводится перечень стандартов, на которые в тексте СТО имеются ссылки. Например, для СТО СМК важны ссылки на:
ГОСТ Р ИСО 9000 – 2001. СМК. Основные положения и словарь
ИСО 10013 – 2001. Рекомендации по документированию СМК.
ГОСТ 15. 309 – 98. СРПП. Испытания и приемка выпускаемой продукции.
Раздел 3: Определения, обозначения, сокращения.
Например.
В настоящем СТО применяются термины и определения по ГОСТ Р ИСО 9000.
Принятые сокращения:
ОГК – отдел главного конструктора;
ПЗ – представительство заказчика;
СРПП – система стандартов по разработке и постановке продукции на производство и т. д.
Далее следуют разделы (начиная с четвертого), составляющие непосредственное содержание СТО «Руководство по качеству».
Раздел 4: СМК организации.
Общие требования.
СМК организации – это совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих элементов для реализации политики в области качества и достижения поставленных целей в области качества.
В основу созданной СМК положены восемь известных принципов TQM:
- ориентация на потребителя;
- лидерство руководителя;
- вовлечение работников;
- процессный подход;
- системный подход к менеджменту;
- постоянное улучшение;
- принятие решений, основанное на фактах;
- взаимовыгодные отношения с поставщиками.
Эффективность функционирования СМК обеспечивается за счет:
а) определение процессов их последовательности и взаимодействия;
б) определение критерием и методов оценки результативности процессов;
в) наличия ресурсов и информации, необходимых для поддержки процессов, их мониторинга, измерения и анализа;
г) принятие мер по постоянному улучшению процессов;
д) наличия:
- необходимой конструкторской и технологической документации и фонда нормативной документации;
- необходимого испытательного оборудования и контрольно – измерительных приборов;
- производственных помещений; в том числе для проведения контрольных, периодических, квалифицированных и типовых испытаний;
- квалифицированного персонала;
- процедуры принятия мер в случае рекламации.
Качество должно обеспечиваться на всех уровнях управления: на уровне руководства; отдела и цеха; на уровне участка, бригады, конкретного специалиста и рабочего.
Для решения вопросов управления и улучшения в организации создается постоянно действующая комиссия по качеству (ПДКК).
Состав ПДКК, ее задачи, порядок работы, права и обязанности излагаются в специальном СТО.
В организации создается служба качества организации. В состав службы качества входят:
- отдел управления и контроля качества (ОУ и КК);
- отдел гарантийного обслуживания (ОГО);
- отдел испытательный.