Обработка результатов прямых однократных измерении
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ОБРАБОТКЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИЗМЕРЕНИЙ
Результат измерения Х состоит из действительного значения измеряемой величины ХД и погрешности измерения Δ:
Х = ХД + Δ
о
В общем случае Δ состоит из систематической Δc и случайной Δ составляющих погрешности.
При обработке результатов измерений различают прямые и косвенные, однократные и многократные измерения.
Обработка результатов прямых однократных измерении
Однократные измерения проводятся только при отсутствии случайной составляющей погрешности, поэтому при однократных измерениях оценивается только систематическая погрешность Δc .
Систематическая погрешность измерения складывается из трех составляющих: основной инструментальной Δосн, дополнительной инструментальной Δдоп и методической погрешности Δ м.
1.1.1. Определение основной инструментальной погрешности.
Основная инструментальная погрешность определяется по классу точности прибора.
Если класс точности представлен в виде предела приведенной погрешности (обозначен на приборе десятичным числом с точкой) как:
где К - класс точности прибора,
Х N - нормирующее значение, то
Если класс точности прибора представлен в виде отношения c/d , то в относительном виде основную инструментальную погрешность измерения
d осн можно определить по выражению:
где Х N - конечное значение диапазона измерения прибора,
Х - измеряемое значение.
В абсолютном виде основную инструментальную погрешность Δосн можно определить по выражению:
1.1.2. Определение дополнительной инструментальной погрешности Дополнительная инструментальная погрешность также связана с классом точности прибора и выражается в той же форме, что и основная погрешность.
Например, изменение показаний электроизмерительного прибора класса 0,5, вызванное изменением температуры окружающей среды, не должно выходить за пределы 0,5% на каждые 10°С изменения температуры в пределах рабочего интервала температур,
Конкретная связь дополнительной погрешности с классом точности раскрывается в частных стандартах на средства измерения.
Для цифровых приборов (класс точности которых задается в виде c/d) дополнительная инструментальная погрешность dдоп, вызванная изменением температуры на Δt градусов относительно нормальной (20 С) и выраженная в процентах, не превышает значения:
а абсолютная не превышает значения:
1.1.3. Определение методической погрешности
Методическая погрешность возникает из-за несовершенства метода измерения, из-за влияния средств измерения на объект, свойство которого
измеряется, т.е. в каждом конкретном случае методическая погрешность оценивается по-своему.
Так при измерении тока в цепи амперметром, включаемым в цепь во время измерения, методическая погрешность возникает из-за изменения тока
при включении амперметра с внутренним сопротивлением RА(80 Ом ) в цепь с сопротивлением R(10 кОм) за счет изменения общего сопротивления (рис.1)