Требования к оформлению и содержанию пояснительной записки

Курсового проекта

3.1. Требования к содержанию пояснительной записки курсового проекта

В рамках настоящего курсового проекта может выполняться проектирование:

- автоматизированной информационной системы учётного типа (реализующей информационное пространство первого уровня);

- автоматизированной информационной системы аналитического типа (реализующей информационное пространство второго типа);

- автоматизированной системы поддержки принятия решений модельного типа (основным компонентом которой является база моделей: математических, статистических и других);

- автоматизированной системы поддержки принятия решений экспертного типа (основным компонентом которой является база знаний);

- автоматизированной информационно – поисковой системы;

- web – узла или Internet – портала;

а также интеллектуальной информационной системы любого не указанного выше класса.

Структура пояснительной записки курсового проекта включает:

- титульный лист (оформляется в соответствии с приложением 1 или образцом);

- содержание (оглавление);

- введение;

- основная часть;

- заключение;

- список использованных источников;

- приложения.

Основная часть пояснительной записки курсового проекта состоит из: первой главы, второй главы, третьей главы и четвёртой главы.

Важными содержательными разделами пояснительной записки курсового проекта являются: вве­дение, первая глава, вторая глава, третья глава, четвёртая глава и заключение.

Названия разделов в содержании и в тексте пояснительной записки курсового проекта оформляются прописными символами без применения переноса (см. пример оформления).

В тексте курсового проекта названия глав выделяются полужирным шриф­том. В содержании проекта названия параграфов нумеруются и оформляются строчными буквами. В тексте курсового проекта названия параграфов выделяются полужирным шрифтом (см. пример оформления).

Каждая глава должна начинаться с начала новой страницы. Параграфы в пределах одной главы следуют поочерёдно один за другим, с интервалом в од­ну пустую строку между параграфами. Если на странице помещается только название параграфа, а текст параграфа будет размещаться на новой странице, то его название надо также перенести на новую страницу.

Размер параграфа не должен быть менее одной печатной страницы, если он имеет меньший объём, то его не следует выделять в тексте пояснительной записки проекта. В тексте пояснительной записки курсового проекта не должно быть каких - либо других заголовков кроме тех, что определены в его содержании.

Пример оформления содержания к курсовому проекту по дисциплине «Проектирование автоматизированных систем обработки информации и управления»на тему: «Проектирование автоматизированной СППР для повышения эффективности сбыта продукции (на примере ЗАО «Гагаринконсервмолоко»)».

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….……….
ГЛАВА 1. ОПИСАНИЕ И АНАЛИЗ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ ЗАО «ГАГАРИНКОНСЕРВМОЛОКО» 1.1. Общая характеристика ЗАО «Гагаринконсервмолоко» и его деятельности…...…….......…………...………………………….....................................
1.2. Описание и анализ информационной системы ЗАО «Гагаринконсервмолоко»………………………………………………………………………...
1.3. Обзор существующих программных продуктов, применяемых для ведения складского учета.......................................................................................
1.4. Модель "AS - IS" деятельности подсистемы учёта товарно - ма­те­­риальных ценностей и сбыта готовой продукции ЗАО «Гагаринконсервмолоко»..........................................................................................................
ГЛАВА 2. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ СППР  
2.1. Описание основных функциональных подсистем СППР.........................
2.2. Проектирование информационной базы СППР......................................... 2.2.1. Инфологическое проектирование............................................................
2.2.2. Обоснование и выбор инструментальных средств разработки СППР.....................................................................................................................
2.2.3. Даталогическое проектирование.............................................................
2.3. Проектирование информационных потоков подсистемы учёта товар-но - ма­те­­риальных ценностей и сбыта готовой продукции ЗАО «Гагаринконсервмолоко» в виде диаграмм потоков данных..........................................
ГЛАВА 3. ПРОЕКТИРОВАНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКОГО И ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ СППР 3.1. Математическое обеспечение СППР..........................................................    
3.2. Описание интерфейса программного обеспечения СППР.....................................................................................................................
3.3 Проектирование физической структуры программного обеспечения СППР.....................................................................................................................
3.4. Модель «TO - BE» деятельности подсистемы учёта товарно - ма­те­­риальных ценностей и сбыта готовой продукции ЗАО «Гагаринконсервмолоко»...............................................................................................................
ГЛАВА 4. ОЦЕНКА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ РАЗРАБОТКИ И ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРОЕКТА  
4.1. Обоснование экономической целесообразности разработки системы поддержки принятия решений по вопросам реализации готовой продукции для ЗАО «Гагаринконсервмолоко».............................................................
4.2. Оценка информационной безопасности проекта………………………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...................................................................................................
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………..
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………...

Распределение материала между главами пояснительной записки курсового проекта должно быть равномерным, т.е. все главы должны иметь примерно равный объём. Наиболее значимыми являются вторая и третья главы. Они отражает результаты проектирования основных функциональных подсистем автоматизированной информационной системы, поэтому объём каждой из них не должен быть меньше примерно одной четверти объёма всего курсового проекта.

Во введении курсового проекта указываются цель, объект, предмет и ин­формационная база исследования, определяется значение и актуальность темы.

Примеры формулировок цели, объекта, предмета и информационной ба­зы исследования для введения курсового проекта по дисциплине «Проектирование автоматизированных систем обработки информации и управления» на тему: «Проектирование СППР для повышения эффективности сбыта продукции (на примере ЗАО «Гагаринконсервмолоко») приводятся ниже.

Целью исследования, проводимого в рамках настоящего курсового проекта, является проектирование автоматизированной системы поддержки принятия решений для оперативного обеспечения руководства предприятия адекватной, точной информацией, необходимой для принятия управленческих решений, получение которых в настоящее время осуществляется в условиях недостаточной информированности руководства ЗАО «Гагаринконсервмолоко» о состоянии запасов ресурсов производства и сбыта готовой продукции.

Объектом исследования является подсистема учёта товарно - ма­те­­риальных ценностей и сбыта готовой продукции информационной системы ЗАО «Гагаринконсервмолоко».

Предметом исследования является методика ведения складского учёта и сбыта готовой продукции на ЗАО «Гагаринконсервмолоко», деятельность сотрудников складов, работников бухгалтерии, экономического отдела, руководства предприятия, связанная с учётом ресурсов производства и готовой продукции, а также с организацией её сбыта.

Информационной базой исследования послужили формы документов, на основе которых реализуется учёт товарно – материальных ценностей на складе ЗАО «Гагаринконсервмолоко», Устав предприятия, должностные инструкции сотрудников, осуществляющих учёт материальных ценностей и сбыт готовой продукции на ЗАО «Гагаринконсервмолоко», техническая документация по использованию СУБД Visual FoxPro 6.0, CASE – средства Сomputer Associa­tes BPWin v4.1.

Основная содержательная часть курсового проекта, с учётом изложенного выше, должна включать информацию об основных этапах проектирования АИС в соответствии с ГОСТ 34601 – 90 (по желанию студент может пользоваться также стандартом ISO/ IEC 12207).

В пояснительной записке курсового проекта необходимо достаточно подробно отразить содержание работ, выполненных на стадиях: разработка технического задания; техническое проектирование; рабочее проектирование.

АИС включает следующие функциональные подсистемы:

- математическое обеспечение;

- программное обеспечение;

- техническое обеспечение;

- эргономическое обеспечение;

- лингвистическое обеспечение;

- правовое обеспечение;

- организационное обеспечение;

- информационное обеспечение.

В пояснительной записке курсового проекта должно быть представлено описание всех перечисленных функциональных подсистем проектируемой АИС (обычно этот материал приводится во второй и третьей главе).

На этапе разработки технического задания необходимо сформулировать основные задачи, на решение которых будет ориентирована проектируемая АИС, требования к ней предъявляемые. Указанный материал целесообразно разместить в первой главе пояснительной записки курсового проекта. В первой главе необходимо идентифицировать и описать проблему, для решения которой будет проектироваться АИС, указанная в теме курсового проекта.

Для этого следует выполнить детальный анализ деятельности объекта автоматизации и его информационной системы. В качестве объекта автоматизации может выступать структурное подразделение, несколько структурных подразделений, предприятие или организация, отдельный сотрудник. Обязательно следует определить функции, выполняемые сотрудниками (сотрудником) объекта автоматизации. По результатам проведённого исследования необходимо построить модель «AS - IS» деятельности объекта автоматизации. Модель «AS - IS» может быть представлена в виде произвольного графа с соответствующим описанием, в виде SADT – диаграммы или DFD (диаграммы потоков данных). Модель «AS - IS» также обязательно включает словесное описание информационных процессов и функций, реализуемых сотрудниками на объекте автоматизации.

После исследования объекта автоматизации и его информационной системы необходимо указать обнаруженные исследователем недостатки в процессах сбора, обработки и выборки информации.

Пример модели «AS - IS» деятельности подсистемы учёта товарно - ма­те­­риальных ценностей и сбыта готовой продукции ЗАО «Гагаринконсервмолоко» приводится ниже.

На ЗАО «Гагаринконсервмолоко» существует два склада, подчиняющиеся работникам центральной бухгалтерии: склад готовой продукции и материальный склад. Оба склада не оснащены средствами вычислительной техники. Первичные документы регистрируются в бухгалтерии, где также происходят расчеты с покупателями продукции и поставщиками товарно-материальных ценностей. Возможны два способа расчета с покупателями продукции: наличная оплата и внесение предварительной оплаты покупателем. В случае внесения предварительной оплаты покупатель перечисляет некоторую денежную сумму на расчетный счет предприятия или вносит деньги в кассу. Основанием зачисления суммы предварительной оплаты служат банковские документы о перечислении суммы и документы об оплате в кассу предприятия. Так как выпускаемая предприятием продукция является скоропортящейся, то на складе фактически она не хранится. Исключение составляет только продукция, срок хранения которой составляет более трех суток (например, сухое молоко, масло). На рисунке 2 представлена полная схема документооборота модели "AS – IS" ЗАО "Гагаринконсервмолоко".

Вся продукция поступает на склад с основного производства на основании приходных товарно-транспортных накладных, которые содержат следующие реквизиты: номер приходной накладной, дата накладной, цех основного производства, из которого поступила готовая продукция, подпись главного бухгалтера, в виде таблица оформлены сведения об отпускаемой продукции (порядковый номер, наименование продукции, масса нетто и количество экземпляров тары). Подписывается данный документ лицом, передавшим продукцию на склад и лицом, принявшим ее на склад. Также на склад готовой продукции от контролера ОТК поступает такой документ как удостоверение о безопасности и качестве продукции, содержащий наименование продукции, номер партии, стандарт, количество товара, номер товарно-транспортной накладной, дату выработки продукции, срок хранения, физико-химические показатели (например, жирность, кислотность, плотность и т.д.).

  Рис. 2. Модель "AS – IS" деятельности подсистемы учёта товарно – материальных ценностей и готовой продукции ЗАО "Гагаринконсервмолоко"
Требования к оформлению и содержанию пояснительной записки - student2.ru

Пояснения к рисунку 2:

1 - разрешение на отпуск товарно-материальных ценностей;

2 - удостоверение о качестве и безопасности продукции;

3 - акт приемки-передачи материальных ценностей на склад;

4 - приходные документы от контрагентов;

5 - накладная на отпуск товарно-материальных ценностей на сторону;

6 - товарно-транспортная накладная;

7 - накладная на отпуск товарно-материальных ценностей в основное производство;

8 - банковские документы, подтверждающие поступление денежных средств на расчетный счет предприятия;

9 - накладная на отпуск готовой продукции;

10 - реестр на отпуск готовой продукции за день;

11 - отчет о движении материальных ценностей на складе;

12 - требование на отпуск материальных ценностей.

Отпуск продукции со склада готовой продукции происходит на основании разрешения на отпуск готовой продукции и расходных накладных, в которых указывается номер и дата накладной, поставщик, получатель, код получателя, вид товара, номенклатурный номер, единица измерения продукции, количество отпущенной продукции, цена за единицу продукции, сумма без учета НДС, процентная ставка НДС, сумма НДС, общая сумма с учетом НДС, дата выработки и срок реализации продукции. Цельномолочная продукция, упакованная, как правило, в полиэтиленовые пакеты, помещается в тару, стоимость которой также указывается в накладной. В конечных строках накладной указывается итоговая сумма прописью, в том числе НДС, подпись разрешившего отпуск, подпись главного бухгалтера, подпись лиц получившего и отпустившего продукцию. В итоговую сумму не включается стоимость тары. Вместе с расходной накладной покупателю выдается удостоверение о безопасности и качестве продукции, описанный выше. По окончанию рабочего дня на складе готовой продукции заполняется реестр на отпуск по складу цельномолочной продукции за отчетную дату. Данный документ имеет вид таблицы. По столбцам указывается наименование продукции, его упаковка, вес. Первая строка в реестре на отпуск по складу цельномолочной продукции представляет собой приход продукции на склад. В следующих строках указывается расход по каждому лицу, закупившему товар. В итоговой строке документа подсчитывается расход по каждому виду продукции. В данном документе не отображается продукция, срок хранения которой составляет более 3 суток.

Для учета хранения сухого молока и масла ведется отдельный документ – складской журнал, в котором указывается вид продукции, номер партии, дата выработки, срок хранения, количество мест, вес данного места. Расход продукции ведется в таблице, где указывается дата расхода, получатель товара, количество отпущенного товара и его остаток.

Также на складе готовой продукции ведется учет тары. Учет поступления тары из подразделений предприятия ведется на основании накладных на отпуск товаров на склад готовой продукции. Возвращаемая от покупателей тара принимается по накладной на приемку тары, содержащей следующие поля: лицо, вернувшее тару, наименование тары, количество тары, лицо, принявшее тару. Отпускаемая покупателям тара учитывается в расходных накладных. Отпускаемая в производство тара учитывается в накладных на отпуск тары в подразделения предприятия, содержащей наименование подразделения, наименование тары и ее количество. Также ежедневно ведется карточка учета движения тары по каждому наименованию тары, содержащий следующие графы: наименование получателя или отправителя (могут быть как закупщики продукции, так и внутренние подразделения), приход, расход и остаток тары.

Как и на складе готовой продукции, на материальном складе приход товаров ведется на основании приходных накладных или счетов-фактур, которые содержат реквизиты поставщиков и получателей продукции, условия оплаты номер счета, дату выплаты. В таблице представлены сведения о поступивших товарах: наименование товара, единица измерения, количество, цена, стоимость товара, налоговая ставка, сумма налога, общая стоимость, страна происхождения и номер таможенной декларации, если товар производился за рубежом. Также совместно с работниками отдела снабжения и сбыта составляется акт приема-передачи материальных ценностей на склад, содержащий в себе номер приходного документа, наименование материальных ценностей, их количество и состояние объекта приемки.

Для получения материальных ценностей со склада руководитель структурного подразделения выписывает требование на отпуск материальных ценностей в производство, содержащее наименование материальной ценности, ее количество. Данное требование поступает к работникам отдела снабжения и сбыта, и в случае отсутствия запрашиваемой материальной ценности работники отдела снабжения и сбыта в кратчайшие сроки закупают данную материальную ценность. Отпуск товаров в производство ведется на основании накладной на внутреннее перемещение материалов, в которой указывается, с какого склада и в какой цех движутся материальные ценности и их количество.

Для отпуска материальных ценностей на сторону заполняется накладная на отпуск товаров на сторону, имеющая реквизиты как у любой расходной накладной.

Для внутреннего учета материальных ценностей на материальном складе ведется карточка складского учета материалов по каждому наименованию материалов, где указывается приход и расход материальных ценностей, дата отпуска или приема на складской учет, подразделение куда отпущены или лицо, от которого получены материальные ценности, подпись лица, сделавшего запись в карточке.

По окончании месяца, квартала или года на материальном складе составляется отчет о наличии ценностей на складе на основании карточек складского учета. Данный отчет содержит наименование товара, его количество на начало отчетного периода, количество поступившее за отчетный период, количество израсходованное за отчетный период, остаток на складе на отчетную дату.

На основе исследования предметной области – подсистемы учёта товарно– материальных ценностей и готовой продукции ЗАО «Гагаринконсервмолоко», включающей материальный склад, склад готовой продукции, бухгалтерию, выявлены основные функции, выполняемые сотрудниками указанных структурных подразделений при реализации продукции предприятия:

- приём готовой продукции из цехов основного производства или материальных ценностей от контрагентов на склад и оформление соответствующей документации;

- приём тары от потребителей, производящих её возврат;

- контроль сроков хранения и реализации молочной продукции;

- отпуск молочной продукции потребителям и оформление соответствующей документации;

- отпуск материалов и тары в производство и оформление необходимой документации;

- контроль поступления денежных средств за реализуемую продукцию;

- приём и передача потребителям сертификатов качества продукции;

- формирование отчётов по отгруженной со склада продукции;

- ежедневный учёт остатков готовой продукции и материальных ценностей на складе предприятия и формирование соответствующей отчётности;

- ведение картотеки товарно – материальных ценностей.

Недостатками функционирования подсистемы учёта товарно – материальных ценностей и готовой продукции ЗАО «Гагаринконсервмолоко» являются:

- высокая трудоёмкость ведения учёта товарно – материальных ценностей на складах ЗАО «Гагаринсконсервмолоко»;

- высокая трудоёмкость и низкая оперативность формирования необходимой отчётности;

- отсутствие оперативной и точной информации в произвольные моменты времени у руководства предприятия и руководителей структурных подразделений о состоянии складов и процессах реализации продукции;

- отсутствие статистических данных о «постоянных» потребителях продукции;

- отсутствие оперативной информации в произвольные моменты времени о денежных средствах, поступивших от клиентов в качестве предоплаты за продукцию;

- отсутствие оперативной информации в произвольные моменты времени о наличии тары в цехах основного производства и на складе предприятия.

Для преодоления указанных недостатков следует разработать автоматизированную СППР для повышения эффективности процессов учёта и сбыта готовой продукции на ЗАО «Гагаринконсервмолоко».

На начальном этапе проектирования АИС необходимо выполнить обоснование целесообразности разработки автоматизированной системы. В рамках этого обоснования должны быть приведены показатели повышения производительности, оперативности деятельности объекта автоматизации, прогнозируемые или реальные после внедрения АИС, либо экономические показатели, отражающие результаты улучшения его функционирования. Отразить результаты обоснования целесообразности проектирования АИС необходимо в четвёртой главе пояснительной записки курсового проекта.

Рассмотрим пример расчёта себестоимости разработки и внедрения на предприятии автоматизированной информационной системы, методику расчёта показателей оценки эффективности её функционирования на объекте автоматизации.

Наши рекомендации