Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.

В учебном курсе «Технология» используется система значков навигации (с. 2 каждого учебника), которая помогает учащемуся работать с материалом учебника: «Вспоминаем правила и приемы работы», «Ищем информацию», «Проверяем себя», «Рабочая тетрадь», «Заглянем в «Словарик юного технолога» и др.

В учебниках 1—4 класса дети знакомятся с различными знаково-символическими системами, имеющими практическое применение не только на уроках технологии, но и в быту. Например, в учебнике 1 класса приводятся знаки дорожного движения (с. 121), в 3классе — вводится понятие «масштаб» (с. 15) и его обозначение на чертеже, условные обозначения линий чертежа (с. 17), а также условные обозначения техники оригами (с. 118).

Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета.

Представлены задания, направленные на самостоятельный поиск информации (1 класс, с. 56, 58, 62 и др.; 2 класс, с. 14, 20, 34 и др.; 3 класс, с. 24, 80 и др.; 4 класс, с. 24, 30 и др.). Они отмечены на полях значком «Ищем информацию».

Кроме того, в учебнике «Технология» для каждого класса введен специальный раздел «Человек и информация», в котором учащиеся знакомятся с разными источниками информации, способами ее поиска, переработки, передачи и использования от древних времен (1класс, наскальные рисунки и письма на глиняных дощечках) до сегодняшних дней (3—4 класс, книги, почта, компьютерные средства).

В конце каждого учебника помещен «Словарик юного технолога», в котором поясняется смысл новых понятий, что позволяет учащимся самостоятельно отыскивать необходимую им информацию.

Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.

В учебниках широко представлены разнообразные по виду тексты, что способствует повышению интереса обучающихся: стихи, пословицы, поговорки, соответствующие заданным темам (1 класс, с. 30: в рамках проекта «Осенний урожай» — работа с пластилином — дается стихотворение И. Белякова «Картошка» и задание по смыслу стихотворения — определить, какой урожай соберет герой стихотворения; 2 класс, с. 36, 57); загадки (1 класс, с. 31, 88); научно-познавательные тексты (2 класс, с. 12, 13; 26, 45 и др.; 3 класс, с. 59, 100 и др.; 4 класс, с. 10, 18 и др.). В конце каждого учебника помещен «Словарик юного технолога», в котором объясняются термины и понятия, используемые в учебнике.

Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям

В учебниках содержатся задания, способствующие активизации умственной деятельности учащихся, развитию логического мышления. Например, задания, где нужно сравнить свойства материалов, для чего необходимо выполнить элементарное исследование или эксперимент, провести наблюдение над объектом (1 класс, с. 112 — при изготовлении модели парашюта наблюдают, как он опускается в зависимости от веса груза и делают соответствующий вывод; 4 класс, с. 100 — выполняют изделие, с помощью которого можно замерить количество вытекающей из крана воды, и определить, как обеспечить ее экономный расход).

Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Все учебники УМК «Технология» (1—4) начинаются с раздела «Давайте познакомимся». Этот раздел позволяет учащимся понять, как работать с книгой, научиться пользоваться навигационной системой, которая значительно облегчает работу и ученика и учителя. Таким образом, дети учатся работать (общаться) с учебником, что крайне необходимо в начальной школе.

В начале учебника 1 класса также представлен раздел «Я и мои друзья», позволяющий ученикам быстро познакомиться друг с другом и рассказать о себе (1 класс, с. 7).

Основа обучения технологии по данному УМК — проектная деятельность — построена на совместной работе учащихся. Основные методы работы — групповые и парные. Пары и группы в зависимости от видов работ могут быть постоянного и смешанного состав. В 1—3 классах ученики с помощью учителя (1 класс, с. 28, 44, 46, 60; 2 класс, с. 22, 40, и др.; 3 класс, с. 28, 132), а в 4 классе самостоятельно распределяют роли (руководитель — исполнитель), меняются ролями в процессе работы, распределяют объем выполненных работ, подбирают инструменты и материалы, учатся высказывать свое мнение и выслушивать мнение другого человека, задавать вопросы и отвечать на них, вырабатывать согласованную позицию при обсуждении замысла проекта, плана реализации, оформления изделия, презентации готового проекта. В результате выполнения под руководством учителя коллективных и групповых работ ученики приобретают навыки сотрудничества и взаимопомощи, учатся конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон.

Наши рекомендации