Информационные системы управления товародвижением
Этапы управления | Цели этапов | Содержание информационных процессов |
1. Принятие управленческих решений. 2. Планирование технологии логистических процессов. 3. Оперативное управление сила-ми и средствами. | Выбор рациональной (оптимальной) структуры логистической цепи. Разработка планов работ и доведение задач до исполнителей. Контроль и координация логистических процессов. | Сбор и обобщение заявок на логистические услуги; информация о наличии запасов на складе; наличие свободной складской емкости для приема грузов; состояние транспортных средств, готовых к выполнению задач; возможности объектов в логистической цепи по переработке грузов. детальный анализ заявок по количеству и особенностям доставки груза; расчет необходимого количества транспортных средств и сроков их готовности к работе; оценка состояния коммуникаций и средняя скорость движения по их участкам; разработка графиков движения транспортных средств на всем пути следования грузов; согласование объемов и сроков выполнения работ по передаче грузов в пунктах стыка. ведение графиков выполнения задач с учетом информации о положении транспортных средств; корректировка заданий с учетом реальной обстановки и доведение новых распоряжений; учет наличия и движения материальных ценностей на складах; выдача справок по запросам должностных лиц с использованием единой базы данных; накопление статистических данных и прогнозирование логистических процессов на перспективу. |
Известно, что основой управления логистическими процессами является принятие управленческих решений на основе сбора и переработки информации, выработки возможных вариантов применения сил и средств, а также выбора рационального (оптимального) решения.
Информационный обмен на этом этапе управления логистическими процессами включает
сбор и обобщение заявок на логистические услуги;
уточнение информации о наличии запасов на складе отправителя грузов и их готовность к отгрузке;
анализ наличия свободной складской емкости для приема грузов получателем и его согласия на прием данного груза;
прогнозирование положения и состояния транспортных средств, их готовность к выполнению задач;
оценка возможностей объектов в логистической цепи по переработке данного вида грузов.
В результате обобщения заявок на логистические услуги и их сопоставления с состоянием и возможностями сил и средств вырабатываются варианты структуры логистической цепи на всем пути товародвижения и технологии продвижения грузов, а также распределения сил и средств по участкам работ. При этом по критериям затрат времени и стоимости услуг выбираются наиболее выгодные виды транспорта и типы транспортных средств, промежуточные объекты перевалки грузов.
Особенностями функционирования участников товародвижения является принятие решения в условиях неопределенности, обусловленной высокой динамикой использования сил и средств, а также необходимостью предварительного согласования технологии продвижения грузов по видам транспорта и объектам грузопереработки.
В частности при оценке возможности выполнения поступающих заявок на логистические услуги требуется прогнозировать сроки завершение силами и средствами текущих задач, а также состояние и занятость видов транспорта и объектов грузообработки работами по их обслуживанию и ремонту.
Различные варианты структуры логистической цепи и технологии продвижения грузов сопоставляются по критериям сроков и стоимости доставки, а при выборе рационального (оптимального) варианта учитывается требование заявителей услуг, а их согласие на вариант доставки может оформляться в письменном виде.
Принятое управленческое решение является основанием для планирования технологии логистических процессов по месту и времени, разработки документов управления и доведения задач до исполнителей.
Обмен информацией на этапе планирования логистических процессов обычно включает:
детальный анализ заявок, в том числе количество и особенности груза, отправители и получатели, места отгрузки и доставки, заявленные сроки доставки;
расчет необходимого количества транспортных средств и сроков их готовности к подаче под погрузку;
оценка состояния коммуникаций и средняя скорость движения по участкам логистической цепи;
разработка графиков движения транспортных средств на всем пути следования грузов и формирование заданий исполнителям логистических процессов;
согласование объемов и сроков выполнения работ по передаче грузов в пунктах стыка различных видов транспорта.
Нередко в целях экономии ресурсов и сокращения трудоемкости работ выявляется наличие заявок на доставку грузов в попутном направлении и формирование сборных отправок.
По результатам расчетов уточняется управленческое решение, при существенных отклонениях производится их согласование с заявителями услуг, в отдельных случаях возможен даже отказ от выполнения заявки.
Информационный обмен на этапе оперативного управления силами и средствами в процессе выполнения задач преследует цель контроля и координации логистических процессов и включает;
ведение графиков выполнения задач с учетом информации о положении транспортных средств с грузами на маршрутах перевозок;
корректировка заданий с учетом реальной обстановки, разработка документов по управлению логистическими процессами и доведение их до исполнителей;
учет наличия и движения материальных ценностей на складах;
выдача справок по запросам должностных лиц с использованием единой базы данных;
накопление статистических данных и прогнозирование логистических процессов на перспективу.
При резких изменениях ситуации принимаются оперативные меры по оказанию помощи исполнителям, в том числе за счет использования резерва сил и средств или разработки запасных (дублирующих) вариантов организации товародвижения.
Оперативное управление текущими задачами сочетается с подготовкой сил и средств к выполнению последующих заявок на логистические услуги с учетом накопленного положительного опыта и выявленных типовых ошибок в процессе информационного обмена.
Наиболее трудоемким и ответственным этапом управления товародвижения считается планирование логистических процессов, поэтому разработке плановых информационных логистических систем посвящено первостепенное внимание ученым и практиков. Первой плановой информационной системой с использованием принципов логистики считается система MRP (планирование потребности в материалах), которая формирует перечень необходимых материалов для производства определенного количества готовой продукции в соответствии с прогнозом рыночной конъюнктуры.
Система MRP является по существу толкающей и располагает широким набором машинных программ для формирования заказов поставщикам, согласования и оперативного регулирования снабженческих, производственных и сбытовых функций в режиме реального времени. В качестве основы системы используется понятие BOM (Bill of Material) - спецификация изделия, определяющая зависимость спроса на сырье, материалы, полуфабрикаты и комплектующие изделия от плана выпуска конечной готовой продукции.
Система MRP-II представляет собой второе поколение, включает в себя все функции MRP в части определения потребности в материалах, а также функции управления технологическими процессами, в том числе управление запасами и закупками, определение уровня страховых запасов и затрат на их содержание. В качестве элемента системы MRP-II используется блок CRP (Capaciti Requirement Planning) - планирование потребности в производственных мощностях, вплоть дл каждого рабочего места на основании поступающих заказов.
Данная система носит тянущий характер и широко используется в среднем и малом бизнесе с учетом работы под заказ с поставкой продукции как для заказчиков, так и для торгово-посреднических структур. Так система управления дистрибьюцией продукции (DRP-I), являясь базой для интегральной увязки логистических и маркетинговых функций, позволяет прогнозировать рыночную конъюнктуру, оптимизировать логистические издержки за счет сокращения транспортных расходов и затрат на товародвижение.
Конечной функцией системы DRP-I является планирование транспортных перевозок с автоматизированной обработкой заявок на транспортное обслуживание, составление и корректировки графиков перевозок в реальном масштабе времени. Основой информационной базы данных системы DRP-I являются сведения о перевозимой и складируемой продукции от поставщиков и складов.
Для этого может использоваться информационная система ОРТ (оптимизированная производственная технология), которая широко применяется в США и других странах с 1980 годов. В этой системе на качественно новой основе получили дальнейшее развитие идеи, заложенные в системах MRP и KANBAN, в частности выявление узких мест или критических ресурсов, в качестве которых могут выступать запасы сырья и материалов, машины и оборудование, технологические процессы и персонал.
Формирование информационных потоков с использованием стандартных программ обладает рядом преимуществ, однако предполагает выполнение ряда условий:
комплексный подход к процессу товародвижения как совокупности информационных, финансовых и материальных потоков;
обоснованность границ применения математических методов и эвристических решений должностных лиц в человеко-машинных системах;
адекватность математических моделей и принимаемых управленческих решений реальной логистической системе;
учет многовариантности рыночной ситуации, необходимость гибкости при согласовании ритмов информационных, финансовых, материальных и транспортных потоков;
согласование технических, технологических, информационных и экономических аспектов при формировании и оптимизации моделей взаимодействия ресурсов.
Дальнейшее развитие информационных систем, обеспечивающих логистическое товародвижение, предполагается в направлении создания широко интегрированных корпоративных систем ERP- класса, в которых совмещаются базы для хранения данных, аналитические инструменты для расчетов и оптимизации решений, а также системы документооборота по товародвижению.
Системы ERP- класса являются результатом эволюции MRP-I и MRP-II в направлении интеграции функций производственного и финансового планирования, обладают более развитыми техническими, технологическими и вычислительными возможностями, мощные инструментальные средства моделирования процессов. Их внедрение в российскую практику возможно при наличии команды, способной использовать зарубежные информационные продукты с учетом отечественной специфики.
Достаточной сложностью обладает система оперативного регулирования логистических процессов. Оперативные (исполнительные) информационные системы создаются на уровне административного управления в целях согласованной реализации задач товародвижения его многочисленными участниками. Одним из основных требований к исполнительным информационным системам является скорость обработки данных и фиксирования физического состояния объектов товародвижения без запаздывания, поэтому они работают в большинстве случаев в режиме on-line или в реальном масштабе времени.
Обработка информации в таких системах производится в темпе, определяемом скоростью ее поступления от объекта товародвижения в компьютер. В помощью этих систем могут решаться разнообразные задачи, связанные с учетом состояния материально-технического снабжения производства и наличия запасов готовой продукции на складах, оперативным управлением работой автоматизированного производственного оборудования, контролем движения материальных потоков.
Создание многоуровневых автоматизированных систем управления материальными потоками связано с большими затратами на программное обеспечение в связи с высокой динамикой протекающих процессов и необходимостью высокой степени интеграции уровней системы управления.
В то же время система должна быть многофункциональной и позволять получать текущие значения многих параметров, которые характеризуют состояние отдельных процессов. Поэтому при разработке автоматизированных систем управления в сфере логистики следует более широко использовать элементы стандартного программного обеспечения, которые уже применяются для оперативного управления отдельными процессами.
В частности в настоящее время созданы эффективные пакеты прикладных программ для управления снабженческими и сбытовыми процессами, складскими и транспортными операциями. Наибольшие возможности адаптации стандартных пакетов прикладных программ открываются для плановых информационных систем, в диспетчерских информационных системах такая возможность существенно ниже.
Учитывая органическую связь диспетчерских систем и оперативного управления товародвижением в режиме реального времени возможности их интеграции пока используются недостаточно. Поэтому считается, что главную роль в разработке структуры логистических информационных систем должна отводиться диспетчерским системам, которые определяют требования к соответствующим исполнительным системам.
В исполнительных информационных системах управления автоматизированным логистическим оборудованием, как показывает опыт, необходимо разрабатывать индивидуальное программное обеспечение, нередко с элементами автоматического регулирования работы гибких автоматизированных производственных систем при изменениях характера спроса на продукцию.
Эволюция разработки и внедрения информационных систем управления свидетельствует о наибольшем внимании к оперативному регулированию запасов материальных ресурсов. Работы по автоматизации управления запасами материальных ресурсов (Inventory Control) начались в США с начала 60-х годов ХХ века. В результате активного роста крупносерийного и массового производства товаров после Второй мировой войны стало очевидной необходимость использования математических моделей для прогноза спроса и снижения уровня запасов, в которых заморожены значительные финансовые ресурсы.
Первые автоматизированные системы управления запасами в промышленном производстве основаны на расчетах спецификации состава продукции, а в соответствии с объемами производства регулировались закупки материалов и комплектующих изделий.
Работы Оливера Уайта (Oliver Wiqht) в конце 60-х годов ХХ века обосновали необходимость рассматривать в комплексе производственные, снабженческие и сбытовые операции, что при условии применения вычислительной техники позволило оперативно корректировать задания в процессе производства при изменении потребностей, корректировке заказов, нехватке ресурсов или отказах оборудования.
Одновременно идеи Оливера Уайта стали основой для алгоритмов толкающего типа, известных как MRP - в конце 1960-х и MRP II - в конце 1970-х - начале 1980-х годов ХХ века. Интересно то, что методы MRP получили широкое распространение в США и практически не применялось в Японии, которая ориентировалась на массовое, а не на мелкосерийное производство.
Технологии JIT (just in time) или "точно в срок" и KANBAN (карточка) относятся к тянущим системам организации производства и позволяют с использованием информационных систем оперативно регулировать логистические процессы при изменениях спроса на продукцию, то есть частично несут функции исполнительных информационных систем.
Технология ОРТ (Optimised production technology) - оптимизированная технология производства создана Эли Олдрайтом в Израиле в 1970-х годах предназначена с помощью пакета прикладных программ определять "узкие места" и устранять их при распределении материальных ресурсов.
Концепция CIM (Computed Integrated Manefacturing), разработанная в 1980-х годах предполагает компьютерную интеграцию гибкого производства и системы управления. Система ERP (Enterprise Resourse Planning) нацелена на оптимизацию по времени и ресурсам всех процессов предприятия. Система CSRP (Customer Synchronized Resourse Planning) ориентирована на потребителя.