Расчет годового объема работ
Годовой объем работ по АТО определяется в чел.-ч и означает объемы работ по ЕО, ТО-1, ТО-2 и самообслуживанию предприятия. На основе этих объемов определяется численность рабочих производственных зон и участков.
Расчет годовых объемов ЕО, ТО-1 и ТО-2 производится исходя из годовой производственной программы данного вида и трудоемкости обслуживания. Годовой объем ТР определяется по годовому пробегу парка автомобилей и удельной трудоемкости ТР на 1000 км пробега.
Нормативы ЕО означают только трудоемкость УМР, а другие работы ЕО (заправочные, постановка автомобилей на стоянку, проверка технического состояния автомобиля) выполняются водителем за счет подготовительно-заключительного времени и механиком КПП. Расчетную удельную трудоемкость ЕО tЕО можно определить, используя выражения:
(27)
(28)
где — нормативная удельная трудоемкость ЕО, чел.-ч; К2 — коэффициент, учитывающий модификацию подвижного состава; К5 — коэффициент, учитывающий число автомобилей в АТО; КМ — коэффициент, учитывающий снижение трудоемкости за счет механизации работ ЕО; М— доля работ ЕО, выполняемых механизированным способом, %.
Значение М в зависимости от степени механизации отдельных операций ЕО может быть выбрано исходя из распределения трудоемкости ЕО по видам работ.
Расчетная удельная скорректированная трудоемкость (ТО-1, ТО-2) для подвижного состава проектируемой АТО
(29)
где — нормативная удельная трудоемкость ТО-1 или ТО-2, чел.-ч.
Удельная скорректированная трудоемкость текущего ремонта
(30)
где — нормативная удельная трудоемкость ТР, чел.-ч/1000 км; К1, К2, К3, К4, К5 — коэффициенты корректировки.
(31) (32) (33) |
Годовой объем работ по ЕО, ТО-1 и ТО-2 (ТЕО, Т1г, Т2г) определяется произведением числа ТО на скоректированное значение удельной трудоемкости данного вида ТО:
где ΣNЕОг , ΣN1г , ΣN2г , —годовые числа соответственно ЕО,ТО-1 и ТО-2 на весь парк (группу) автомобилей одной модели; tЕО — удельная скорректированная трудоемкость ЕО, чел.-ч; t1,— удельная скорректированная трудоемкость ТО-1, чел.-ч; t2 - удельная скорректированная трудоемкость ТО-2, чел.-ч. Годовой объем работ ТР, чел.-ч.
(34)
где Lг — годовой пробег автомобиля, км; Аи — списочное (инвентарное) число автомобилей; tтр— удельная скорректированная трудоемкость ТР, чел.-ч, на 1000 км пробега.
Годовой объем работ по самообслуживанию предприятия Тсам устанавливается в процентном отношении от годового объема вспомогательных работ
(35)
где Квсп — объем вспомогательных работ предприятия (20— 30%);
Ксам — объем работ по самообслуживанию (20—61 %).
В некоторых АТО работы по ЕО автомобилей выполняется силами самих водителей в таких случаях при дальнейших расчетах не учитывают трудоемкости ЕО.
Тогда годовой объем работ по самообслуживанию предприятия без учета работ по ЕО автомобилей Тсам1 устанавливается в следующем виде
(36)
Общий годовой объем работ ТГ или общий годовой объем работ без учета ЕО ТГ1 находится по следующим формулам:
(37)
(38)
В пояснительной записке курсового проекта указывается, какой вариант организации ТО выбран в проекте АТО, с учетом ЕО автомобилей в АТО или без учета.
Все полученные ответы сводятся в виде табличного ответа 3.
Таблица 3
Табличный ответ 3
№ | Параметры | Обозн. | КамАЗ | ЗиЛ | ГАЗ | УАЗ |
Скорректированные трудоемкости | ||||||
1. | Трудоемкость ЕО, чел.ч. | tЕОГ | ||||
2. | Трудоемкость ТО-1, чел.ч. | t1 | ||||
3. | Трудоемкость ТО-2, чел.ч. | t2 | ||||
4. | Трудоемкость ТР, чел.ч. | tТР | ||||
Годовой объем работ | ||||||
5. | Годовая трудоемкость ЕО, чел.ч. | tЕО | ||||
6. | Годовая трудоемкость ТО-1, чел.ч. | t1 | ||||
7. | Годовая трудоемкость ТО-2, чел.ч. | t2 | ||||
8. | Годовая трудоемкость ТР, чел.ч. | tТР | ||||
Годовой объем работ по самообслуживанию | ||||||
9. | С учетом ЕО | tсам | ||||
10. | Без учета ЕО | tсам1 | ||||
Общий годовой объем работ | ||||||
11. | С учетом ЕО автомобилей, чел.ч. | tГ | ||||
12. | Без учета ЕО автомобилей, чел.ч. | tГ1 | ||||
13. | Объем работ по АТО с учетом ЕО | Σ tГ | ||||
14. | Объем работ по АТО без учета ЕО | Σ tГ1 |
1.7. Распределение объема работ ТО и ТР
по производственным зонам и участка
Объем работ ТО и ТР распределяется по местам его выполнения по технологическим и организационным признакам. ТО и ТР выполняются на постах и производственных участках. К постовым относятся работы по ТО и ТР, выполняемые непосредственно на автомобиле (моечные, уборочные, смазочные, крепежные, диагностические и др.). Работы по проверке и ремонту узлов, механизмов и агрегатов, снятых с автомобиля, выполняются на участках: агрегатном, механическом, электротехническом и др.
Учитывая особенности технологии производства, работы по ЕО и ТО-1 выполняются в самостоятельных зонах. Постовые работы по ТО-2, выполняемые на универсальных постах, и ТР обычно производятся в общей зоне. Работы по диагностированию Д-1 производятся на самостоятельных постах (линиях) или совмещаются с работами, выполняемыми на постах ТО-1. Диагностирование Д-2 обычно выполняется на отдельных постах.
При ТО-2 возникает необходимость в снятии отдельных приборов и узлов для устранения неисправностей и контроля на специальных стендах на производственных участках. В основном это работы по системе питания, электротехнические, аккумуляторные и шиномонтажные работы. Поэтому выполнение 90—95 % объема работ ТО-2 планируется на постах, а 5—10 % — на производственных участках. В практике проектирования этот объем работ распределяется равномерно по соответствующим участкам.
Распределение работ по самообслуживанию предприятия представлено в таблице 4.
Таблица 4
Табличный ответ 4
№ | Зоны и участки | Доля общего объема работ, % | Обозн. | КамАЗ | ЗиЛ | ГАЗ | УАЗ | Всего |
1. | Всего по АТО | Σ tГ1 | ||||||
2. | Всего по одной марке | tГ1 | ||||||
3. | Электромеханические | |||||||
4. | Механические | |||||||
5. | Слесарные | |||||||
6. | Кузнечные | |||||||
7. | Сварочные | |||||||
8. | Медницкие | |||||||
9. | Трубопроводные (слесарные) | |||||||
10. | Ремонтно-строительные и деревообрабатывающие | |||||||
11. | Жестяницкие |
1.8. Распределение объема работ по диагностированию Д-1 и Д-2.
Общий годовой объем диагностических работ между Д-1 и Д-2 распределяется следующим образом. Работы по Д-1 (ТД-1Г) - составляют 50—60 %, а по Д-2 (ТД-2Г) — 50—40 % от общего объема диагностических работ (∑ТДГ), выполняемых за год при ТО-1, ТО-2 и ТР.
При этом среднее значение трудоемкостей Д-1 (tД-1) и Д-2 (tД-1), необходимые для расчета постов диагностирования, составляют:
(39)
(40)
где ∑ТД-1 — число Д-1 за год; ∑ТД-2 — число Д-2 за год.
В зависимости от метода организации диагностирование Д-1 подвижного состава может выполняться на отдельных постах или быть совмещено с процессом ТО-1. Диагностирование Д-2 обычно проводится на отдельных постах.