Расчет прямозубой передачи
Выбор электродвигателя и кинематический расчет
1. По таблице 1.1 [1] принимаем:
КПД пары цилиндрических зубчатых колес η1= 0,96,
Коэффициент, учитывающий потери пары подшипников качения ηпп= 0,995
КПД ременной передачи η2= 0,96
КПД, учитывающий потери в опорах вала приводного барабана ηпп= 0,995
Общий КПД привода
ηобщ= η1 η2 ηподш.2=0,96 · 0,96 · 0,9952=0,93
2. Определяем общее передаточное отношение привода конвейера
Uoбщ.=U1U2=4·4,5=18
U1=3,15 - передаточное отношение зубчатой передачи
U2=3,55 - передаточное отношение ременной передачи
3. Определяем передаточное отношение отдельных передач
Iобщ.=i1· i2=3·4=12
I1=3 – передаточное отношение зубчатой передачи
I2=4 – передаточное отношение ременной передачи
4. Определяем частоту вращения конвейера
Nконв.=
5. Определяем потребную мощность двигателя
Pдв.= =6,2 кВт
6. Определяем частоту вращения двигателя
Nдв= nк×iобщ.=72×12=864 об/мин
По таблице П.1 принимаем электродвигатель (стр. 227 Чернилевский) по требуемой мощности 4А132S6У3 с параметрами Рдв=7,5 кВт и nдв=1000 об/мин (ГОСТ 19523-74).
6.Уточняем общее передаточное отношение привода
Uoбщ.= nдв/ nвм=1000/54=18,5
7. Уточняем передаточное отношение ременной передачи
U2=Uобщ./U1=18/4=4,5
8.Определяем частоты вращения и угловые скорости валов
- ведущего вала редуктора
n1ред= nдв=1000 об/мин
ω1ред=π × nдв./30= 3,14 × 1000/30=104,67 рад/с
- ведомого вала редуктора
n2ред= n1/ U1=1000 /4=250 об/мин
ω2ред=π n2ред/30= 3,14 × 250/30=26,16 рад/с
- ведущего вала ременной передачи
n1рем= n2 ред/ U1=250/4=62,5 об/мин
ω1 рем=π n1рем/30= 3,14 × 62,5/30=6,5 рад/с
- ведомого вала ременной передачи
n2рем= n1рем/ U2=62,5 /4,5=13,89 об/мин
ω2рем=π n2рем/30= 3,14 · 13,89/30=1,45 рад/с
9.Определяем крутящие моменты на валах редуктора
Т1=Рд· ηпп/ ω1 =7,5 ·103· 0,995/104,67=71,29 Н·м
Т2= Т1· U1 · η1 · ηпп=71,29 · 4 · 0,96 ·0,995=272,38 Н·м
Т3= Т2· U2 · η2=272,38 · 4,5 · 0,96=1176,68 Н·м
Таблица 1 – Частоты вращения, угловые скорости и крутящие моменты валов редуктора
Вал I | nдв=n1ред=1000 об/мин | ω1ред=104,67 рад/с | Т1=71,29 Н·м |
Вал II | n2ред=250 об/мин | ω2ред=26,16 рад/с | Т2=272,38 Н·м |
Вал III | n2рем= 13,89 об/мин | ω2цеп= 1,45 рад/с | Т3=1176,68 Н·м |
I – вал электродвигателя , II – первый вал редуктора, III – второй вал редуктора
Рисунок 1 - Кинематическая схема привода
Выбор материала.
2.1 Выбираем материал и его термообработку, данные сводим в таблицу 2.
Таблица 2. – Материал зубчатой пары.
Шестерня | Колесо | |
Материал | Сталь 45 | Сталь 45 |
Заготовка | Прокат круглый | Штамповка |
Термообработка | Улучшение НВср=286 | Улучшение НВср=249 |
2.2 Определяем предел контактной выносливости [1] табл. 4.2
шестерни: σH lim =2·286+70=642 МПа
колеса: σH lim =2·249+70=568 МПа
2.3 Допускаемые контактные напряжения вычисляем по формуле:
,
где - предел контактной выносливости при базовом числе циклов.
[SH]=1,1 – коэффициент безопасности
- коэффициент долговечности; при числе циклов нагружения
больше базового, что имеет место при длительной эксплуатации редуктора,
принимают ;
[σH]1= =583,6 МПа
[σH]2= =516,4 МПа
Так как зубья прямые, то расчет ведем по формуле:
[σ]H1=1×1,8×286+67=581,8 [σ]H2=1×1,8×249+67=515,2
Требуемое условие выполнено.
2.4. Напряжение изгибной выносливости
σF lim=1,8НВ [1] табл. 4.2
шестерни: σF lim1=1,8НВ =1,8·286=514,8 МПа
колеса: σF lim2=1,8НВ =1,8·249=448,2 МПа
2.5 Допускаемое напряжение изгиба
[σ]F=1,03HB×KFC×KFL где
KFL=1 – коэффициент долговечности
[σ]F1=1,03×286×1=294,58 МПа
[σ]F2=1,03×249×1=256,47 МПа
Расчет прямозубой передачи
1. Принимаем расчетные коэффициенты. Коэффициент ширины венца колеса
относительно межосевого расстояния выбираем по рекомендациям [1. с. 137] или
[2. с. 354] с учетом симметричного расположения колес относительно опор.
Ψа= 0,34
Коэффициент ширины венца колеса относительно делительного диаметра шестерни
Ψd=0,5 Ψа (U+1)= 0,5×0,34(4,5+1)=1,1
Значение коэффициента равномерности распределения нагрузки по длине зуба КНβ=1
2. Определяем межосевое расстояние передачи из условия контактной прочности
рабочих поверхностей зубьев
аw= Ka×(u+1)
по стандартному ряду принимаем аw=125 мм
3. Задаем нормальный модуль зацепления
по стандарту принимаем m=2 мм
4. Определяем суммарное число зубьев:
z∑=2aw /m=2 ·125/2=125
5. Определяем число зубьев шестерни и колеса
z1= z∑/(U+1)=125/(4+1)=25
z2 = z∑- z1=125-25=100
6.Определяем основные геометрические размеры передачи
Делительные диаметры шестерни: d1=mz1=2×25=50 мм
колеса: d2=mz2=2×100=200 мм
Определяем точное межосевое расстояние: аw=(d1+ d2)/2=(50+200)/2=125 мм
Диаметры вершин шестерни: da1=d1+2m=50+2 ×2=54 мм
колеса: da2=d2+2m=200+2× 2=204 мм
Диаметры впадин шестерни: df1=m(z1-2,5)= 2×(25-2,5)=45 мм
колеса: df2=m(z2-2,5)= 2×(100-2,5) =195 мм
Ширины венцов колеса: b2= Ψа аw= 0,34× 125=42 мм
шестерни: b1= 1,12b2=1,12×42=47 мм
7. Определяем окружную скорость зубчатых колес
м/с
Для уменьшения динамической нагрузки принимаем 9 степень точности.
8. Уточняем коэффициент нагрузки Кн=Кα Кβ Кυ=1,05· 1,05 ·1,01=1,14
Кα =1,05 – коэффициент, учитывающий неравномерность распределения
нагрузки между зубьями.
Кβ =1,05 - коэффициент, учитывающий неравномерность распределения
нагрузки по длине контактной линии.
Кυ=1,01 – коэффициент, учитывающий динамическую нагрузку.
9. Проверяем передачу на контактную прочность
[σ]н = МПа ≤[σ],
условие прочности выполняется 118,12 < 515,2 МПа
12. Определяем напряжения на изгиб
σF2= МПа ≤[σ],
где KFβ=1
YF=3,6 – коэффициент формы зуба
Проверка зубьев шестерни на прочность при изгибе
σF1= МПа ≤[σ] F,
где YF=3,78- коэффициент формы зуба
13. Определяем силы, действующие в зацеплении колес:
Окружная H
Радиальная Fr= Ft tg αω=2670,39· 0,364=972,02 Н
αω=200
4. Расчёт клиноременной передачи
1. По передаваемой мощности электродвигателя Р= 6 кВт и частоте вращения меньшего шкива n1=62,5 об/мин выбираем сечение ремня В (площадь сечения А=230 мм2 табл. 2.27 Хруничева)
2. Для выбранного сечения ремня В принимаем диаметр меньшего шкива d1=200
3. Находим диаметр большего шкива.
d2=d1u =200·4,5(1-0,01)=900 мм. u=
4. Находим фактическое передаточное число
5. Находим ориентировочное межосевое расстояние
р≥0,55(d1+d2)+h= 0,55(200+900)+13,5=618,5 мм.
где h=13,5 – высота ремня (табл. 2.27)
6. Определяем длину ремня:
Lp=2a+0,5π(d1+d2)+0,25 (d1-d2)2/a=2·619+0.5π(200+900)+0,25(200-900)2/619=3162,89 мм
По табл.2.27 принимаем по стандарту: Lp=3200 мм
7. По принятой длине ремня находим фактическое межосевое расстоние:
8. Находим угол обхвата ремнем меньшего шкива
ɑ1=134o > 120o, что удовлетворительно
9.Находим скорость ремня:
υ= м/с < [υ]=25 м/с
Такое соотношение гарантирует долговечность в пределах 1000…5000 часов
10.Находим частоту пробегов ремня
< [U]=15 1/c
11.Опрелеляем допускаемую мощность, передаваемую одним клиновым ремнем:
[P]= кВт
где CL-коэффициент, учитывающий влияние длины ремня L к базовой Lo=3750
L/L0=3200/3750=0>8,53 CL=0,95 (табл. 2.33)
Cɑ=0,84 (табл. 2.23)
Cu – коэффициент передаточного числа Cu=1,14 (табл. 2.31)
Cp=1 – коэффициент динамической нагрузки (табл. 2.30)
12. Находим силу предварительного натяжения данного ремня
F0=850P1·CLp/z· υ ·Cɑ· Cp=850·5,5·0,95/0,62·1,14·1=1195 H
Выбор материала валов
По таблице 8.24 [2] принимаем для вала шестерни сталь 40Х с т/о улучшение
σв=900 Мпа σт= 750 МПа σ-1= 410 МПа τ-1=240 МПа ψσ=0,15 ψτ=0,08
Для вала колеса принимаем сталь 20Х с т/о нормализация
σв=650 Мпа σт= 400 МПа σ-1= 300 МПа τ-1=160 МПа ψσ=0,15 ψτ=0,05