Выбор без возвращения, с учётом порядка

Основные формулы комбинаторики

В данном разделе мы займёмся подсчётом числа «шансов». О числе шансов говорят, когда возможно несколько результатов какого-либо действия (извлечение карты из колоды, подбрасывание кубика или монетки). Число шансов — это число способов проделать это действие или, что то же самое, число возможных результатов этого действия.

Теорема о перемножении шансов

Пусть одно действие можно проделать пятью способами, а другое — двумя. Каким числом способов можно проделать пару этих действий?

Теорема 1.Пусть множество Выбор без возвращения, с учётом порядка - student2.ru состоит из Выбор без возвращения, с учётом порядка - student2.ru элементов: Выбор без возвращения, с учётом порядка - student2.ru , а множество Выбор без возвращения, с учётом порядка - student2.ru — из Выбор без возвращения, с учётом порядка - student2.ru элементов: Выбор без возвращения, с учётом порядка - student2.ru . Тогда можно образовать ровно Выбор без возвращения, с учётом порядка - student2.ru пар Выбор без возвращения, с учётом порядка - student2.ru , взяв первый элемент из множества Выбор без возвращения, с учётом порядка - student2.ru , а второй — из множества Выбор без возвращения, с учётом порядка - student2.ru .

Замечание 1. Можно сформулировать утверждение теоремы 1 так: если первый элемент можно выбрать Выбор без возвращения, с учётом порядка - student2.ru способами, а второй элемент — Выбор без возвращения, с учётом порядка - student2.ru способами, то пару элементов можно выбрать Выбор без возвращения, с учётом порядка - student2.ru способами.

Доказательство. С элементом Выбор без возвращения, с учётом порядка - student2.ru мы можем образовать Выбор без возвращения, с учётом порядка - student2.ru пар: Выбор без возвращения, с учётом порядка - student2.ru . Столько же пар можно составить с элементом Выбор без возвращения, с учётом порядка - student2.ru , столько же — с элементом Выбор без возвращения, с учётом порядка - student2.ru и с любым другим из Выбор без возвращения, с учётом порядка - student2.ru элементов множества Выбор без возвращения, с учётом порядка - student2.ru . Т.е. всего возможно Выбор без возвращения, с учётом порядка - student2.ru пар, в которых первый элемент выбран из множества Выбор без возвращения, с учётом порядка - student2.ru , а второй — из множества Выбор без возвращения, с учётом порядка - student2.ru .

QED

Упражнение 1.С помощью теоремы 1 доказать, что:

а)

при подбрасывании трёх монет возможно 2·2·2=8 различных результатов;

б)

бросая дважды игральную кость, получим 6·6=36 различных результатов;

в)

трёхзначных чисел бывает 9·10·10=900;

г)

трёхзначных чисел, все цифры которых различны, существует 9·9·8;

д)

чётных трёхзначных чисел возможно 9·10·5.

Урны и шарики

Есть урна (ящик), содержащая Выбор без возвращения, с учётом порядка - student2.ru пронумерованных объектов (шаров). Мы выбираем из этой урны Выбор без возвращения, с учётом порядка - student2.ru шаров; результатом выбора является набор из Выбор без возвращения, с учётом порядка - student2.ru шаров. Нас интересует, сколькими способами можно выбрать Выбор без возвращения, с учётом порядка - student2.ru шаров из Выбор без возвращения, с учётом порядка - student2.ru , или сколько различных результатов может получиться. На этот вопрос нельзя дать однозначный ответ, пока мы не определимся: а) с тем, как организован выбор (можно ли шары возвращать в урну), и б) с тем, что понимается под различными результатами выбора.

Рассмотрим следующие возможные способы выбора.

1.

Выбор с возвращением: каждый вынутый шар возвращается в урну, каждый следующий шар выбирается из полной урны. В полученном наборе из Выбор без возвращения, с учётом порядка - student2.ru номеров шаров могут встречаться одни и те же номера.

2.

Выбор без возвращения: вынутые шары в урну не возвращаются, и в полученном наборе не могут встречаться одни и те же номера.

Условимся, какие результаты выбора (наборы из Выбор без возвращения, с учётом порядка - student2.ru номеров шаров) мы будем считать различными. Есть ровно две возможности.

1.

Выбор с учётом порядка: два набора номеров шаров считаются различными, если они отличаются составом или порядком номеров. Так, при выборе трёх шаров из урны, содержащей 5 шаров, наборы (1, 5, 2), (2, 5, 1) и (4, 4, 5) различны, если порядок учитывается.

2.

Выбор без учёта порядка: два набора номеров шаров считаются различными, если они отличаются составом. Наборы, отличающиеся лишь порядком следования номеров, считаются одинаковыми.

Так, наборы (1, 5, 2) и (2, 5, 1) не различаются и образуют один и тот же результат выбора, если порядок не учитывается.

Подсчитаем, сколько возможно различных результатов для каждой из четырёх схем выбора (выбор с возвращением или без, и в каждом из этих случаев — с учётом порядка или без).

Упражнение 2.Перечислить все возможные результаты в каждой из четырёх схем при выборе двух шаров из четырёх. Например, при выборе с возвращением и без учёта порядка: (1, 1), (1, 2), (1, 3), (1, 4), (2, 2), (2, 3), (2, 4), (3, 3), (3, 4), (4, 4).

Выбор без возвращения, с учётом порядка

Теорема 2.Общее количество различных наборов при выборе Выбор без возвращения, с учётом порядка - student2.ru элементов из Выбор без возвращения, с учётом порядка - student2.ru без возвращения и с учётом порядка равняется

Выбор без возвращения, с учётом порядка - student2.ru

и называется числом размещений из Выбор без возвращения, с учётом порядка - student2.ru элементов по Выбор без возвращения, с учётом порядка - student2.ru элементов.

Доказательство. Первый шар можно выбрать Выбор без возвращения, с учётом порядка - student2.ru способами, его номер — любой из Выбор без возвращения, с учётом порядка - student2.ru возможных. При любом выборе первого шара есть Выбор без возвращения, с учётом порядка - student2.ru способ выбрать второй шар. По теореме 1, число возможных пар

Выбор без возвращения, с учётом порядка - student2.ru

равно Выбор без возвращения, с учётом порядка - student2.ru . Для каждой такой пары есть Выбор без возвращения, с учётом порядка - student2.ru способа выбрать третий шар. По теореме 1, число возможных троек

Выбор без возвращения, с учётом порядка - student2.ru

равно произведению числа пар Выбор без возвращения, с учётом порядка - student2.ru и числа способов выбора третьего шара, т.е. равно Выбор без возвращения, с учётом порядка - student2.ru . Продолжая рассуждения, получим, что общее число возможных наборов из Выбор без возвращения, с учётом порядка - student2.ru шаров равно Выбор без возвращения, с учётом порядка - student2.ru . В этом произведении Выбор без возвращения, с учётом порядка - student2.ru сомножителей последний множитель Выбор без возвращения, с учётом порядка - student2.ru есть число способов выбора Выбор без возвращения, с учётом порядка - student2.ru -го шара, когда уже выбраны предыдущие.

QED

Следствие 1.Если в множестве Выбор без возвращения, с учётом порядка - student2.ru элементов, то существует ровно Выбор без возвращения, с учётом порядка - student2.ru перестановок этих элементов.

Доказательство. Перестановка — результат выбора без возвращения и с учётом порядка Выбор без возвращения, с учётом порядка - student2.ru элементов из Выбор без возвращения, с учётом порядка - student2.ru . Поэтому общее число перестановок равно Выбор без возвращения, с учётом порядка - student2.ru

QED

Упражнение 3. Найти, сколько всего возможно различных результатов в следующих экспериментах:

а)

из колоды в 36 карт без возвращения, с учётом порядка вынимают три карты;

б)

Вася, Петя, Оля и Лена занимают какие-то четыре из десяти мест в классе;

в)

из русского алфавита выбирают четыре разные буквы и составляют слово;

г)

из различных цифр, не равных нулю, составляется трёхзначное число.

Наши рекомендации