Устройства отображения информации
Глава 3
Устройства отображения информации стали неотъемлемым атрибутом жизни современного общества во всех сферах деятельности. Это крупноформатные устройства отображения: информационные табло, уличные видеоэкраны («городской телевизор») и т. п., домашние и офисные телевизоры и панели, компьютерные мониторы и дисплеи, а также малоформатные устройства: дисплеи цифровых фотоаппаратов, мобильных телефонов, часов, калькуляторов и т. д. Рынок устройств отображения информации сегодня динамично развивается и характеризуется жесткой конкуренцией между значительным числом производителей.
Современные устройства отображения могут быть
по режиму отображения:
— символьными, отображающими только алфавитно-цифровую информацию и псевдографические символы («бегущая строка», табло курсов обмена валют, табло вызова клиентов, табло электронных часов, калондарей, термометров, дисплеи кассовых аппаратов, спортивные табло, информационные табло для транспорта и др.);
— графическими, предназначенными для отображения изобразительной информации, в т. ч. и текста (телевизоры, мониторы, видеоэкраны),
по способу воспроизведения изображения:
— растровыми;
— векторными,
по количеству воспроизводимых цветов:
— одноцветными (монохромные) — черно-белыми;
— двухцветными;
— цветными (полихромные),
по количеству градаций:
— воспроизводящими две градации: элемент изображения — фон (например, алфавитно-цифровые и векторные дисплеи);
— воспроизводящими полутоновое изображение, по мерности воспроизводимого изображения:
— воспроизводящими плоское (двухмерное) изображение;
— объемное (трехмерное) изображение.
По принципу действия большая часть устройств для отображения информации — это эмиссионные устройства, являющиеся источниками оптического излучения:
— на основе электронно-лучевой трубки (ЭЛТ);
— с автоэлектронной эмиссией;
— электролюминесцентные газоразрядные (плазменные);
— светодиодные.
Другая часть устройств использует различные принципы управления потоком излучения источника подсветки или внешнего света:
— жидкокристаллические;
— с микроэлектромеханическими системами.
Кроме того, устройства отображения информации могут быть по месту формирования изображения:
— устройствами с непосредственным формированием изображения на экране;
— проекционными — с оптическим формированием изображения на выносном экране;
— проекторами видеоизображения на сетчатку глаза (виртуальный ретинальный монитор),
по конструктивному исполнению:
— одноэкранными;
— составными (модульного типа),
до характеру интерактивности (степени взаимодействия) предназначенными:
— для вывода информации (линейное взаимодействие);
— для ввода/вывода информации (реактивное взаимодействие) — сенсорные экраны.
Информационным элементом устройств отображения информации является экран — поверхность, на которой собственно и воспроизводится изображение. Изображение на экране воспроизводится, как правило, растровым способом.
В ртом способе изображение описывается посредством отдельных однородных (одинаковых между собой) элементов — элементов изобра- жения. Элементы изображения, воспроизводимые на экране, называют пикселами (pixel, здесь и далее англ.) — в отличие от элементов изображения, воспроизводимых устройствами для вывода изображения на материальный носитель (принтеры, фотовыводиые устройства, рекордеры), где элементы изображения называют точками (dot), или для полиграфических технологий, где их называют растровыми элементами или линиями (line). Происхождение термина «пиксел»обусловлено связыванием двух слов picture element — элемент изображения, а сам термин первоначально использовался исключительно для обозначения высвечивающегося на экране элемента. (В настоящее время его используют шире: пикселом также называют элемент изображения, описанного растровым способом в цифровом виде, например в компьютерных технологиях.)
Размер элементов изображения достаточно мал, поэтому их также можно называть микроэлементами. Совершенно очевидно, что чем меньше размер элементов изображения, тем выше точность его описания.
Растровый способ предполагает формирование изображения по принципу: «элемент за элементом», «строка за строкой». Каждый элемент изображения (пиксел) окрашивается в один из допустимых цветов, среди которых всегда присутствует цвет фона.
В двухградационныхустройствах отображения пикселы имеют два допустимых цвета (например, черный и зеленый), при этом один из цветов всегда цвет фона (черный цвет фона экрана).
Для описания цвета элемента изображения в данном случае требуется 1бит информации, который может принимать значение 0 или 1.Если значению 0 присвоить в соответствие черный цвет фона, а 1— например, зеленый цвет элемента изображения, то, используя для описания каждого пиксела один бит информации, можно описать изображение, содержащее два уровня градаций. Глубина битового представлениятакого изображения равна 1.
В одноцветных (например, черно-белых) устройствах, воспроизводящих полутоновое изображение, каждый пиксел имеет 256 возможных уровней яркости. Это позволяет отобразить на экране изображение с визуально непрерывным изменением яркости его деталей.
Число 256 выбрано по двум причинам. Во-первых, для создания эффекта плавно непрерывно изменяющегося тона изображения человеку достаточно в среднем около 200 уровней тонов. При воспроизведении изображения требуется некоторое количество дополнительных уровней, чтобы компенсировать неизбежные потери на различных стадиях воспроизведения и при вычислительных операциях. Во-вторых, это связано с особенностями представления и кодирования информации.
В данном случае глубина битового представления равна 8. Восемь битов информации дают возможность описать 256 (2", от значения О до значения 255) уровней градаций серого: от белого до черного.
В цветных устройствах отображения для воспроизведения цветного изображения используется аддитивный синтез цвета: все многообразие цветов получают смешением соответствующих количеств трех основных излучений (стимулов) — красного, зеленого и синего. Здесь каждый пиксел состоит из трех субпикселов — субэлементов изображения, способных генерировать или преобразовывать излучения соответственно красного, зеленого и синего цветов. При этом каждый из субпикселов имеет 256 возможных уровней яркости, а цвет пиксела в целом определяется взаимным отношением уровней яркостей, составляющих его красного, зеленого и синего субпикселов — RGB-описание (red — красный, green — зеленый, blue — синий).
В данном случае глубина битового представления цветных изображений равна 24. В 24-битных изображениях каждый элемент описывается тремя 8-битными значениями для красной, зеленой и синей составляющих цвета. Таким образом можно описать около 16,8 млн (256x256x256) возможных цветов. Возможных потому, что не каждую из комбинаций RGB-описания зрительная система человека будет воспринимать как отдельный цвет. Поданным ряда исследований, человек способен различать 150— 300 тыс. цветовых оттенков [55]. Кроме того, совершенно очевидно, что различные по принципу действия (различных производителей или модельных рядов) устройства отображения информации воспроизведут цвета, соответствующие одному и тому же RGB-описанию, отличающимися друг от друга. Поэтому правильнее говорить о воснрбизведении таких 16,8 млн комбинаций количеств RGB-излучений, которые в дальнейшем будут восприняты как тот или иной цвет.
Количество элементов изображения, описанного или воспроизводимого растровым способом, приходящихся на единицу линейного размера, называют разрешениемустройства. Разрешение указывают чаще всего в элементах изображения на дюйм.
Например, разрешение экрана 72, 96, 120 ppi — pixel per inch — пикселов на дюйм, разрешение лазерного принтера 300,600,1200 dpi — dot per inch—точек на дюйм. Для перевода разрешения в единицы метрической системы (пикселы и точки на сантиметр — ppcm, dpcm) следует значения в ppi и dpi поделить на 2,54 (1 дюйм в Англии равен примерно 2,54 см). Разрешение экрана устройства, отображения показывает, какое количество пикселов физической конструкции экрана приходится на единицу его линейного размера.
Линейный размер экрана—это размер экрана по горизонтали и вертикали, выраженный в дюймах или сантиметрах. Стандартное соотношение указанных размеров составляет 4:3, а у экранов широкого формата — 16:9 (16:10). В сложившейся практике в качестве линейного размера чаще всего указывают размер диагонали экрана: например, размер экрана монитора компьютера 19 дюймов или 48(19x2,54) см.
Таким образом, максимально возможное количество элементов изображения, которое может быть отображено экраном (т. е. описывающих полноэкранное изображение), определяется его линейным размером и разрешением.
Разрешение экрана, как показано выше, определяется размером пиксела(размером зерна), который в свою очередь определяет четкость изображения на экране. Чем меньше размер пиксела, тем выше четкость. Наибольшую четкость воспроизводимого изображения обеспечивают мониторы: размер пиксела экранов современных графических мониторов находится в интервале 0,30 — 0,125 мм. Наибольший размер имеют пикселы крупноформатных устройств отображения, например в светодиодных видеоэкранах модульной конструкции — 30 —15 мм.
В символьных (алфавитно-цифровых) устройствах отображения и графических, работающих в текстовом режиме, экран разбивается (в графических — условно) на отдельные участки — знакоместа.
Количество текстовых строк и количество знакомест в них в алфавитно-цифровых устройствах определяется назначением устройства и его габаритами. Например, в табло «бегущая строка»—это одна строка, количество знакомест в которой определяется длиной самого устройства. На дисплее микрокалькулятора 1 строка и 8 знакомест. В спортивном табло указанные количества определяются размерами табло и характером отображаемой информации, например 13 и 30 соответственно для отображения результатов соревнований по лыжным гонкам. В графических устройствах, работающих в текстовом режиме, экран разбивается чаше всего на 25 строк по 80 знакомест.
Каждое знакоместо представляет собой прямоугольную матрицу из пикселов (сегментов) экрана. Количество строк и столбцов пикселов в составе знакоместа определяет качество графической прорисовки символа. Например, в дисплее радиотелефона матрица знакоместа может иметь размер 5x7 пикселов, а на графическом мониторе, работающем в текстовом режиме, 12x20 пикселов.
В каждое знакоместо может быть выведен один из максимум 224 заранее заданных символов (при 8-битовом кодировании возможно задать 28 = 256 символов, однако первые 32 позиции кодовой таблицы отведены под служебные символы). В это число входят прописные и строчные латинские и кириллические буквы, цифры, специальные символы, а также псевдографические символы, используемые для вывода на экран таблиц и диаграмм, построения рамок вокруг участков экрана. Очевидно, что максимально возможный набор символов требуется не всегда: например, в табло курсов валют отображаются только цифры и ряд дополнительных символов, как и в дисплеях калькуляторов.
Для графических устройств важным параметром, характеризующим воспроизводимое изображение, является дискретный размер —размер, выраженный в пикселах. Здесь следует различать дискретный размер экрана и дискретный размер режима отображения. Дискретный размер экранаопределяется его линейным размером иразрешением (размером пиксела). Это параметр физической конструкции экрана, показывающий максимально возможный дискретный размер воспроизводимого изображения. Например, дискретный размер экрана жидкокристаллического телевизора 1366x768 означает, что матрица экрана конструктивно содержит 1366 пикселов по горизонтали и 768 по вертикали. Дискретный размер режима отображенияхарактеризует точность воспроизведения изображения на экране устройства и является регулируемым параметром. Так, монитор компьютера поддерживает ряд графических режимов отображения, например, с дискретными размерами 800x600,1024x768,1152x864,1280x768,1280x960,1600x1200 пикселов. Чем выше дискретный размер отображаемого изображения, тем выше точность его графической прорисовки.
К важным характеристикам устройств отображения относят также: частоту обновления изображения на экране(частота смены кадров), угол обзора(угол наблюдения, при котором не нарушаются яркость, контраст и цветопередача), наличие плоского или выпуклого экрана, уровень высокочастотного радиоизлучения, наличие системы энергосбережения.
Другим способом описания изображения, используемым в устройствах отображения информации, является векторный способ.В этом способе прорисовка изображения осуществляется посредством геометрических примитивов при его произвольном сканировании (т. е. вдоль линий изображения), в отличие от растрового способа, где изображение описывается последовательно элемент за элементом, строка за строкой.
В векторных дисплеях изображение прорисовывается от точки к точке по произвольно направленным отрезкам прямых, которые и называются векторами. Таким образом'можно «рисовать» прямолинейные участки изображения и осуществлять кусочно-линейную аппроксима- цию кривых. Там, где кривая имеет малый радиус кривизны, отрезки прямых короче, чем в областях, где радиус кривизны относительно велик.
Изображение, как правило, является монохромным с несколькими градациями яркости.
Векторные дисплеи предназначены для получения статических и динамических изображений незначительного объема, их использование крайне Офаничено и относится к специальным областям науки и техники.
Векторные дисплеи работают на основе электронно-лучевой трубки, поэтому подробнее их устройство и принцип действия описаны в п. 3.1.