Методика проведения государственного экзамена
С учетом проведения итоговой аттестации учебными заведениями Российской Федерации и на основе Положения предложена концепция проведения государственного экзамена в два этапа. На первом - студенты проходят тестовый контроль в целом по специальности, отвечая на вопросы, характеризующие общую инженерную эрудицию выпускника (знание основных понятий, ключевых терминов, основополагающих сведений, явлений, закономерностей, логических зависимостей между главными показателями работы машин и оборудования, правил эксплуатации, технологии и организации выполнения работ, выбора решения в конкретных производственных ситуациях и т.п.).
В ходе тестового контроля проверяются остаточные знания, необходимые для профессиональной деятельности (т.е. сведения, которые выпускники должны запомнить надолго и уметь применять). Определение таких знаний и формулировка их в виде тестовых заданий является центральной и весьма трудоемкой задачей при составлении программы экзамена.
Компьютерные технологии позволяют оперативно и объективно оценить эту сторону подготовки выпускника.
Второй этап - проверка умения применять теоретические знания по конкретной специализации. На этом этапе выпускник решает актуальную инженерную задачу, выполняет несложные расчеты, используя при необходимости справочную литературу.
Контрольные материалы (тесты и задачи) должны иметь эталонные ответы, а их содержание должно пройти тщательную экспертизу на предприятиях, где предстоит работать выпускникам вуза.
Организация экзамена по предложенной схеме позволяет систематизировать и обновить знания выпускников на завершающем этапе обучения, акцентировать их внимание на актуальных профессиональных вопросах. Объективность тестового контроля и оценка правильности решения инженерных задач (при наличии эталонных ответов) позволяют точнее оценить пробелы в учебном процессе и внести коррективы в содержание и методику обучения студентов.
В итоге хорошо налаженный контроль знаний на завершающем этапе обучения будет способствовать развитию дисциплинированности студентов, повышению результативности всего учебного процесса и, как следствие, улучшению качества подготовки специалистов и росту престижа вуза.
Вместе с тем, как показывает опыт, разработка тестов и инженерных задач, их экспертиза и согласование с реальной профессиональной деятельностью инженера, несомненно, приводит к росту квалификации преподавательских кадров.
При разработке заданий необходимо учитывать специфику региона, его потенциал и перспективы развития. Инженерные задачи должны быть актуальными и содержать элементы анализа. В ходе их решения студент выполняет несложные расчеты, используя при необходимости справочную литературу или персональные компьютеры.
Возможно использование заданий с недостаточными или избыточными данными. Сначала студент должен исключить данные, не участвующие в решении, либо дополнить условие возможными величинами и затем выполнить скорректированную задачу.
Обязательным элементом при разработке инженерных задач является наличие эталонного ответа, в котором дается правильное решение (или варианты решения). Наличие такого ответа позволяет объективно оценить умение студента решать задачу.
Банк данных по специальности (после отработки в ходе апробации и экспертизы) должен содержать 500 - 800 тестовых заданий и не менее 25 - 30 инженерных задач.
Основную массу заданий должны составлять задания средней трудности, посильные большинству тестируемых выпускников.
Количество заданий, предъявляемых студенту при тестировании, должно быть не менее 30 - 35.
Распределение заданий по разделам: а) общеинженерная подготовка - 25-30%; б) специальная - 40-45%; в) экономика, организация, управление и право - 25-30%.
При итоговой аттестации проверяется заданный уровень подготовленности выпускников. Учитывая эту особенность, совокупность тестовых заданий, предъявляемых студенту на госэкзамене, не рекомендуется называть тестами. Их условно можно назвать экзаменационными билетами.
На выполнение одного тестового задания отводится в среднем не более двух минут, а на решение инженерной задачи - 60...90 мин. Трудоемкость контрольных материалов проверяется в ходе их апробации.
Критерии оценок ответов на тесты: за 86 - 100% правильных ответов – «отлично»; за 71 - 85% правильных ответов – «хорошо»; за 51 - 70% правильных ответов – «удовлетворительно»; за 50% и менее правильных ответов – «неудовлетворительно».
Решение задачи оценивается следующим образом: правильный ход решения, правильное математическое решение, результаты и выводы – «отлично», правильный ход решения, ошибки в математических вычислениях и выводах – «хорошо»; незначительные ошибки в логическом подходе, ходе решения, в результатах вычислений – «удовлетворительно»; неправильный логический подход к решению задачи, неправильное решение, неверные выводы – «неудовлетворительно».
Общая оценка за госэкзамен определяется на заседании экзаменационной комиссии с учетом оценок, полученных при тестировании и решении задачи. Конкретные критерии оценки ответов студентов при сдаче государственного экзамена устанавливаются вузом.
Тестовые задания и инженерные задачи должны быть такой трудности, чтобы большинство выпускников могли получить положительные отметки. В тоже время удовлетворительная оценка на госэкзамене должна соответствовать минимально допустимой профессиональной компетенции выпускника вуза.
В результате итоговой аттестации выпускников проверяются три уровня усвоения учебного материала.
а) В процессе сдачи госэкзамена.
Первый уровень - воспроизведение по памяти изученного материала и его узнавание. При тестировании выявляются знания основных фактов, терминов, критериев, методов, принципов, законов, теорий, взаимосвязей и т.п.
Второй уровень - понимание и применение знаний в знакомой ситуации по образцу, выполнение действий с четко обозначенными правилами. Выпускники решают инженерные задачи с использованием типовых методов, алгоритмов, формул.
б) В ходе подготовки и защиты дипломных проектов.
Третий уровень - применение знаний в измененной или нестандартной ситуации. Решая производственную или научно - техническую задачу в дипломном проекте, студент интегрирует знания из различных дисциплин, показывает способности анализировать, обобщать, оценивать, планировать, обосновывать свои решения и делать выводы.
ПРИЛОЖЕНИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Оформление тестовых заданий. Получив тестовое задание, студент должен вписать в него фамилию, имя и отчество; номер группы; при необходимости дату экзамена. Каждый лист тестового задания с обратной стороны подписывается студентом (внизу страницы).
При ответе на тестовые задания необходимо обвести кружочками номера правильных ответов в каждом задании (рисунок 1)
Рисунок 1 – Пример оформления тестовых заданий
Если в ответах будет допущена ошибка, то ее можно исправить, зачеркнув неправильный ответ. При этом напротив каждого зачеркнутого ответа ставится подпись выпускника (рисунок 2).
Рисунок 2 – Пример оформления тестовых заданий с допущенными
ошибками
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
Решение инженерных задач
При решении инженерных задач условия задачи нет необходимости переписывать. После оформления экзаменационного листка (указание фамилии, имени и отчества выпускника; даты и группы) записывается номер задачи и слово «Решение».
Экзаменуемый должен комментировать все свои действия и оформлять решение согласно требованиям к квалификационным работам (курсовые проекты или работы).
Для решения инженерных задач предоставляется вся необходимая справочная информация.
Пример оформления инженерной задачи.
Задача 1
Решение:
1 Корректируем нормативы пробегов до капитального ремонта и видов ТО автомобилей.
1.1 Корректируем норматив пробега автомобиля до капитального ремонта:
L р = L p(H) К1 К2 К3,
где L p(H) - нормативный ресурсный пробег автомобиля, км;
К1 - коэффициент, учитывающий категорию условий эксплуатации;
К2 - коэффициент, учитывающий модификацию подвижного состава;
К3 - коэффициент, учитывающий климатический район.
Подставив числовые значения для условий задачи, получим
L р = 300000 ∙ 0,8 ∙ 1,0 ∙ 1,0 = 240000 км.
1.2 Корректируем нормативы пробегов для видов ТО автомобилей:
L i = L i(H)К1 К3.
….
Ответ (Выводы):
ПРИЛОЖЕНИЕ В
Приказ Министерства образования
Российской Федерации (Минобразования России)
от 25 марта 2003 г. № 1155 г. Москва
Зарегистрирован в Минюсте РФ 5 мая 2003 г.
Регистрационный № 4490
Об утверждении Положения об итоговой государственной аттестации
выпускников высших учебных заведений Российской Федерации
В соответствии с подпунктом 2 пункта 3 статьи 24 Федерального закона от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 35, ст. 4135; 2000, № 29, ст. 3001, № 33, ст. 3348; 2002 № 26, ст. 2517) и подпунктом 30 пункта 5 Положения о Министерстве образования Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 2000 г. № 258 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, № 14, ст. 1496; № 43, ст. 239; 2002, № 6. ст. 579, №23, ст. 2166), приказываю:
1. Утвердить Положение об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений Российской Федерации.
2. Ввести в действие Положение об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений с 1 сентября 2003 года.
3. Считать утратившим силу Постановление Госкомвуза России от 25.05.1994 № 3, зарегистрированное в Минюсте России 16.06.1994 № 600, с 1 сентября 2003 г.
Министр В. Филиппов
ПОЛОЖЕНИЕ
об итоговой государственной аттестации выпускников
высших учебных заведений Российской Федерации
(утв. приказом Минобразования РФ от 25 марта 2003 г. N 1155)
В соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, № 30, cт. 1797; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 3, ст. 150; 1997, № 47, ст. 5341; 2000, № 30, ст. 3120, № 33, ст. 3348; 2002, № 7, ст. 631, № 12, ст. 1093, № 26, ст. 2517, № 30, ст. 3029) освоение образовательных программ высшего профессионального образования завершается обязательной итоговой аттестацией выпускников.
Положение об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений Российской Федерации (далее именуется - Положение) распространяется на выпускников; обучающихся по всем формам получения высшего профессионального образования.
Для итоговой аттестации выпускников неаккредитованных высших учебных заведений, реализующих основные образовательные Программы высшего профессионального образования в соответствии с лицензией, настоящее Положение является примерным.
Итоговая государственная аттестация выпускников, завершивших обучение в высших учебных заведениях по образовательным программам основного общего, среднего (полного) общего, начального и среднего профессионального образования, проводится в соответствии с положениями об итоговой государственной аттестации выпускников образовательных учреждений соответствующих типов и видов.
I. Общие положения
1. Целью итоговой государственной аттестации является установление уровня подготовки выпускника высшего учебного заведения к выполнению профессиональных задач и соответствия его подготовки требованиям государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (включая федеральный, национально-региональный и компонент образовательного учреждения).
2. Итоговая государственная аттестация выпускников проводится в аккредитованных высших учебных заведениях (и их филиалах) по всем основным образовательным программам высшего профессионального образования, имеющим государственную аккредитацию.
К итоговым аттестационным испытаниям, входящим в состав итоговой государственной аттестации, допускается лицо, успешно завершившее в полном объеме освоение основной образовательной программы по направлению подготовки (специальности) высшего профессионального образования, разработанной высшим учебным заведением в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.
При условии успешного прохождения всех установленных видов итоговых аттестационных испытаний, входящих в итоговую государственную аттестацию, выпускнику высшего учебного заведения присваивается соответствующая квалификация (степень) и выдается диплом государственного образца о высшем профессиональном образовании.
3. Лица, обучающиеся в не имеющих государственной аккредитации высших учебных заведениях или успешно окончившие их, имеют право на текущую и итоговую аттестацию в высших учебных заведениях, имеющих государственную аккредитацию, на условиях экстерната.
Экстернат в государственных и муниципальных высших учебных заведениях осуществляется в порядке, предусмотренном Положением об экстернате в государственных, муниципальных высших учебных заведениях Российской Федерации от 14 октября 1997 г. № 2033, зарегистрированным в Минюсте России 30.10.1997 № 1403.
II. Виды итоговых аттестационных испытаний
4. К видам итоговых аттестационных испытаний итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений относятся:
- защита выпускной квалификационной работы;
- государственный экзамен.
Конкретный перечень обязательных итоговых аттестационных испытаний устанавливается государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования в части требований к итоговой государственной аттестации выпускника и утверждается Минобразованием России.
5. Выпускные квалификационные работы выполняются в формах, соответствующих определенным ступеням высшего профессионального образования: для квалификации (степени) «бакалавр» - в форме бакалаврской работы; для квалификации «дипломированный специалист» - в форме дипломной работы (проекта); для квалификации (степени) «магистр» – в форме магистерской диссертации.
6. Темы выпускных квалификационных работ определяются высшим учебным заведением. Студенту может предоставляться право выбора темы выпускной квалификационной работы в порядке, установленном высшим учебным заведением, вплоть до предложения своей тематики с необходимым обоснованием целесообразности ее разработки. Для подготовки выпускной квалификационной работы студенту назначается руководитель и, при необходимости, консультанты.
Бакалаврские работы могут основываться на обобщении выполненных курсовых работ и проектов и подготавливаться к защите в завершающий период теоретического обучения.
Выпускные квалификационные работы, выполненные по завершении основных образовательных программ подготовки специалистов и магистров, подлежат рецензированию. Порядок рецензирования устанавливается высшим учебным заведением.
7. Условия и сроки выполнения выпускных квалификационных работ устанавливаются ученым советом высшего учебного заведения на основании настоящего Положения, соответствующих государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования в части, касающейся требований к итоговой государственной аттестации выпускников, и рекомендаций учебно-методических объединений вузов.
8. Программы государственных экзаменов (по отдельным дисциплинам, итоговый междисциплинарный экзамен по направлениям подготовки (специальностям) и т.п.) и критерии оценки выпускных квалификационных работ утверждаются высшим учебным заведением с учетом рекомендаций учебно-методических объединений вузов.
Итоговые аттестационные испытания, входящие в перечень обязательных итоговых аттестационных испытаний, не могут быть заменены оценкой качества освоения образовательных программ путем осуществления текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации студента.
III. Государственные аттестационные комиссии
9. Государственную аттестационную комиссию возглавляет председатель, который организует и контролирует деятельность всех экзаменационных комиссий, обеспечивает единство требований, предъявляемых к выпускникам.
Председателем государственной аттестационной комиссии утверждается, как правило, лицо, не работающее в данном высшем учебном заведении, из числа докторов наук, профессоров соответствующего профиля, а при их отсутствии - кандидатов наук или крупных специалистов предприятий, организаций, учреждений, являющихся потребителями кадров данного профиля. При необходимости председатель государственной аттестационной комиссии должен отвечать требованиям, предъявляемым к специалистам, связанным с работами по закрытой тематике.
Председатель государственной аттестационной комиссии утверждается федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находится высшее учебное заведение. Для негосударственных и муниципальных высших учебных заведений, имеющих государственную аккредитацию, а также государственных высших учебных заведений, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, председатели государственных аттестационных комиссий утверждаются Министерством образования Российской Федерации по представлению учредителя (учредителей).
Председатель государственной аттестационной комиссии может возглавлять одну из экзаменационных комиссий и принимать участие в работе любой из них на правах ее члена.
Государственные аттестационные комиссии действуют в течение одного календарного года.
10. Для проведения итоговой государственной аттестации в высшем учебном заведении, филиале вуза ректором высшего учебного заведения формируется (после утверждения председателя государственной аттестационной комиссии в соответствии с п. 9. настоящего Положения) государственная аттестационная комиссия по каждой основной образовательной программе высшего профессионального образования.
11. Государственные аттестационные комиссии руководствуются в своей деятельности настоящим Положением; соответствующими государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования в части, касающейся требований к итоговой государственной аттестации; учебно-методической документацией, разрабатываемой высшими учебными заведениями на основе государственных образовательных стандартов по направлениям подготовки и специальностям высшего профессионального образования; и методическими рекомендациями учебно-методических объединений высших учебных заведений.
Основными функциями государственной аттестационной комиссии являются:
- определение соответствия подготовки выпускника требованиям государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и уровня его подготовки;
- принятие решения о присвоении квалификации (степени) по результатам итоговой государственной аттестации и выдаче выпускнику соответствующего диплома государственного образца о высшем профессиональном образовании;
- разработка рекомендаций, направленных на совершенствование подготовки студентов, на основании результатов работы государственной аттестационной комиссии.
13. Государственная аттестационная комиссия по основной образовательной программе высшего профессионального образования состоит из экзаменационных комиссий по видам итоговых аттестационных испытаний, предусмотренных государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования.
По решению ученого совета высшего учебного заведения по итоговым аттестационным испытаниям может быть сформировано несколько экзаменационных комиссий, а также организовано несколько государственных аттестационных комиссий по одной основной образовательной программе высшего профессионального образования.
В состав государственной аттестационной комиссии филиала вуза в качестве заместителя председателя входит представитель высшего учебного заведения.
14. Экзаменационные комиссии формируются из профессорско-преподавательского состава и научных работников выпускающего высшего учебного заведения, а также лиц, приглашаемых из сторонних организаций: специалистов предприятий, учреждений и организаций - потребителей кадров данного профиля, ведущих преподавателей и научных работников других высших учебных заведений.
Председатели экзаменационных комиссий по отельным видам итоговых аттестационных испытаний являются заместителями председателя государственной аттестационной комиссии.
Состав экзаменационных комиссий по отдельным видам итоговых аттестационных испытаний утверждается ректором высшего учебного заведения.
IV. Порядок проведения итоговой государственной аттестации
15. Порядок проведения государственных аттестационных испытаний разрабатывается высшим учебным заведением на основании настоящего Положения и доводится до сведения студентов всех форм получения образования не позднее, чем за полгода до начала итоговой государственной аттестации. Студенты обеспечиваются программами государственных экзаменов, им создаются необходимые для подготовки условия, проводятся консультации.
16. Защита выпускной квалификационной работы (за исключением работ по закрытой тематике) проводится на открытом заседании экзаменационной комиссии с участием не менее двух третей ее состава. Процедура приема государственных экзаменов устанавливается высшим учебным заведением (кроме случаев, где это устанавливается федеральным органом управления образованием, в ведении которого находится высшее учебное заведение).
Результаты любого из видов аттестационных испытаний, включенных в итоговую государственную аттестацию, определяются оценками «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно» и объявляются в тот же день после оформления в установленном порядке протоколов заседаний экзаменационных комиссий.
К защите выпускной квалификационной работы допускается лицо, успешно завершившее в полном объеме освоение основной образовательной программы по направлениям подготовки (специальности) высшего профессионального образования, разработанной высшим учебным заведением в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, и успешно прошедшее все другие виды итоговых аттестационных испытаний.
17. Решение о присвоении выпускнику квалификации (степени) по направлению подготовки (специальности) и выдаче диплома о высшем профессиональном образовании государственного образца принимает государственная аттестационная комиссия по положительным результатам итоговой государственной аттестации, оформленным протоколами экзаменационных комиссий.
Решения государственной аттестационной и экзаменационных комиссий принимаются на закрытых заседаниях простым большинством голосов членов комиссий, участвующих в заседании, при обязательном присутствии председателя комиссии или его заместителя. При равном числе голосов председатель комиссии (или заменяющий его заместитель председателя комиссии) обладает правом решающего голоса.
Все решения государственной аттестационной и экзаменационных комиссий оформляются протоколами.
18. Лицам, завершившим освоение основной образовательной программы и не подтвердившим соответствие подготовки требованиям государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования при прохождении одного или нескольких итоговых аттестационных испытаний, при восстановлении в вузе назначаются повторные итоговые аттестационные испытания в порядке, определяемом высшим учебным заведением.
19. Повторное прохождение итоговых аттестационных испытаний целесообразно назначать не ранее чем через три месяца и не более чем через пять лет после прохождения итоговой аттестации впервые.
Повторные итоговые аттестационные испытания не могут назначаться высшим учебным заведением более двух раз.
20. Лицам, не проходившим итоговые аттестационные испытания по уважительной причине (по медицинским показаниям или в других исключительных случаях, документально подтвержденных), должна быть предоставлена возможность пройти итоговые аттестационные испытания без отчисления из вуза.
Дополнительные заседания государственных аттестационных комиссий организуются в установленные высшим учебным заведением сроки, но не позднее четырех месяцев после подачи заявления лицом, не проходившим итоговые аттестационные испытания по уважительной причине.
21. Отчеты о работе государственных аттестационных комиссий заслушиваются на ученом совете высшего учебного заведения и вместе с рекомендациями о совершенствовании качества профессиональной подготовки специалистов представляются учредителю в двухмесячный срок после завершения итоговой государственной аттестации. Протоколы итоговой государственной аттестации выпускников хранятся в архиве высшего учебного заведения.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие Тестовые задания Инженерные задачи Методика проведения государственного экзамена Приложения |
Учебное издание