Корпоративизм
Необходимо отметить еще одну тенденцию касательно профессиональных сообществ. Так, некоторые исследователи[2] констатируют слабость профессиональных сообществ, которые не выдерживают конкуренции с корпоративной моделью организации профессионалов. Профессионалы независимо от их желания распределяются по корпоративным структурам. Профессиональные сообщества перерождаются в корпорации, захватывают то или иное профессиональное поле и устанавливают свои «правила игры» или включаются в более солидные и весомые властные корпорации. Эта судьба почти всех профессиональных сообществ, и прежде всего в областях, где преобладают «свободные профессии» – в журналистике, науке, образовании и художественном мире.
Корпоративизм – принцип, утверждающий приоритет частных корпоративных интересов по отношению как к индивидуальным, так и к общественным и любым другим групповым интересам. К характеристикам корпоративизма можно отнести закрытость, непрозрачность, иерархичность, жесткая дисциплина, агрессивность к внешнему миру, этический корпоративный кодекс, формирование своей этики, «групповой эгоизм». Так выстраивает свою работу бизнес, неправительственные и некоммерческие организации, так реформируются старые хозяйственные предприятия, федеральные и региональные органы власти, бюрократии разных уровней и другие институты. Вместо свободного человека, меняющего место работы, профессию, одновременно работающего в разных местах, не принимая ценностей и норм ни одного из профессиональных сообществ, формируется корпоративный человек, готовый пожертвовать своими интересами и ценностями ради корпорации. Преданность корпорации ценится выше всего. Профессиональная этика исчезает из профессионального сообщества и заменяется корпоративной этикой. Основным отличием корпоративной этики является то, что профессионал служит уже не профессии, а интересам выживания и роста корпорации. Но исчезновение профессиональной этики связано не только с ростом корпоративизма, но и с появлением все новых профессий, где в погоне за прибылью и выявлением новых функций профессии, профессионалы не успевают осмыслить полноту профессиональной этической проблематики.
Надо полагать, данная тенденция не является положительной, поэтому одной из задач этики профессиональных сообществ является противодействие данной тенденции. Но развитие профессионально-прикладной этики идет в разных направлениях. Одно из них – это формирование социально-ответственных корпораций.
Вопросы для самопроверки
1. Дайте определение понятию профессионального сообщества.
2. Назовите основные виды профессиональных сообществ.
3. Опишите отличия профессиональных сообществ.
4. Что такое корпоративизм?
Глава 3. Профессия как «моральная обязанность»
В данной главе говорится о профессии как «моральной обязанности». Это может показаться излишним морализаторством, так как многие смотрят на профессию как просто на источник заработка. Как нам платят, так мы и работаем – рассуждают многие. Более того, для российского морального сознания характерно и такое отношение к труду, которое выражено в поговорке: работа не волк, в лес не убежит. В итоге, как результат многих исторических особенностей развития нашей страны, мы имеем ряд профессиональных проблем, а именно: невыполнение профессиональных обязанностей, относительно низкая производительность труда, злоупотребления служебным положением. Поэтому, по мнению автора, не лишним будет познакомить читателя с моральным измерением профессиональной деятельности. Такое измерение профессии рассматривается, в частности, в фундаментальном исследовании по деловой этике Р. Де Джорджем, но и в России есть сторонники такого взгляда на профессию. Может быть, многие социальные проблемы возникают из-за определенного отношения к профессиональным обязанностям работников на всех уровнях общества.