Обслуживание пассажиров на железнодорожном транспорте
Обслуживание пассажиров на железнодорожном трансом! >те осуществляется на вокзалах, станциях, перронах, в по-< i;uix. Услугами предприятий общественного питания, распо-•II оконных на вокзалах и станциях, пользуются преимущест-тино отъезжающие и транзитные пассажиры. Формы «•fM-луживания пассажиров железнодорожного транспорта должны обеспечивать максимальное удовлетворение потреб-мштей людей в питании при минимальных затратах времени.
На вокзалах, станциях, перронах пассажиров обслужи-имют в ресторанах, кафе, барах, а также на предприятиях |Амстрого обслуживания Бистро, в кафе-автоматах, закусоч-j и мх -автоматах.
Для пассажиров с детьми в обеденных залах ресторанов и иифе устанавливают несколько детских столиков, которые «•«•рвируют детской посудой. По просьбе пассажиров горячие Синода могут быть доставлены официантами ресторана в ком-«иту матери и ребенка. В ресторане ежедневно приготовля-В1Т детские блюда (молочные супы, прозрачные бульоны, 1>а.(личные каши, запеканки со сладкими соусами, кисели, компоты, горячее молоко).
Официанты сервируют столы в зале ресторана пирожко-щ.1ми тарелками, столовыми и закусочными приборами, фу-им'рами. Они же производят досервировку стола и подают шказные блюда, убирают использованную посуду.
В кафе и предприятиях быстрого обслуживания на во-к.шлах и станциях реализуют, как правило, горячие напитки, холодные закуски несложного приготовления в индивидуальной упаковке, бутерброды, бульоны с пирожками в ассортименте, пельмени, вареники, слоеные пирожные с фруктами, булочные изделия (круассаны, булочки, ватрушки), фруктовую и минеральную воду, кисломолочные продукты. На перроне в киосках, на лотках пассажиры могут купить пирожки, булочки, бутерброды, дорожные наборы, тки, фруктовую и минеральную воду, а с передвижных мармитных тележек с подогревом — хот-доги, чебуреки, го-ричие сосиски, сардельки, кофе.
Обслуживание на предприятиях общественного m
ma 8. Специальные виды услуг и формы обслуживания
Обслуживание пассажиров в поездах дальнего сл« ния осуществляется в вагонах-ресторанах, вагонах-! непосредственно в вагонах поезда официантами-разнс нами. Вагоны-рестораны и вагоны-кафе являются с венностью железных дорог и Министерства путей ния. Вагон-ресторан имеет два салона, в каждом из рых установлено по 6 столиков на 24 места, всего 48
На кухне вагона-ресторана расположена плита на ком топливе, холодильный шкаф с емкостями для льда, изводственые столы, различные приспособления и менты для нарезки овощей. Вагоны-рестораны должны полностью подготовлены к моменту подачи составов садки" пассажиров и открыты не менее 12 ч в сутки. Ваг рестораны работают с 9 до 23 ч в день отправления; остальные дни до 22 ч с двумя перерывами не более каждый. Вход в вагон-ресторан прекращается за 30 его закрытия.
Как правило, в обычных поездах дальнего следад имеется вагон-ресторан или вагон-^кафе, в туристичес* ездах — два-три с учетом заказа. В зависимости от на31 ния поезда и контингента пассажиров комплектуют л вую бригаду. Она состоит из 5—7 человек: директора^ дующего производством, повара, кухонного: paf мойщика посуды, двух официантов, в том числе одного цианта-разносчика. При нахождении поезда в пути в сторону свыше трех суток разрешается включать в бригады дополнительно повара ночной смены и второго цианта-разносчика. Сформированная рейсовая бригада ступает к приемке вагона-ресторана для организации питания только при наличии наряда и специального шения бухгалтерии на допуск к работе с материал! ценностями. Члены рейсовой бригады должны иметь верения личности и медицинские книжки, а директора,^ ведующие производством и кухонные рабочие, кроме и удостоверения на право эксплуатации оборудования.
Официанты подчиняются непосредственно директор гона-ресторана или вагона-кафе. Основная обязанность циантов состоит в обслуживании в салонах. Однако онйм нимают участие в реализации обеденной и другой* прод
viсм разноски ее по вагонам поезда или обслуживании пас-• жиров в купе, в погрузке и размещении товаров, уборке мммпцений. До открытия вагона-ресторана официанты про-и шодят влажную уборку, накрывают столы скатертями и ■ •< уществляют их предварительную сервировку. На каждом i тле размещают закусочные тарелки> столовые и закусоч-ftj.it- приборы, фужеры, прибор со специями и вазочки с бумажными салфетками и для цветов.
В обеденное время пассажирам предлагают комплексные ••Гн-ды. Сервировка стола осуществляется в соответствии с меню комплексного обеда. Хлеб приносят гостям индивидуально на пирожковых тарелках,
Перед началом работы официант проверяет исправность mi крепленных за ним счетчиков кассовой машины, подготавливает книжку счетов, нож сомелье, разменную монету.
При обслуживании официанты обязаны соблюдать уста-|Ц тленный порядок оформления заказов и получения блюд ни чекам. При расчете с посетителем ему выдается фирменный счет с учетом выделенной отдельной строкой суммы на-лпга с продажи. Выполненный заказ подтверждается подпи-• -bid официанта на счете и передается пассажиру.
В вагонах-ресторанах поездов используют меню со сво-г«|дным выбором блюд, в состав которого входят диетиче-i кие блюда и блюда для питания детей.
Обслуживание пассажиров непосредственно в вагонах •«уществляется через официантов-разносчиков. Регулярно в имение рабочего времени официант-разносчик, проходя по нагонам, предлагает пассажирам кисломолочную продукцию, булочки, сэндвичи, готовые кулинарные изделия в широком ассортименте. Одновременно он принимает заказы ми доставку обедов пассажирам в вагоны, приносит их на подносах или в корзинах в согласованное с пассажирами время. По окончании обслуживания убирает использованную по-1 Уду.
Особое внимание в вагонах-ресторанах уделяется комплектованию и реализации дорожных наборов.
В вагонах-ресторанах повышенной комфортности пассажирам предоставляют наборы питания, стоимость которых •источается в цену проездных билетов.
Обслуживание на Предприятиях общественной)
■ на 8. Специальные виды услуг и формы обслуживания
■Наборы питания, поступающие в вагоны с баз ния, сопровождаются накладными и документами, raj рующими их безопасность й качество (сертификаты ствия; удостоверения о качестве с указанием наимено: предприятия-изготовителя, нормативного документа, пс торому выработана продукция, срока хранения, массы1 ч ковочной единицы, цены одной штуки изделия; санитар заключение о реализации дорожного набора питания^ данное Центром санэпиднадзора на железнодорожном порте). Для комплектования наборов питания использз продукты в индивидуальной упаковке и мелкой промьп ной расфасовке.
Ниже приведен примерный ассортимент наборов ния.
Сок В'упаковке (1/200 г, тетрапак)
Йогурт плодово-ягодный 1/300 г, 0,1%-ной жирности
Мясная гастрономия в герметичной упаковке (нарезка 1/50
Сыр плавленый Дружба в упаковке фольга (1/30 г)
Масло сливочное в индивидуальной упаковке (1/10 г) " Кофе натуральный растворимый в индивидуальной упаковке (1/
Кондитерское изделие (печенье или пирожное, 1/50 г) в
леновой упаковке ;
Булочки (2/50 г из муки вьющего сорта) в полиэтиленовой ynai
Сахар-песок расфасованный (2/10 г)
Повидло фасованное (1/30 г)
Минеральная вода в бутылке емкостью 0,5 л
Комплект столовых приборов (вилка, ложка, нож) и стаканов] вого пользования, салфетка бумажная, зубочистка в индис упаковке
Набор продуктов должен укладываться в конте* изготовленные из материалов, допущенных для кс пищевыми продуктами, опечатываться этикеткой с Щ нем входящих в набор продуктов, указанием сроков зации и энергетической ценности набора продуктов, питания помещаются в специальные сумки, в которых ;1 доставляются в вагон-ресторан. До отправки поезда в сумки с наборами питания хранятся в холодильных вагона-ресторана или вагона-кафе при температуре +6 °С и выдаются пассажирам в установленное время с \ том графика движения поезда. • ь ■
Раздача наборов в вагонах повышенной комфортности
■ уществляется по внутренней накладной (два экземпляра),
и которой указывается номер вагона (заводской и порядко
вый), фамилия, имя, отчество, табельный номер проводни-
► .1. количество пассажиров, количество выданных наборов
питания, время выдачи по станциям посадки с номерами
mi•<т. Накладную подписывают проводник и работник вагона-
1"-<торана. Возможна выдача наборов питания по требованию
пассажиров через 15 мин после отправления поезда. О выда-
•II- набора проводником на билете делается запись вручную
• Набор выдан, время, подпись». Выдача наборов на обрат
ном пути осуществляется аналогичным способом. В конце
|и-йса в сводную ведомость вносятся данные об обслужива-
мии пассажиров. Сводную ведомость подписывают директор
ни гона-ресторана и начальник поезда. Количество пассажи-
|ит проставляется прописью.
Использованные контейнеры из-под наборов питания, полиэтиленовые стаканы, одноразовые приборы проводники юПирают в мешки для мусора и выносят на стоянках к мусоросборникам на определенных станциях.
Заявку на наборы питания по прибытии в пункт назначении для следующего рейса директор вагона-ресторана пода-«•! в диспетчерскую службу базы снабжения вагонов-ресторанов с учетом остатка, срока реализации и установленной нормы получения их на рейс.
В настоящее время проводят эксперименты по обеспечению пассажиров горячим питанием, стоимость которого мключают в цену билетов.
Тип предприятия общественного питания в пассажирских поездах должен соответствовать категории поезда (международного сообщения, фирменный, пассажирский) и продолжительности нахождения его в пути следования.
В пассажирских поездах ; предусматривают следующие 1ииы предприятий: вагон-ресторан, вагон-кафе, вагон-бар, ii.iгон-буфет. В настоящее время на железных дорогах создаются комбинированные предприятия общественного пи-
III НИЯ.
На базе, Новороссийского вагоноремонтного завода изго-
■ <>нлен образец комбинированного вагона-ресторана и бара.
Обслуживание на предприятиях общественного
. iM 8. Специальные виды услуг и формы обслуживания
Первый зал (со стороны кухни) представляет собой барной стойкой и низкими столиками с полукреслами;' оснащен специальным пристенком в виде длинного барными табуретами. Второй зал (салон) оборудован под' торан. На кухне установлены две четырехкомфорочные ты (газовая и электрическая). Комбинированный вз торан и бар внедряется на железных дорогах России по заказам соответствующих дорог.
Расширение объема сервисных услуг для пассг связано с развитием индустрии железнодорожных пс зок. Россия имеет самую большую в мире систему жел дорог, является одной из немногих индустриальных с которая продолжает строительство железных дорог, ские железные дороги перевозят около 50% междуг ных пассажиров и осуществляют не менее 75% всех m зок по стране.