Урок 7 Народные промыслы. Хохлома. Работа с папье-маше
Раздел 1 ЗДРАВСТВУЙ, ДОРОГОЙ ДРУГ
Урок 1 Как работать с учебником
Изделие: папка достижений.
Задачи урока:познакомить учащихся с новым учебником и рабочей тетрадью; актуализировать знания, полученные в 1 классе (материалы и инструменты, приемы работы с бумагой, способы соединения деталей в изделии, правила разметки, правила работы с шаблонами, ножницами, клеем); познакомить на практическом уровне с понятиями «цветовая гамма», «сочетание цветов».
Планируемые результаты:уметь самостоятельно ориентироваться в учебнике и рабочей тетради, пользоваться ими; оформить (декорировать) папку достижений с использованием разных цветов; уметь применять знания, полученные в 1 классе.
Основные термины и понятия:ремесла, оттенок, гамма цветов.
Ресурсы и оборудование.У учителя: учебник, рабочая тетрадь, изделия из бумаги, пластилина, природных материалов (а также по возможности изделия, выполненные учащимися в 1 классе, их фотографии и т. д.), таблица для кроссворда, образец папки достижений, таблицы по технике безопасности (безопасность в классе, работа режущим инструментом, клеем), шаблоны геометрических фигур (треугольники разной формы и разных размеров, круг, квадрат, прямоугольник). У учащихся: учебник, рабочая тетрадь, папка (для оформления; о том, что ее надо принести, учитель должен предупредить учащихся заранее), простой карандаш, резинка, ножницы, цветная бумага, клей, приспособления для работы с клеем (тряпочка, подкладной лист, кисть).
Ход урока
В начале урока целесообразно обратить внимание учащихся на значение понятия «технология». Дети с помощью учителя вспоминают, что технология — это наука, которая учит, как правильно изготавливать и обрабатывать вещи, предметы, машины из разных материалов, а также экономно расходовать материалы и силу человека, чтобы созданное им было полезным, качественным и недорогим; наука, которая помогает человеку изготовить много интересных нужных вещей из разных материалов. Учащиеся могут высказать свои предположения о том, чем они будут заниматься на уроках технологии во 2 классе.
Учимся новому. Учитель: «В прошлом году изучать эту науку нам помогали учебник и рабочая тетрадь. По страницам учебника мы путешествовали вместе с героями: Аней — дизайнером и Ваней — изобретателем. Давайте откроем наш учебник на странице 3 и прочитаем обращение, которое написали нам авторы». С помощью учителя ребята читают обращение «Здравствуй, дорогой друг». А затем проходит его обсуждение: «Куда мы отправляемся в этом году с Аней и Ваней? Что значит путешествовать в прошлое? (Мы будем говорить о событиях прошлого или изучать технологии прошлого.) Что такое ремесла? Обратите внимание, что слово „ремесло“ выделено синим цветом. Что это значит? (Это значит, что определение слова можно найти в словарике юного технолога, который приводится в конце учебника.) Давайте и сейчас заглянем в словарик и проверим, правильно ли мы предположили, что такое ремесла». Вместе с учителем ребята открывают учебник на с. 94—95 и читают определение.
Продолжить знакомство учащихся с УМК для 2 класса можно, предложив ребятам рассмотреть учебник и рабочую тетрадь и найти различие и сходство с комплектом для 1 класса. Учитель: «В учебнике на странице 2 даны важные условные обозначения. Давайте посмотрим на них и определим, какие из них нам знакомы и что они обозначают, а какие встречаются впервые. А как смогут нам помочь значки на странице 4? Мы с вами рассмотрели учебник и рабочую тетрадь, которые помогут нам на уроках. Но еще нам понадобятся материалы и инструменты. Дайте определения этим понятиям». Чтобы учащиеся вспомнили и рассказали о тех материалах и инструментах, которые им известны из курса 1 класса, можно использовать кроссворд. Учитель читает определения материалов и инструментов, учащиеся их отгадывают, и учитель вписывает отгадки в клетки кроссворда. «Так, в изучении какого предмета помогут нам эти материалы и инструменты? Прочитай слово, получившееся по вертикали». (Буквы Х, О, Я должны быть вписаны сразу.)
1. Материал, изготовляемый из природного сырья (шерсти животных, волокон растений, нитей шелкопряда) или искусственных волокон.
2. Липкий затвердевающий состав для плотного соединения, скрепления частей чего-нибудь.
3. Письменная принадлежность в виде деревянной палочки со стержнем из смеси глинистой массы с графитом.
4. Жесткий колпачок, надеваемый на палец при шитье для упора иглы и для защиты от уколов.
5. Искусственный пластический материал, часто используемый для лепки.
6. Материал, изготовляемый из растительных волокон, тряпичной массы и используемый для письма, печатания, а также для других целей.
7. Режущий инструмент из двух раздвигающихся лезвий с кольцеобразными ручками.
Далее с помощью иллюстраций учебника (с. 5) и материалов, заготовленных учителем, дети рассказывают о еще не названных материалах и инструментах и правилах работы с ними.
Делаем сами. Учитель: «Сегодня для работы нам понадобятся такие материалы, как папка и цветная бумага». Используя иллюстрации и текст учебника на с. 6, дети с помощью учителя планируют, что может войти в их папку достижений, какие в ней будут разделы, как они будут использовать эту папку.
Учитель: «Чтобы создать какое-либо изделие самостоятельно, надо сначала провести анализ готовой поделки и составить план работы». Учитель помогает учащимся провести анализ изделия, таким образом способствуя освоению ими нового вида деятельности, — показывает образец папки достижений и задает вопросы: «Каким способом оформлена папка? (Способом аппликации.) Какой использован материал? (Бумага.) Какой формы фигуры для аппликации? (Геометрические: треугольники, квадрат, круги.) Вы также для своей композиции будете использовать геометрические фигуры. Давайте составим план работы над изделием. Что необходимо сделать в первую очередь? (Необходимо разметить детали.) То есть первый пункт плана — разметка. (Далее следует вырезать детали, затем приклеить.) Значит, второй пункт — раскрой, а третий — сборка».
Необходимо подробно обсудить, как выполняется каждый пункт плана.
Разметка.Учитель: «Размечать детали будем с помощью шаблона. Вспомните правила разметки деталей по шаблону. (Размечаем на изнаночной стороне, при этом экономим бумагу.) (Учитель использует памятку № 6 из приложения. Также учителю необходимо подготовить шаблоны геометрических фигур для разметки. Использовать следует картон, чтобы шаблоны получились прочными и служили дольше. Нобор геометрических фигур может быть любым в зависимости от желания учителя.) Выбрать цвет — непростая задача, нужно научиться сочетать цвета между собой, то есть грамотно соединять. Красивые сочетания разных цветов можно наблюдать в природе. Рассматривая радугу, мы видим цвета в такой последовательности: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. Между каждой парой цветов есть много промежуточных оттенков. Эти цвета делятся на холодную (фиолетовый, синий, голубой, зеленый и их оттенки) и теплую (красный, оранжевый, желтый, зеленый и их оттенки) гаммы — группы цветов и оттенков. Цвета в каждой гамме хорошо сочетаются между собой. Три цвета — красный, желтый и синий — называются основными. Каждый из них имеет дополнительный цвет, который получают при смешивании двух основных цветов. Черный и белый — нейтральные цвета, они сочетаются со всеми другими цветами. Основные цвета (красный, синий и желтый) сочетать между собой следует очень осторожно. Каждый цвет имеет много оттенков от светлого до темного, например: от светло-серого до черного, от светло-голубого до темно-синего, от желтого до красного. Цвета, подобранные в такой последовательности, хорошо сочетаются между собой.
Для нашей работы можно выбрать те цвета, которые использованы в учебнике. Посмотрите на цвета разделов учебника, выбирайте те же цвета бумаги и размечайте детали на них».
Раскрой.Учитель: «Следующий этап предполагает вырезание деталей. Вспомним правила работы режущим инструментом (с помощью материала из приложения)».
Сборка.Учитель: «Перед тем как приклеивать детали, разложите их на папке. Вспомним правила работы клеем (с помощью памятки № 8 из приложения). Теперь можете приклеить детали».
Подведем итоги. Итогом урока является проведение выставки работ учащихся, с помощью которой можно проконтролировать и оценить результаты работы. Выставку организует учитель. Дети рассказывают о своей папке достижений, материалах и инструментах, которые они использовали, почему подобрали именно такие цвета для своей папки. Критерии оценивания работ: аккуратность, композиция, оригинальность и т. д.
Домашнее задание.Подготовьте с помощью родителей рассказ о тех поделках, которые у вас дома украшают комнаты или кухню. На следующий урок принесите небольшую баночку (желательно продемонстрировать пример) и луковицу.
Роговцева Н. И. Уроки технологии. 2 класс |
|
Ход урока
В начале урока учащиеся делают сообщение по фотографии, принесенной из дома. Из фотографий, принесенных учащимися на урок, можно сделать выставку, которая украсит класс, послужит поощрением для детей и порадует их родителей.
После этого учитель напоминает учащимся о том, что предыдущие уроки были посвящены теме «Посуда». На них дети узнали, из чего делают посуду, как используют, что хранят в посуде и как готовят различные кулинарные изделия, которые можно подавать в посуде.
Проверим себя. Учитель: «Посуда — неотъемлемая часть нашей жизни, с которой мы сталкиваемся каждый день. Давайте проведем викторину в два этапа». Можно разделить детей на команды. Первый этап — ответы на вопросы. За каждый ответ можно назначить определенное количество очков. Учащиеся, набравшие большее количество очков, получают поощрение, в том числе в виде оценок. Возможные вопросы: «Для чего нужна посуда? Всегда ли люди пользовались посудой? Какая посуда была у первобытных людей? Можно ли сейчас обойтись без посуды? Что можно использовать вместо посуды? (Высушенные плоды растений, например тыкву, кокосы и др.) Почему посуду называют чайной, кухонной, столовой? В какую тарелку нельзя налить суп? Из какой тарелки можно есть суп? Без какой посуды нельзя пообедать? Почему мы не едим суп чайной ложечкой? Из какой посуды можно пить? Почему мы предпочитаем пить чай из чашки, а не из стакана? Что можно приготовить в сковороде? Почему нельзя сварить суп в сковороде? Что можно приготовить в кастрюле? В какой посуде лучше кипятить молоко? В какой посуде готовят супы, борщи и другие первые блюда? Почему чайник назвали заварным? Для чего нужна чайница? Для чего нужна сахарница? Для какого сахара нужны щипцы? Из каких материалов делают посуду? Какая посуда самая прочная? Какая посуда самая хрупкая? Почему хрустальную и стеклянную посуду лучше не брать в походы? Где изготавливают металлическую посуду? Почему посуду назвали эмалированной? Какие инструменты использует резчик для изготовления деревянной посуды? Кого называют стеклодувом? Какую посуду делают стеклодувы? Что делает гончар? Из чего делают посуду гончары? Для чего надо мыть посуду? Кто моет посуду? Зачем посуду убирают в шкаф или на полку? Чем моют посуду? Какие моющие средства используют для мытья посуды? Какие моющие средства можно считать экологически чистыми? Зачем нужен фартук?»
Второй этап викторины направлен на развитие ощущения и восприятия. Он может включать такие задания.
• Тактильное восприятие. Определить на ощупь посуду, изготовленную из разных материалов: стеклянный стакан, пластмассовую чашку, металлическую ложку и др. Учитель дает учащимся с закрытыми или завязанными глазами потрогать приготовленные заранее предметы.
• Восприятие цвета. Нарисовать посуду разного цвета, ответив на вопросы: какого цвета может быть посуда, изготовленная из разных материалов? Какими красками чаще всего бывает сделана роспись посуды?
• Восприятие величины и формы. Учащиеся, ответив на вопросы: какой из предметов посуды самый большой? Что самое маленькое? Какой формы дно кастрюли, чашки и сковороды? Что больше: тарелка или блюдце? Что выше: стакан или чашка? — изображают различные предметы по одному, в парах или целой командой.
• Восприятие пространственных отношений. Учащиеся под руководством учителя разыгрывают сервировку стола. Задание: положить нож и ложку справа от тарелки, а вилку слева, ответить на вопросы: между какими предметами стоит тарелка? Где лежит нож? Где лежит вилка? — и продемонстрировать ответы с помощью соответствующих действий. Можно попросить ребят также поставить тарелку рядом с хлебницей, а между ними положить салфетки и объяснить местоположение каждого предмета. Это задание также поможет в обучении детей этикету.
Учитель обязательно должен подвести итоги викторины и оценить работу учащихся.
Делаем сами. Следующий этап урока — выполнение проекта «Праздничный стол». Учитель: «А теперь давайте сами сделаем посуду для сервировки праздничного стола». Для этого надо, чтобы учащиеся разделились на группы. Учитель должен проконтролировать этот процесс. Важно объяснить, напомнить ребятам, как нужно работать в группе, что нужно помогать друг другу и ориентироваться на работу остальных участников группы, распределить работу на всех так, чтобы каждый участник делал один из предметов посуды, а кто-то составлял композицию и проводил презентацию проекта. Необходимо дать учащимся представление о важности взаимопомощи для получения качественного продукта их совместной работы.
Затем нужно провести анализ уже готового изделия, представляемого учителем (желательно развивать навык самостоятельного анализа): какой материал использован (глина или пластилин), какие приемы необходимо знать для работы с данным материалом (приемы работы с глиной или пластилином; учащиеся вспоминают эти приемы и рассказывают о них с помощью таблицы, подготовленной учителем), какой особый прием использован для данной композиции (прием лепки из целого куска глины), как можно применить данную поделку.
После этого дети читают план работы Ани и Вани в учебнике на с. 23, оценивают его с помощью учителя, придумывают свои композиции, распределяют, кто что будет лепить, и составляют собственные планы работы, которые проверяет учитель. Каждый учащийся работает по собственному плану, выполняет свою поделку, после чего группа составляет композицию и один из участников проводит ее презентацию, одним из составляющих которой должен быть рассказ о возможностях использования посуды в их проекте.
Подведем итоги. В ходе презентации учащиеся под контролем учителя пробуют самостоятельно оценить работы и выступления своих товарищей и организовывают выставку проектов.
Домашнее задание. Попросите у родителей небольшую миску, подумайте, из чего она сделана, каким способом, вспомните, для чего ее обычно используют у вас дома. Составьте небольшое сообщение. Миску принесите на следующий урок.
Урок 7 Народные промыслы. Хохлома. Работа с папье-маше
Изделие: миска «Золотая хохлома» в технике папье-маше.
Задачи урока: познакомить учащихся с видами декоративно-прикладного искусства, с хохломской росписью, с технологией изготовления изделий из папье-маше, с отделкой изделия в виде орнамента; закреплять умения и навыки работы с бумагой и такими инструментами, как карандаш, ножницы, кисть; развивать умение изображать объекты природы, соблюдая стилевые особенности хохломской росписи; развивать интерес к народному творчеству и народным промыслам.
Планируемые результаты: овладеть технологией изготовления изделий из папье-маше; уметь отличать орнамент хохломской росписи от других видов орнаментов и выполнять его.
Основные термины и понятия: хохломская роспись, орнамент, грунтовка, папье-маше.
Ресурсы и оборудование. У учителя: образец изделия из папье-маше, таблица «Приемы работы с бумагой», миска, подкладной лист, бумага (салфетка, газета), клей ПВА, вода, гуашь. У учащихся: учебник, миска, подкладной лист, бумага (салфетка, газета), клей ПВА, вода, гуашь.
Ход урока
Учащиеся выступают с сообщениями, подготовленными дома. Учитель: «А вы знаете, что посуду можно по-разному украшать? Сегодня на уроке мы познакомимся с одним из народных промыслов — хохломской росписью по дереву, а также с новой техникой создания изделий из папье-маше».
Учащиеся рассматривают хохломскую посуду на с. 24 учебника. Учитель: «Эту посуду называют золотой хохломой. Как вы думаете, почему? Посмотрите, какие цвета и элементы использует хохломской мастер в своей росписи».
Путешествуем во времени. Дети читают текст на с. 24 учебника. Учитель: «С незапамятных времен хохломская деревянная посуда излучает свет. Не просто так называют ее золотой хохломой. Будто это не обыкновенные деревянные миски да ложки, ковши да чаши, а золотые! Такую посуду и на стол ставить незазорно. Но не для царских столов создавали мастера посуду с хохломской росписью, украшала она крестьянские праздники да свадьбы. Хозяйка выставляла ее для дорогих гостей. Пусть и небогатым было угощение, но зато от всей души и в чудесной посуде. Как же появилось это диво дивное — золотая хохлома? Старинное предание рассказывает: жил когда-то в нижегородских лесах на берегу тихой реки человек. Кто он и откуда пришел, нам неведомо. Вырезал тот человек деревянные чаши да ложки и так раскрашивал, что, казалось, сделаны они из чистого золота. Узнал об этом царь и рассердился: „Почему у меня во дворце нет такого мастера?! Ко мне его! Немедленно!“ Стукнул посохом, топнул ногой и послал солдат, чтобы доставили умельца во дворец. Отправились солдаты выполнять царский приказ, но, сколько ни искали, не смогли найти чудо-мастера. Ушел он неведомо куда, но прежде научил местных крестьян делать золотую посуду. В каждой избе сверкали золотом чашки да ложки. А было это село под названием Хохлома. Много золотой посуды продавалось на ярмарке в этом селе. Так и возникло название „золотая хохлома“. Ах, как вкусно есть из такой сказочной посуды! Да еще золотистой расписной ложкой. Не боится хохлома ни жара, ни стужи. Все так же будут сиять ее краски, не потускнеет золото, потому что сделали это чудо золотые руки мастеров. Есть ли у вас дома посуда, украшенная хохломской росписью? В каких случаях ваши родители ставят ее на стол?»
Учимся новому. Учитель: «Украшают посуду орнаментом, который может быть нарисован, а может быть сделан способом аппликации или отпечатан. Прочитайте текст в учебнике на странице 24 под рисунком. Обратите внимание на слово „орнамент“. Что в нем особенного?» (Оно выделено голубым цветом, можно прочитать его определение в словарике юного технолога.) Дети читают определение понятия «орнамент» (с. 95). Учитель: «Орнамент — это узор, построенный на ритмическом чередовании элементов. Он может быть растительным (использование растительных элементов), геометрическим (использование геометрических форм), зооморфным (использование мотивов, связанных с изображением животных), комбинированным (сочетание разных видов)».
Делаем сами. Учитель: «Сейчас вы попробуете себя в роли хохломских мастеров, но сначала нам нужно сделать посуду, которую мы будем расписывать. А изготовим мы ее из папье-маше. Знаете ли вы, что это?» (Бумажная масса, смешанная с клеем, гипсом и мелом, из которой изготовляют путем прессования различные предметы.) Учащиеся читают план работы в учебнике на с. 25 и рассматривают изображения к нему, а затем под руководством учителя выполняют работу по этому плану до пункта «Оставьте изделие на просушку», после чего необходимо придумать орнамент в стиле хохломской росписи для украшения изделия. Можно дать ребятам задание нарисовать его на бумаге и рассказать, к какому типу орнаментов относится узор, придуманный ими. Если бумага на миске высохнет быстро, то можно закончить работу над поделкой: снять бумажную форму с миски, загрунтовать изделие (можно использовать водоэмульсионную краску или белую гуашь, смешанную с клеем ПВА) и расписать красками миску под хохлому в соответствии с тем орнаментом, который был придуман. Если работа не высохла на этом уроке, то можно распределить работу над поделкой на два урока.
Подведем итоги. В конце урока учитель оценивает работы учащихся. Дети отвечают на вопрос: «Почему хохломскую посуду называют золотой?»
Домашнее задание. Попробуйте дома с помощью родителей сделать еще какой-либо предмет посуды из папье-маше и оформить его хохломской росписью. Фотографию своей поделки поместите в папку достижений.