А. П. Пехальский, И. А. Пехальский. Устройство автомобилей. Лабораторный практикум. Учебник. - Академия, 2010.
Карданная передача
Лабораторные работы № 16
Выполнил:
студент группы ТО-11-9к
Л. А. Леконцев
Проверил:
преподаватель
Ю.Ш. Абраров
Содержание
Стр.
1. Цель работа……………………………………………… …………3
2. Оборудование………………………………………………………..3
3. Содержание работы…………………… ………… ……………….3
4. Описание устройства…………… ………………… ……………...10
Изм. |
Лист |
№ докум. |
Подпись |
Дата |
Лист |
Лабораторная работа №16 |
Разраб. |
Л. А. Леконцев |
Провер. |
Ю.Ш. Абраров |
Н. Контр. |
Утверд. |
Карданная передача |
Лит. |
Листов |
ТО-11-9к |
Цель работы
Изучить устройство и работу карданов и карданных передач; приобрести навыки в разборке и сборке карданных передач.
Оборудование
Карданы и карданные передачи различных моделей автомобилей; приспособления для разборки и сборки карданных передач и карданов; тиски; наборы инструментов.
Содержание работы
По плакатам и учебным пособиям изучить устройство карданной передачи и отдельных карданов.
Описание устройства
Карданная передача состоит из карданных шарниров (карданов), карданных валов и промежуточной опоры.
В некоторых автомобилях передний кардан (рис. 7.11) состоит из фланца, установленного на шлицах заднего конца ведомого нала коробки передач, к которому тремя болтами 1 крепится эластичная муфта 2. Эта же муфта тремя болтами крепится к фланцу 3, установленному на шлицах переднего конца переднего карданного вала. Болты крепления эластичной муфты установлены через один: один болт крепит муфту к фланцу вторичного вала коробки передач, другой — к фланцу карданного вала. В таком же порядке установлены все шесть болтов. Наконечник переднего карданного вала 5 имеет шлицы, с помощью которых изменяется длина карданной передачи.
Если карданная передача имеет два или более карданных валов, то для подвески валов имеются промежуточные опоры 12, которые крепятся на поперечине 20. В упругой эластичной опоре установлен шариковый подшипник 13, на который опирается карданный вал. Для балансировки валов привариваются балансировочные пластины 6.
Изм. |
Лист |
№ докум. |
Подпись |
Дата |
Лист |
ЛБ.ТО.00.16.00 |
Изм. |
Лист |
№ докум. |
Подпись |
Дата |
Лист |
ЛБ.ТО.00.16.00 |
Изм. |
Лист |
№ докум. |
Подпись |
Дата |
Лист |
ЛБ.ТО.00.16.00 |
В проушины вилок вставляются шипы крестовины. На тщательно обработанных шипах крестовины установлены стальные стаканы с игольчатыми подшипниками, уплотненные изнутри уплотнительными манжетами. Крестовина со стаканами закреплена в ушках вилок крышками и стопорными пластинами. На стопорных пластинах имеются усики, которые после завертывания болтов загибаются на головки болтов для предотвращения их самопроизвольного отворачивания. Вместо крышек и стопорных пластин крестовина и стаканы могут крепиться стопорными кольцами. На стопорных пластинах может иметься надпись: «Смазывать только маслом».
Для подачи масла на крестовине установлена масленка, а в крестовине выполнены продольные каналы. Ограничивается нагнетание масла предохранительным клапаном.
На многих легковых и грузовых автомобилях в игольчатые подшипники закладывается так называемая «вечная смазка», например смазка 158 (ТУ-101320 — 77). Каналы в этом случае делаются несквозными.
Карданы на автомобилях ГАЗель выполнены с прокачиваемой смазочной системой. Крестовина имеет продольные каналы. В центральной части в каналы ввернута пресс-масленка, закрываемая резиновым колпачком. Для смазывания игольчатых подшипников снимается резиновый колпачок и на пресс-масленку надевается наконечник нагнетателя масла. Масло под давлением проходит по каналам к игольчатым подшипникам. Излишки масла под давлением сжимают края манжеты и выходят наружу. Смазочный материал, находящийся между грязеотражателем крестовины и уплотнительной манжетой, служит масляным фильтром, защищающим рабочую кромку манжеты от пыли и грязи.
Жесткие карданы передают момент вращения с вилки неравномерно. Для равномерной передачи момента вращения на грузовых автомобилях чаще всего устанавливают шариковые карданы с делительными канавками и кулачковые карданы.
Шариковые карданы состоят из двух кулаков, в которых имеются делительные канавки для установки ведущих шариков. Для центрирования кулаков служит центральный шарик, устанавливаемый в гнезде с помощью штифта и шпильки. Форма делительных канавок такова, что при любом повороте кулаков относительно друг друга ведущие шарики будут перекатываться и занимать положение в плоскости, делящей угол между ними пополам (бис секторная плоскость).
Реже встречается кардан равных угловых скоростей кулачкового типа, который состоит из двух вилок со вставленными полу цилиндрическими кулаками, между которыми расположен центральный диск.
Шариковые шарниры могут быть с делительными канавками 11делительным рычажком. Рассмотрим принцип их действия. При передаче момента вращения под углом рабочие шарики шарниров располагаются в биссекторной плоскости, делящей угол между ведущим и ведомым валами пополам, что обеспечивает синхронность их вращения.
В шариковом шарнире с делительными канавками вилки имеют по четыре делительные канавки, средние линии которых представляют собой окружности с одинаковыми радиусами, равноудаленными от центра шарнира. При сборке шарнира сначала между вилками устанавливают центрирующий шарик на штифте, который входит в отверстия шарика и одной из вилок. От осевых перемещений штифт удерживается другим штифтом. Затем в канавки вилок, расположенных под прямым углом, закладывают четыре рабочих шарика. Так как шарики расположены симметрично относительно центра, то при передаче момента вращения под углом центры шариков описывают окружности, находящиеся в биссекторной плоскости, причем в передаче момента участвуют только два шарика. Шарнир может передавать момент под углом 30...32
Преимущества шарнира: простота изготовления и сравнительно небольшая стоимость; недостатки: ускоренное изнашивание шарнира из-за скольжения шариков относительно канавок и высокого давления, вызванного, в частности, тем, что момент вращения передают только два шарика.
Изм. |
Лист |
№ докум. |
Подпись |
Дата |
Лист |
ЛБ.ТО.00.16.00 |
Изм. |
Лист |
№ докум. |
Подпись |
Дата |
Лист |
ЛБ.ТО.00.16.00 |
Плечи рычажка подобраны так, что при передаче момента вращения под углом он поворачивает сепаратор на угол, равный половине угла между осями ведущего и ведомого валов, т. е. устанавливает шарики в биссекторной плоскости. Шарнир может передавать момент вращения под углом 35...38°.
Преимущество шарнира — передача момента вращения всеми шариками, что повышает долговечность шарнира и позволяет уменьшить его габаритные размеры. Однако он сложнее и дороже шарнира с делительными канавками.
Сдвоенный кулачковый карданный шарнир равных угловых скоростей привода ведущих управляемых колес автомобиля Урал- 375 состоит из ведущей и ведомой вилок, связанных с ведущим и ведомым валами, и вставленных в вилки кулаков, в пазы которых вставляется центральный диск. Этот диск является промежуточным звеном шарнира. Кулачковый карданный шарнир может передавать момент вращения под углом 45...50°. Устройство этого шарнира проще, он дешевле шариковых карданов, но его КПД ниже.
Порядок разборки промежуточного вала:
· снятый карданный вал с промежуточной опорой укрепить на стенде;
· ослабить передний хомут грязезащитного чехла и сдвинуть чехол;
· отогнуть замочную шайбу;
отвернуть гайку уплотнительной манжеты шлицевого соединения и сдвинуть ее в сторону отодвинутого чехла;
· снять со шлицевого конца карданного вала скользящую вилку, уплотнительные манжеты и упорное кольцо;
· вынуть карданный вал из промежуточной опоры.
Порядок сборки промежуточного вала:
· вставить карданный вал в промежуточную опору;
· на шлицевой конец карданного вала поставить упорное кольцо и уплотнительные манжеты;
· вставить шлицевой конец скользящей вилки так, чтобы ее пружины находились в одной плоскости с проушинами вилки переднего конца карданного вала;
· завернуть гайку уплотнительной манжеты шлицевого соединения и отогнуть замочную шайбу;
· надвинуть грязезащитный чехол и затянуть его хомутами
Порядок разборки карданных шарниров:
· отогнуть концы стопорных пластин;
· отвернуть болты крышек крепления подшипников и снять две стопорные пластины и две крышки подшипников;
· выпрессовать оба подшипника: один — наружу, другой - внутрь вилки;
· снять наружный выпрессованный подшипник, внутренний снова вставить в гнездо вилки, выпрессовать наружу, а затем снять с крестовины;
· вывернуть из крестовины пресс-масленку и предохранительный клапан;
· снять с шипов крестовины четыре обоймы уплотнительных манжет и пробки колец.
Порядок сборки карданных шарниров:
· завернуть в крестовину пресс-масленку и предохранительный клапан;
· напрессовать на каждый шип крестовины обоймы уплотнительных манжет и пробковые кольца;
· завести крестовину в проушины вилки кардана;
· запрессовать два подшипника в проушины вилки, причем паз на торце подшипника должен лежать на оси двух резьбовых отверстий в проушине;
· установить крышки подшипников в стопорные пластины и привернуть;
· завести проушины фланца на два других шипа крестовины;
· отогнуть концы стопорных пластин и прижать их к граням болтов.
Порядок разборки промежуточной опоры карданного вала:
· освободить и сдвинуть грязезащитный чехол;
· отвернуть гайку уплотнительной манжеты шлицевого соединения;
· разъединить промежуточный и главный карданные валы и снять промежуточную опору;
· снять с промежуточной опоры кронштейн в сборе с накладкой, резиновую подушку, передние и задние отражатели и шариковый подшипник опоры.
Изм. |
Лист |
№ докум. |
Подпись |
Дата |
Лист |
ЛБ.ТО.00.16.00 |
Порядок сборки промежуточной опоры карданного вала:
· запрессовать шариковый подшипник в резиновую подушку;
· поставить отражатели (перед установкой отражателей посадочные поверхности следует обжать, обеспечив тугую посадку);
· надеть кронштейн промежуточной опоры и напрессовать опору на промежуточный вал, соединить главный и промежуточный карданные валы;
· завернуть гайку уплотнительной манжеты шлицевого соединения;
· надеть грязезащитный чехол.
Список использованной литературыА. П. Пехальский, И. А. Пехальский. Устройство автомобилей. Лабораторный практикум. Учебник. - Академия, 2010. – 279 с.
Изм. |
Лист |
№ докум. |
Подпись |
Дата |
Лист |
ЛБ.ТО.00.16.00 |