Особенности богослужения в субботу 2, 3 и 4 седмиц Великого Поста.
Вечерня
Вечерня совершается утром в соединении с Литургией Преждеосвященных Даров, по великопостному чину.
Вечером совершается Великое повечерие и заупокойная Утреня.
Великое повечерие читается поскору, без покионов.
По 1-ом Трисвятом читаются тропари:
«Апостоли, мученицы и пророцы…»
«Слава» – «Помяни Господи…»
«И ныне» – «Мати Святая…»
По 2-ом Трисвятом:
наряду «Помилуй нас Господи…» и т.д.
По Вседневном славословии читается канон усопшим настоящего гласа, напечатанный в Октоихе в последовании утрени.
По 3-ем Трисвятом:
Кондак: «Со святыми упокой…»
В конце Малый отпуст (а не молитва «Владыко Многомилостиве…») и обычный чин прощения.
Утреня.
Утреня начинается с двухпсалмия (в практике без двухпсалмия, сразу с возгласа «Слава Святей и Единосущней и Нераздельней…»).
Утреня совершается по 49 гл. Типикона: «В субботу 2-ю постов на утрени». Эта служба во всём схожа с заупокойной службой, совершаемой по 13 гл. Типикона. Отличается она только лишь чтением канона, т.к. из Триоди полагается петь четверопесницы (по 6, 7, 8 и 9 песни).
Канон читается следующим образом:
В храме Господском и Богородицы:
Канон храма с ирмосом на 6.
Св. из Минеи на 4.
Начинается с 6 песни, канон храма оставляется и поётся сначала канон св. из Минеи, а потом четверопесцы из Триоди.
В храме святого:
Св. из Минеи с ирмосом на 6.
Св. храма на 4.
Начиная с 6 песни, канон храма оставляется и поётся сначала канон Минеи, а затем четверопесцы.
Заупокойное богослужение в субботы Мясопустную и Троицкую
По своему построению и схеме эти службы мало чем отличаются от обычного заупокойного богослужения, совершаемого по 13 гл. Типикона.
Устав о совершении данных служб находятся в 49 гл. Типикона, стр. 394 на обороте.
Сравнивая эти службы с заупокойной службой, совершаемой по 13 гл. Типикона, можно отметить следующие характерные отличия:
I. На «Господи воззвах» на «Слава» – поётся стихира 8 гл.: «Плачу и рыдаю…».
II. Вместо дневного прокимна диакон произносит «Аллилуия, аллилуия, аллилуия», гл. 8 со стихами:
1) «Блажени, яже избрал и приял еси Господи». «Память их в род и род» (два стиха вместе)
2) «Души их во благих водворятся»
Хор: 3х3 поёт «Аллилуия».
III. По «Ныне отпущаеши…» на вечерни и по «Благо есть» на утрени поётся тропарь 8 гл.
«Глубиною мудрости…»
«Слава, и ныне», «Тебе и стену, и пристанище…»
IV. Вместо «Бог Господь» тк же поётся «Аллилуия» 8 гл.
Тропарь «Глубиною мудрости…» 2-жды
«Слава и ныне», «Тебе и стену, и пристанище…»
V. Чтение канона:
1) Канон храма (Господского или Богородицы или святого) с ирмосом на 6.
2) Канон Триоди на 8.
К тропарям канона Триоди – припев: «Покой, Господи, души усопших раб Твоих». Поётся обязательно и 2-ая песнь на ряду в Триоди. Катавасия Триоди по каждой песни «Песнь возслем людие…». «Достойно есть» не поётся.
На практике чаще всего читается только канон Триоди. Ирмосы бывают обычные заупокойные 6 гл.: «Яко по суху пешествовав Израиль…» (находятся в воскресной службы 6-го гл.). Как правило канон читают священнослужители на середине храма. Припевы «Покой, Господи, души…» поёт хор. Священнослужители заходят в алтарь после прочтения светильна с богородичным из Триоди. (Всё время от выхода из алтаря по 16 кафизме и до чтения светильна они находятся на середине храма).
VI. На часах тр.: «Глубиною мудрости…»
По трисвятом кондак: «Со святыми упокой…»
VII. Тропари на Литургии:
«Глубиною мудрости…», «Слава» – «Со святыми упокой…», «И ныне» – «Тебе и стену, и пристанище…» Прокимен один заупокойный, чтения два по Типикону.
VIII. В Троицкую родительскую субботу вместо «Видехом свет истинный…» поётся тропарь «Глубиною мудрости…»
Порядок каждения
Всенощное бдениЕ
1. Каждение на «Господи, воззвах...» и на «Честнейшую»
а) Престол (с 4-х сторон)
б) Горнее место
в) Правая и левая части Алтаря, Запрестольный крест и икона
г) Предстоятеля и предстоящих у Престола (если присутствует Архиерей, то первым кадится он 3х3)
д) Присутствующих в Алтаре
е) Выйдя на солею, диакон кадит правую и левую части Иконостаса (если два диакона, то каждый свою сторону)
(если это каждение на «Честнейшую», то левая часть Иконостаса кадится после возгласа диакона «Богородицу и Матерь света...»)
ж) Клироса и народ (с амвона)
з) Икона на аналое, посреди храма (если два диакона, то сразу кадят по храму)
и) Каждение всего храма
к) Царские врата и местные иконы (Спасителя и Божией Матери)
л) Поклонившись, диаконы идут в Алтарь и кадят переднюю часть Престола, Горнее место
м) Предстоятеля
На литии
(благословение на каждение диакона берут с Горнего места перед выходом духовенства на середину)
В Алтаре каждение не совершается
а) Иконостас (правая и левая части)
б) Икона на аналое, посреди храма
в) Предстоятеля и предстоящих (с середины храма)
г) Клиросы и народ (с амвона)
д) Царские врата и местные иконы
е) Иконы на аналое
ж) Предстоятеля
Литургия
1. На часах перед началом Литургии:
а) Престол (с 4-х сторон, при чтении «во гробе плотски...»)
б) Жертвенник
в) Горнее место (с чтением тайно пс. 50 «Помилуй мя, Боже...»)
г) Правая и левая части Алтаря
д) Икона над Царскими вратами (с левой стороны Горнего места), Запрестольный крест и икона
е) Предстоятеля и предстоящих (с правой стороны Горнего места)
Примечание. Если в Алтаре присутствует Архиерей, то сначала кадят его 3х3, а в конце всего каждения только трижды.
ж) Присутствующих в Алтаре (после этого диакон выходит на солею)
з) Иконостас (правая и левая части)
и) Клироса (верхний, правый и левый)
к) Народ (с амвона)
л) По храму (если один диакон, то начинает с иконы, которая на аналое, на середине)
м) Царские врата и местные иконы (после этого диакона кланяются друг другу и идут в Алтарь)
н) Передняя часть Престола, горнее место
о) Предстоятеля (если присутствует Архиерей, то кадят его, а не Предстоятеля)
2. Порядок каждения во время чтения Апостола и на «Херувимской песни»
а) Престол с 4-х сторон
б) Жертвенник
в) Горнее место
г) Правая и левая части Алтаря
д) Икона над Царскими вратами, Запрестольный крест и икона
е) Створки Царских врат (после этого диакон через Царские врата выходит на солею)
ж) Правая и левая части Иконостаса
з) По входе в Алтарь, кадит Предстоятеля и предстоящих
и) Всех присутствующих в Алтаре
к) Выйдя на амвон, кадит чтеца, клироса и народ
л) Царские врата и местные иконы (Спасителя и образ Божией Матери)
м) Передняя часть Престола, горнее место
н) Предстоятеля (если присутствует Архиерей, то кадят только Его, трижды)
3. Порядок каждения на «Достойно есть»
(после возгласа «Изрядно о Пресвятей...»
а) Престол с 3-х сторон (переднюю часть Престола кадит Предстоятель во время возгласа)
б) Горнее место
в) Правая и левая части Алтаря
г) Икона над Царскими вратами, Запрестольный крест и икона
д) Предстоятеля и предстоящих (с горнего места)
е) Присутствующих в Алтаре
ж) Передняя часть Престола, горнее место
з) Предстояте.