Особенности богослужения в субботу 2, 3 и 4 седмиц Великого Поста.

Вечерня

Вечерня совершается утром в соединении с Литургией Преждеосвященных Даров, по великопостному чину.

Вечером совершается Великое повечерие и заупокойная Утреня.

Великое повечерие читается поскору, без покионов.

По 1-ом Трисвятом читаются тропари:

«Апостоли, мученицы и пророцы…»

«Слава» – «Помяни Господи…»

«И ныне» – «Мати Святая…»

По 2-ом Трисвятом:

наряду «Помилуй нас Господи…» и т.д.

По Вседневном славословии читается канон усопшим настоящего гласа, напечатанный в Октоихе в последовании утрени.

По 3-ем Трисвятом:

Кондак: «Со святыми упокой…»

В конце Малый отпуст (а не молитва «Владыко Многомилостиве…») и обычный чин прощения.

Утреня.

Утреня начинается с двухпсалмия (в практике без двухпсалмия, сразу с возгласа «Слава Святей и Единосущней и Нераздельней…»).

Утреня совершается по 49 гл. Типикона: «В субботу 2-ю постов на утрени». Эта служба во всём схожа с заупокойной службой, совершаемой по 13 гл. Типикона. Отличается она только лишь чтением канона, т.к. из Триоди полагается петь четверопесницы (по 6, 7, 8 и 9 песни).

Канон читается следующим образом:

В храме Господском и Богородицы:

Канон храма с ирмосом на 6.

Св. из Минеи на 4.

Начинается с 6 песни, канон храма оставляется и поётся сначала канон св. из Минеи, а потом четверопесцы из Триоди.

В храме святого:

Св. из Минеи с ирмосом на 6.

Св. храма на 4.

Начиная с 6 песни, канон храма оставляется и поётся сначала канон Минеи, а затем четверопесцы.

Заупокойное богослужение в субботы Мясопустную и Троицкую

По своему построению и схеме эти службы мало чем отличаются от обычного заупокойного богослужения, совершаемого по 13 гл. Типикона.

Устав о совершении данных служб находятся в 49 гл. Типикона, стр. 394 на обороте.

Сравнивая эти службы с заупокойной службой, совершаемой по 13 гл. Типикона, можно отметить следующие характерные отличия:

I. На «Господи воззвах» на «Слава» – поётся стихира 8 гл.: «Плачу и рыдаю…».

II. Вместо дневного прокимна диакон произносит «Аллилуия, аллилуия, аллилуия», гл. 8 со стихами:

1) «Блажени, яже избрал и приял еси Господи». «Память их в род и род» (два стиха вместе)

2) «Души их во благих водворятся»

Хор: 3х3 поёт «Аллилуия».

III. По «Ныне отпущаеши…» на вечерни и по «Благо есть» на утрени поётся тропарь 8 гл.

«Глубиною мудрости…»

«Слава, и ныне», «Тебе и стену, и пристанище…»

IV. Вместо «Бог Господь» тк же поётся «Аллилуия» 8 гл.

Тропарь «Глубиною мудрости…» 2-жды

«Слава и ныне», «Тебе и стену, и пристанище…»

V. Чтение канона:

1) Канон храма (Господского или Богородицы или святого) с ирмосом на 6.

2) Канон Триоди на 8.

К тропарям канона Триоди – припев: «Покой, Господи, души усопших раб Твоих». Поётся обязательно и 2-ая песнь на ряду в Триоди. Катавасия Триоди по каждой песни «Песнь возслем людие…». «Достойно есть» не поётся.

На практике чаще всего читается только канон Триоди. Ирмосы бывают обычные заупокойные 6 гл.: «Яко по суху пешествовав Израиль…» (находятся в воскресной службы 6-го гл.). Как правило канон читают священнослужители на середине храма. Припевы «Покой, Господи, души…» поёт хор. Священнослужители заходят в алтарь после прочтения светильна с богородичным из Триоди. (Всё время от выхода из алтаря по 16 кафизме и до чтения светильна они находятся на середине храма).

VI. На часах тр.: «Глубиною мудрости…»

По трисвятом кондак: «Со святыми упокой…»

VII. Тропари на Литургии:

«Глубиною мудрости…», «Слава» – «Со святыми упокой…», «И ныне» – «Тебе и стену, и пристанище…» Прокимен один заупокойный, чтения два по Типикону.

VIII. В Троицкую родительскую субботу вместо «Видехом свет истинный…» поётся тропарь «Глубиною мудрости…»

Порядок каждения

Всенощное бдениЕ

1. Каждение на «Господи, воззвах...» и на «Честнейшую»

а) Престол (с 4-х сторон)

б) Горнее место

в) Правая и левая части Алтаря, Запрестольный крест и икона

г) Предстоятеля и предстоящих у Престола (если присутствует Архиерей, то первым кадится он 3х3)

д) Присутствующих в Алтаре

е) Выйдя на солею, диакон кадит правую и левую части Иконостаса (если два диакона, то каждый свою сторону)

(если это каждение на «Честнейшую», то левая часть Иконостаса кадится после возгласа диакона «Богородицу и Матерь света...»)

ж) Клироса и народ (с амвона)

з) Икона на аналое, посреди храма (если два диакона, то сразу кадят по храму)

и) Каждение всего храма

к) Царские врата и местные иконы (Спасителя и Божией Матери)

л) Поклонившись, диаконы идут в Алтарь и кадят переднюю часть Престола, Горнее место

м) Предстоятеля

На литии

(благословение на каждение диакона берут с Горнего места перед выходом духовенства на середину)

В Алтаре каждение не совершается

а) Иконостас (правая и левая части)

б) Икона на аналое, посреди храма

в) Предстоятеля и предстоящих (с середины храма)

г) Клиросы и народ (с амвона)

д) Царские врата и местные иконы

е) Иконы на аналое

ж) Предстоятеля

Литургия

1. На часах перед началом Литургии:

а) Престол (с 4-х сторон, при чтении «во гробе плотски...»)

б) Жертвенник

в) Горнее место (с чтением тайно пс. 50 «Помилуй мя, Боже...»)

г) Правая и левая части Алтаря

д) Икона над Царскими вратами (с левой стороны Горнего места), Запрестольный крест и икона

е) Предстоятеля и предстоящих (с правой стороны Горнего места)

Примечание. Если в Алтаре присутствует Архиерей, то сначала кадят его 3х3, а в конце всего каждения только трижды.

ж) Присутствующих в Алтаре (после этого диакон выходит на солею)

з) Иконостас (правая и левая части)

и) Клироса (верхний, правый и левый)

к) Народ (с амвона)

л) По храму (если один диакон, то начинает с иконы, которая на аналое, на середине)

м) Царские врата и местные иконы (после этого диакона кланяются друг другу и идут в Алтарь)

н) Передняя часть Престола, горнее место

о) Предстоятеля (если присутствует Архиерей, то кадят его, а не Предстоятеля)

2. Порядок каждения во время чтения Апостола и на «Херувимской песни»

а) Престол с 4-х сторон

б) Жертвенник

в) Горнее место

г) Правая и левая части Алтаря

д) Икона над Царскими вратами, Запрестольный крест и икона

е) Створки Царских врат (после этого диакон через Царские врата выходит на солею)

ж) Правая и левая части Иконостаса

з) По входе в Алтарь, кадит Предстоятеля и предстоящих

и) Всех присутствующих в Алтаре

к) Выйдя на амвон, кадит чтеца, клироса и народ

л) Царские врата и местные иконы (Спасителя и образ Божией Матери)

м) Передняя часть Престола, горнее место

н) Предстоятеля (если присутствует Архиерей, то кадят только Его, трижды)

3. Порядок каждения на «Достойно есть»

(после возгласа «Изрядно о Пресвятей...»

а) Престол с 3-х сторон (переднюю часть Престола кадит Предстоятель во время возгласа)

б) Горнее место

в) Правая и левая части Алтаря

г) Икона над Царскими вратами, Запрестольный крест и икона

д) Предстоятеля и предстоящих (с горнего места)

е) Присутствующих в Алтаре

ж) Передняя часть Престола, горнее место

Особенности богослужения в субботу 2, 3 и 4 седмиц Великого Поста. - student2.ru з) Предстояте.

Наши рекомендации