Анализ контролепригодности авиационной техники
При создании ЛА конструкторы используют два основных принципа решения проблемы повышения надежности и эффективности эксплуатации: "безопасного ресурса" и "безопасной повреждаемости".
Анализ имевших место случаев разрушения и серьезных повреждений конструкции свидетельствует о том, что они могут быть легко предотвращены, если обеспечивается необходимый доступ для контроля и осмотра. Вопрос обеспечения доступности для технологического контроля конструкции решается на стадии проектирования ЛА. При этом учитывается, что неразрушающие методы контроля применяют тогда, когда визуальные технические осмотры не эффективны.
Выполнение принципа "безопасной повреждаемости" обеспечивается, в основном, за счет резервирования функций отдельных систем. Однако, тем не менее, сами системы также нуждаются в высоком уровне контролируемости. Контроль технического состояния функциональных систем ЛА обеспечивается:
-наличием штатных приборов индикации эксплуатационных параметров;
-систем раннего обнаружения неисправностей;
-аварийной сигнализации;
-автоматизированного контроля.
Штатные приборы контроля в форме различных видов носителей информации (стрелочные, цифровые, световые и т.п.) выводятся на приборные доски и обеспечивают контроль работоспособности важнейших агрегатов и функциональных систем ЛА.
Система раннего обнаружения и сигнализации неисправностей предназначена для выявления предотказового технического состояния агрегатов и систем ЛА. Их контролируемые параметры отражают постепенно накапливающиеся изменения таких характеристик технического состояния, которые объективно свидетельствуют о возникновении неисправности, переходящей в отказ агрегата.
Системы аварийной сигнализации реагируют на такие изменения в работе основных систем ЛА, которые угрожают безопасности полета: помпаж двигателя, пожар, падение давления топлива и т.п.
Бортовая аварийная система контроля (БАСК) объединяет все бортовые системы контроля и регистрирует весь комплекс параметров, контролируемых на борту ЛА. БАСК имеет в своем составе бортовую ЭВМ.
Конструкции современных ГТД позволяют обнаружить большинство повреждений на ранних стадиях за счет возможности проведения контроля: состояния масла, уровня вибраций, значений
термогазодинамических параметров, целостности деталей проточной части двигателя и силовых элементов.
В табл.1. приведены примеры обеспечения контролепригодности современных ГТД.
Оценка технического состояния наиболее ответственных элементов ГТД осуществляется с помощью встроенных средств контроля, обеспечивающих регистрацию основных параметров в процессе работы двигателя.
КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАДЕЖНОСТИ АВИАЦИОННОЙ ТЕХНИКИ