Средства товарной информации — маркировка




Средства товарной информации — маркировка - student2.ru

Средства товарной информации — маркировка - student2.ru
CENELEC

стандартизации входят страны Европейского экономичес­кого сообщества и Европейской ассоциации свободной тор­говли. Указанные транснациональные знаки подтверждают соответствие требованиям соответствующих европейских стандартов (EN) или документов CEN (CENELEK) по гар­монизации стандартов.

Рис. 31.Транснациональные зна­ки соответствия стандартам:

1 — знак CEN; 2 — знак CENELEC

В странах ЕС применяется транснациональный европей­ский знак соответствия «СЕ», подтверждающий соответствие продукции предписаниям европейских директив и техничес­ких агреманов (ATE). Под термином «технический агреман» понимается документ, содержащий детальные технические характеристики материалов, оборудования или технических процессов, которые отвечают требованиям безопасности и экс­плуатационной надежнрсти. Эти документы разрабатывают­ся и действуют в случае отсутствия соответствующих стан­дартов по причине того, что объекты агреманов являются техническим новшеством. Требования агреманов касаются по­казателей безопасности, прочности, гигиеничности, экологи­ческой чистоты, эргономических характеристик.

Знак «СЕ» не может присваиваться, если подтвержде­ние соответствия производится по требованиям националь­ных или международных стандартов. Знак не применяется для продукции, не являющейся объектом европейского за­конодательства.

Наряду со знаками соответствия в ряде стран применя­ются и знаки качества. В отличие от первых знаки каче­ства могут присваиваться не только органами по сертифи­кации, но и другими организациями, не входящими в наци­ональную систему сертификации.

В Германии пользуются несколькими знаками соответ­ствия и качества. Так, Общество по сертификации «Дин-ГОСТ-Тюф» (Берлин-Бранденбург) ввело знак «Проверено на безопасность».

Кроме того, применяют еще несколько знаков качества: знак «Исследован на пригодность для производства пище­вых продуктов», знак «СМА», «Markengualitflt aus deut-schen lender» (марка качества немецких земель). Такие зна­ки в виде наклейки на маркировке можно встретить на германских товарах, поступающих на российский рынок.

Штриховой код (ШК)— знак, предназначенный для автоматизированных идентификации и учета информации о товаре, закодированной в виде цифр и штрихов.

ШК наносится на транспортную или потребительскую упаковку многих импортных и отечественных товаров ти­пографским способом или с помощью этикетки или ярлы­ка, которые приклеиваются. В соответствии с требования­ми проведения внешнеторговых сделок наличие штрихово­го кода на упаковке товара является обязательным усло­вием его экспорта. Отсутствие ШК отрицательно влияет на конкурентоспособность продукции. Иногда незакодиро-ванный товар просто невозможно реализовать, так как тор­говые фирмы с технологией, нацеленной на автоматизиро­ванное товародвижение, часто не принимают на реализа­цию товар без штрихового кода.

Причина этого заключается в том, что система кодиро­вания и обработки информации о товаре с помощью штри­ховых кодов становится экономически оправданной только тогда, когда охватывает не менее 85% товаров.

ШК в отличие от многих информационных знаков выпол­няет не только общие функции информационного и иденти­фицирующего характера, но и ряд дополнительных функций.

Дополнительные функции ШК:

автоматизированная идентификация товаров с помощью машиносчитывающих устройств;

автоматизированные учет и контроль товарных запасов;

оперативное управление процессом товародвижения: отгрузкой, транспортировкой и складированием товаров (производительность труда по обеспечению товародвиже­ния повышается на 30%, в некоторых случаях — до 80%);

повышение скорости и культуры обслуживания поку­пателей;

информационное обеспечение маркетинговых исследо­ваний.

Необходимость внедрения ШК возникла в связи с раз­витием информационной технологии, широким внедрени­ем ЭВМ в сферу производства и торговли. В результате появилась возможность за счет автоматизации учета по­ступления, отгрузки и продажи товаров интенсифициро­вать товародвижение и упростить документальное офор­мление товаров на разных этапах его. Ручное заполнение документов, поиски нужных товаров на складе требуют больших затрат времени и труда, причем при выполне­нии этих операций возможны ошибки. В международной торговле расходы, связанные с обработкой бумажных до-

Средства товарной информации — маркировка - student2.ru 248 Глава 8. Средства товарной информации

Средства товарной информации — маркировка - student2.ru кументов, оцениваются в пределах от 3,5 до 15% стоимос­ти товара.

В результате поиска путей по интенсификации това­родвижения и упрощению ведения документами в конце 60-х годов появились первые идеи разработки универсаль­ной системы, основанной на идентификации товаров по то­варной нумерации. Товарная нумерация и введение ее в ЭВМ были осуществлены в США и Канаде. Основой штри­хового кодирования послужили универсальные товарные коды — UPC.

В 1977 г. по инициативе двенадцати европейских госу­дарств была создана Европейская ассоциация товарной ну­мерации — EAN. На основе американского стандарта раз­работан новый европейский стандарт товарной нумерации и символьной маркировки.

После вступления в EAN неевропейских государств сис­тема получила международный статус и широко исполь­зуется в настоящее время во всем мире. Ее применение координирует Международная ассоциация EAN.

Система EAN является универсальной и может быть применена практически к любому виду товара и использо­вана в любой точке цепи «производитель — оптовое пред­приятие — предприятие розничной торговли». В рамках системы EAN разработан и активно используется во мно­гих, странах мира стандарт электронного обмена данными (EANCOM). Хотя система EAN была разработана на основе системы UPC и при ее создании предусматривалось вы­полнение требования совместимости с системой UPC, в силу технических причин достигнуть полной совместимости этих систем не удалось.

Применение ШК совместно с ЭВМ обеспечивает опти­мизацию следующих процессов:

изготовителям — учет количества произведенной про­дукции, ее сортировку и раздельное складирование раз­ных видов, наименований, сортов, учет товарных запасов, формирование заказов путем подборки необходимых това­ров в нужном количестве и отправку в торговлю;

оптовым посредникам — приемку товаров по количе­ству и ассортименту, учет и контроль товарных запасов на складе, отгрузку в розничную торговлю;

транспортным организациям — приемку-сдачу товаров; розничным продавцам — приемку товаров по коли­честву и ассортименту, размещение на складе, учет и контроль товарных запасов в магазине: на складе и в тор­говых залах, контроль за сохранностью товаров, обеспече-


Средства товарной информации — маркировка

ние ритмичного пополнения запаса товаров по мере их реализации.

Средства товарной информации — маркировка - student2.ru Принцип ШК — кодирование алфавитно-цифровых зна­ков в виде чередования черных и светлых полос различной толщины (штрихов и пробелов), считывание с помощью сканирующего устройства, которое расшифровывает коды и передает информацию на ЭВМ.

ШК — одно из наиболее распространенных средств авто­матической идентификации (АИ). К другим средствам АИ относятся цифровая, магнитная, радиочастотная, звуковая и визуальная идентификации (магнитная карточка, радио­частотная бирка и т. п.). Широкое распространение ШК объясняется их преимуществами перед другими средства­ми АИ. Это:

оперативная передача информации о товаре по систе­ме электронной связи;

однозначность информации, что обусловливает высокую защищенность алгоритмов кодирования от ошибок (при счи­тывании ШК);

сравнительно невысокая стоимость благодаря исполь­зованию дешевого носителя информации — бумаги.

Классификация ШК. ШК делятся на два вида: евро­пейский — EAN и американский — UPC. Среди несколь­ких десятков схем кодирования (или символов), принятых к употреблению международными организациями и имею­щих собственное наименование, коды EAN/UPC наиболее распространенные. Кроме них довольно часто встречаются коды Interleaved 2 of 5, Code 39, Codabar.

Коды EAN подразделяют на три типа: EAN-8, EAN-13 и EAN-14 (только для транспортной тары).

Расшифровка кодов осуществляется сканирующими уст­ройствами. ШК не предназначены для передачи информа­ции о товаре потребителю и для неавтоматизированной ее идентификации.

Поскольку существует большое количество неверной информации о расшифровке ШК, мы приводим структуру разных типов ШК (табл. 16).

Как видно из представленных данных, первые две циф­ры обозначают код страны, где находится организация, за­регистрировавшая изготовителя, его товар и присвоившая им порядковые номера.

Код страны на ШК может не совпадать со страной про­исхождения товара, так как изготовитель или продавец имеют право зарегистрироваться в отечественном и зару­бежном банках данных.



Глава 8. Средства товарной информации

Средства товарной информации — маркировка




Средства товарной информации — маркировка - student2.ru Таблица 16 Структура штриховых кодов разных типов

  Структура кодов Порядковые номера знаков
№ п/п   Типы ШК
  EAN-8 EAN-13 EAN-14
Страна, где находятся банк данных о ШК 1—2 (3*) 1—2 (3*) 1—2 (3*)
Организация-изгото­витель или продавец 3—5 (4—5)** 3—7 (4—7)** 3—7 (4—7)**
Информация о товаре 6—7 8—12
Код упаковки товара 9—13
Контрольная цифра

Примечания. * — страны, которым предоставлена возмож­ность детализировать код страны на третьем разряде, например страны СНГ — 460-469.

** — в указанном выше случае изготовитель может использо­вать только четыре разряда.

Каждой стране Ассоциации EAN централизованно вы­даются диапазоны кодов. Коды чаще всего двузначные (Фран­ция — 30-37, США и Канада — 00-09, Япония — 45-49), но могут быть и трехзначные (Россия — 460-469) за счет уменьшения кода изготовителя на один знак. Коды стран, где находится банк данных о ШК, представлены в табл. 17.

Код изготовителя (следующие 3—5 цифр) присваивает централизованно национальный орган страны конкретной организации-изготовителю. В России код изготовителю при­сваивает Ассоциация ЮНИСКАН, которая представляет интересы своих членов в EAN.

ЮНИСКАН выдает регистрационные номера-коды пред­приятиям, причем предпринимателям не только россий­ским или из других стран СНГ, а из любой страны. Она ведет также банк данных о зарегистрированных у нее ШК, разрабатывает и распространяет методики по использова­нию кодов EAN.

Таблица 17

Наши рекомендации