Определение Gartner

20.02.2013

.............................................................................................................. 92

Что такое Архитектура Предприятия? Часть 1. Пять определений Архитектуры Предприятия

На вопрос «Что такое Архитектура Предприятия?» на презентациях и в книгах прежде всего дают определение. Вот 5 определений Архитектуры Предприятия.

Определение CISR MIT

Центр исследований информационных систем Школы менеджмента Массачусетского Технологического института (Center of Information Systems Research MIT Sloan School of Management) дает такое определение:

«Архитектура предприятия – организационная логика для ключевых бизнес‐процессов и ИТ‐решений, отражающая требования операционной модели предприятия к интеграции и стандартизации».

«Операционная модель – это необходимый уровень интеграции и стандартизации бизнес‐процессов».

Определение Марка Ланхорста

Определение из книги Марка Ланхорста «Enterprise Architecture at Work»:

«Архитектура предприятия – целостный набор принципов, методов и моделей, который используется в проектировании и реализации организационной структуры, бизнес‐процессов, информационных систем и технологий».

Определение FEA

Federal Enterprise Architecture (FEA) – фреймворк для разработки Архитектуры Предприятия, созданный правительством США, как

общий подход для развития информационных технологий правительственных учреждений.

Согласно FEA, «Архитектура предприятия – это управленческая практика, направленная на максимизацию отдачи от ресурсов предприятия, инвестиций в ИТ, деятельности по разработке систем в процессе достижения целей предприятия».

Определение Gartner

Gartner – одна из ведущих консалтинговых и аналитических компаний в ИТ‐отрасли. Так же создала фрейворк для Архитектуры Предприятия.

И, конечно, у неё есть собственное определение Архитектуры Предприятия:

«Архитектура Предприятия – это процесс перевода видения и стратегии бизнеса в эффективное изменение компании посредством создания, обсуждения и улучшения ключевых требований, принципов и моделей, которые описывают будущее состояние компании и делают возможным её развитие».

Определение без ИТ‐жаргона

Определение без ИТ‐жаргона в блоге ИТ‐директора NASA Линды Кьютон (http://wiki.nasa.gov/cm/blog/NASA‐CIO‐Blog/posts/post_1256697836332.html) .

В вольном переводе оно звучит так:

«Архитектура Предприятия – это инструмент планирования, который описывает:

1. как ИТ‐активы компании связаны и функционируют;

2. что компании действительно нужно от информационных технологий;

3. четкий план реализации того, что нужно компании от технологий.

Он работает в контексте установки приоритетов, принятия решений, информирования об этих решениях и достижения результатов – всего того, что называется IT Governance.»

Почему так много определений?

Если бы Архитектура Предприятия была чем‐то простым и понятным, то исследователи быстро бы нашли определение, с которым все согласились и сделали общепринятым. Вы прочитали 5 определений Архитектуры Предприятия. Это и инструмент, и процесс, и управленческая практика, и логика. Можно было бы привести ещё 10 определений.

Но этого недостаточно. Нужна привязка к реальной жизни. Поэтому рассказ о том, что такое Архитектура Предприятия, займет немного больше, чем одно предложение.

Что такое Архитектура Предприятия? Часть 2. Связующее звено

Так что же такое Архитектура Предприятия?

Во‐первых, так называют область знаний, научную дисциплину. Историю её возникновения вы узнаете из главы «История Архитектуры Предприятия».

Во‐вторых, это связующее звено между стратегией и исполнением, бизнесом и ИТ. Она включает:

1. описание компании и её ИТ‐активов;

2. план развития ИТ, основанный на понимании стратегии и бизнеса компании.

Давайте разберемся со вторым значением подробнее.

Что такое Архитектура Предприятия? Часть 2.1. Связующее звено между стратегией и исполнением

Представьте себе, на собрании акционеров вашей компании было принято стратегическое решение – построить новый офис. Исполнение было поручено ИТ‐службе компании. Там умные парни, разберутся.

Они сразу же арендовали магистральные каналы связи, купили 10 тонн кирпича, 30 рулонов обоев. А программисты начали копать котлован.

Вам не кажется, что они что‐то забыли?

Перед тем как начинать стройку, им нужно остановиться и подумать. Каким будет здание? Как они будут его строить? Причем полученное видение и план нужно согласовать со всеми заинтересованными лицами (stakeholders). Возможно, генеральному директору вашей компании не понравится розовый цвет стен в его кабинете. Или то, что здание будет построено только через 10 лет. Это видение и план называется архитектурой.

С ИТ очень похожая ситуация.

У вашей компании есть стратегия. Если вам кажется, что её нет, то прочитайте главу «Будущая Архитектура Предприятия». Стратегию разрабатывает высшее руководство компании. На уровне стратегии дают ответ на вопрос «Что нужно сделать?» Фиксируют те результаты, которых нужно достичь. В стратегии есть направления развития компании, ключевые проекты и инициативы.

В вашей компании уже идут или будут запущены ИТ‐проекты для реализации этих инициатив. Это уровень исполнения. Здесь происходит достижение результатов. Основной объем работ на этом уровне выполняют рядовые исполнители. На этом уровне не отвечают на вопросы, а делают.

Определение Gartner - student2.ru

Информационные технологии давно стали неотъемлемой частью российских компаний. Любые проблемы в ИТ больно бьют по бизнесу. А с учетом того, что ИТ‐проекты становятся все сложнее, а таких проектов все больше, нужен дополнительный уровень, на котором будет выполнено более детальное планирование исполнения до его начала. Без этого можно наломать дров и бесцельно потратить время и ресурсы компании. А в кризисные времена это может быть фатально для компании. Нужны видение и детальный план развития компании, хотя бы в части ИТ. Нужен ответ на вопрос «Как делать?» Это уровень Архитектуры Предприятия.

Архитектура Предприятия – это связующее звено между стратегией и исполнением.

Посмотрите Таблицу 1. В ней вы найдете сводную информацию об уровнях управления.

Уровень Название Вопрос Степень детализации
Стратегический Стратегия, Что делать? Низкая
  ИТ‐стратегия    
Тактический Архитектура Как делать? Средняя
  Предприятия    
Операционный ИТ‐проекты, Делать! Высокая
  ИТ‐процессы    

Таблица 1. Три уровня управления

Но это ещё не все.

Что такое Архитектура Предприятия? Часть 2.2. Связующее звено между бизнесом и ИТ

В прошлой части этой главы был акцент на план развития для реализации стратегии, в этой части будет сделан акцент на использовании описания того, как компания устроена и ведет бизнес, как использует ИТ.

Зачем оно нужно?

Компания – это живой организм. Очень сложно удержать в одной голове все детали, как устроена и как ведет бизнес средняя или крупная компания. Плюс отследить все изменения. Даже все подробности того, как устроены ИТ‐активы такой компании, вряд ли поместятся в одну голову. Поэтому не так легко найти ответы на вопросы:

· Как связаны бизнес и ИТ?

· Можно ли решить актуальные задачи бизнеса с использованием ИТ?

· Как заставить ИТ давать компании большую ценность?

· Как показать бизнесу ценность использования ИТ?

· Как нужно менять ИТ при изменениях в бизнесе?

Создание описания того, как компания устроена и ведет бизнес, как использует ИТ – необходимое зло. Без него тяжело найти ответы на эти вопросы. И решить многие задачи взаимодействия бизнеса и ИТ.

Архитектура Предприятия – связующее звено между бизнесом и ИТ.

Чтобы точнее понять, что такое Архитектура Предприятия, разберем ключевые концепции этой дисциплины.


Наши рекомендации